На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Хроника конкурса: Родионова Оксана, 2009-09-26 День четвертый: Экватор первого тура.

 

К хронике конкурса

Оксана Родионова,
«Учительская газета»
26.09.2009
День четвертый: Экватор первого тура

Конкурс идет своим ходом, множатся впечатления от общения с коллегами, с ребятами из школы Ломоносова и их учителями, с конкурсным жюри. Но и усталость ощутимо накапливается. Вчера всех конкурсантов вдохновила и приободрила встреча с «пеликанами» прошлых лет. Это очень важно — почувствовать, что ты не просто работаешь здесь и сейчас, выполняя конкурсные задания, но присоединяешься к армии учителей, за многие годы создавших традицию, движение учителей года, целый мир педагогического конкурса. Живой календарь листали первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, которая никогда не забудет, как в 1991 году относила в Кремль Хрустального пеликана перед встречей президента Михаила Горбачева с учителем года СССР Валерием Гербутовым. Учитель года России — 1993 Олег Парамонов предложил почтить память ушедших из жизни участников конкурса, в их числе — учителя года России — 1998 Владимира Ильина. Учитель года России — 1994 Михаил Нянковский вспомнил, как поездка на конкурс — встреча с неведомым — неожиданно обернулась победой и приобретением огромного количества друзей по всей России. Лауреат конкурса «Учитель года Москвы — 1997» Владимир Головнер рассказал о том, как восемь лет подряд проходят межрегиональные экологические экспедиции школьников, в которых участвуют учителя года разных лет и их ученики, пригласил новых «пеликанов» 2009 года присоединиться к замечательной компании. Выступление команды участников конкурса 2007 года было веселым: цитировали КВНовские шутки — и ностальгическим: ведь конкурсные дни, когда были все вместе, готовились с испытаниям, тряслись от волнения и радовались удачам товарищам, уже не вернуть… Мощным финалом встречи стало исполнение гимна свежеиспеченных учителей года, который написал самый «зеленый» участник «Учителя года России — 2009», учитель начальных классов из Красноярска Сергей Пикалов. Песню выучили уже не только конкурсанты, но и все, кто неравнодушен к конкурсному движению.

А между тем испытания идут своим ходом. День по-прежнему начинается с уроков, плавно переходит в классные часы, далее идут методические семинары, родительские собрания, и вечером автобусы уносят участников конкурса в гостиницу, к новой бессонной ночи перед новым непройденным этапом. Вчера кто-то заметил, что мы прошли экватор первого тура. Действительно, еще два дня, и станет известен состав «пятнашки» лауреатов. Кто в нее войдет, угадать трудно. Каждый конкурсант выкладывается полностью, искренне, по-настоящему. Вы можете в этом убедиться, заглянув на сеанс интернет-трансляции.

Урок биолога из Алтайского края Ирины Сажаевой назывался «Такая простая сложная клетка». Метапредметная тема — «Постановка проблемы». Ребята под руководством педагога повторили строение клетки, вспомнили историю ее изучения, задумались о том, как происходит процесс познания. Любопытная деталь — учительница предложила старшеклассникам составить проект… собственного домашнего задания. И оставила адрес своей электронной почты, чтобы познакомится с результатами этих проектов.

Физик Вадим Муранов из Московской области с ходу создал научно-исследовательскую лабораторию. Сотрудники — восьмиклассники, руководитель — сам учитель. Сотрудники засучили рукава и начали работать — ставить эксперимент с помощью специальной авторской установки, части которой были выложены на парты. Задача непростая — проверить, возможно ли превратить тепло во внутреннюю энергию и затем в работу. Оказалось, можно, если нагреть с помощью самодельной спиртовки воду в яйце, превратить ее в пар, и тем самым заставить крутиться небольшой пропеллер. Эксперимент зарисовали, а затем написали на доске схему, обсудили, в чем разница между этими двумя способами фиксации результатов. Ведь метапредметная тема, доставшаяся Вадиму, — «Рисунок и схема».

Во время «Методического семинара», в котором ваша покорная слуга имеет честь быть в качестве жюри, учителя просто блистали педагогическим опытом. Главная задача семинара — не просто рассказать о том, как работаешь сам по себе, а объяснить, как на твою деятельность повлияли окружающие — коллеги, родители учеников, социальные партнеры. Проанализировать свою работу с этой точки зрения непросто, зато конкурс позволяет сделать то, до чего никогда не доходят руки. Справились или нет конкурсанты с основной задачей этого этапа, в любом случае рассказ о своей работе показался всей судейской коллегии весьма любопытным. Вчера, например, мы узнали, как биолог Ольга Машенкина из Кабардино-Балкарской Республики развивает индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности своих учеников, как Татьяна Мурыгина, учитель английского языка из Томской области, использует иностранный язык в качестве ключа к пониманию культуры, наконец, как учитель музыки из Ивановской области Екатерина Абрашитова применяет на своих уроках компьютерные технологии, не забывая о том, что урок — не технический практикум.

Сегодня во второй группе этапа «Методический семинар» нас порадовала учитель истории и обществознания из города Шарьи Костромской области Надежда Зезина, которая очень обстоятельно описала идеи, повлиявшие на формирование ее профессионального опыта, удивил учитель физики, астрономии и черчения из Ленинградской области Николай Егоркин своим оригинальным подходом к портрету современного выпускника, увлекла учитель экономики из Кемерово Наталья Поварич своей системой преподавания экономики, очаровал Алексей Бараниченко из Тульской области деятельностным подходом к преподаванию технологии. Почти каждый участник нашей группы успевал не только отчитаться «по теме», но и рассказать о своей жизни, своей школе, своих учениках просто, по-человечески, и это, уверена, очень обогатило и членов жюри, и зрителей семинаров.

До завтра! Впереди рассказ об этапе «Родительское собрание».






Вверх

К хронике конкурса

К третьему дню

К пятому дню



Гущин Д. Д.