На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Хроника конкурса: Родионова Оксана, 2009-10-01 День восьмой и девятый: Двадцать минут удачи

 

К хронике конкурса

Оксана Родионова,
«Учительская газета»
1.10.2009
День восьмой и девятый: Двадцать минут удачи

Среда на конкурсе притворилась воскресением. Закончился первый тур, и конкурсанты ушли на заслуженный отдых. Но не все. Любоваться красотами Красной площади, московского Кремля, музея-заповедника «Царицыно» не поехала названная накануне «пятнашка». Оно и понятно. Создание мастер-класса требует сосредоточенности и отрешенности, а во время экскурсии можно сочинить разве что занятие, посвященное столице. С утра восьмого конкурсного дня зарядил дождь, затем на учителей посыпался град, как раз пока они выстаивали очередь в Оружейную палату. Зато днем погода разгулялась, и прогулка по Царицыно с замечательными экскурсоводами ничего, кроме удовольствия, не доставила. Светский вечер в Большом театре, где давали «Мадам Баттерфляй», не захотел пропускать ни один человек, и даже суперзанятые лауреаты конкурса. Если по поводу авангардной постановки и могли быть какие-то искусствоведческие споры, то голоса певцов восхитили абсолютно каждого. Счастливые педагоги легли спать поздно, а на следующий день начались мастер-классы в московской средней школе № 2030 — новом «гнезде» «пеликанов» 2009 года.

В этом году все мастер-классы объединяет одна тема, вернее, стремление конкурсантов — доказать, что предмет каждого выступающего учителя обязательно должен быть в школьной программе. Помочь коллегам всеми силами стараются не только соседи по «пятнашке», но и конкурсанты, не вышедшие во второй тур. Что чувствуют «шестнадцатые»? Об этом в 2000 году хорошо сказал учитель года Ленинградской области Евгений Травин, сам, кстати, вошедший в «пятерку» состязания:

Уроки на сцене — иные сцены,
Отрывки или фрагменты…
А я себе не узнаю цену –
Я голос в аплодисментах.

Уроки на сцене — я дал бы не хуже
Счастливчиков этих пятнашных.
Но голосом чьим-то уже осужден
Жить только днем вчерашним.

Уроки на сцене… Удачи, ребята!
Мой голос, глаза в партере.
А я возвращаюсь к родным пенатам,
К надежде, любви и вере.

О мастер-классах, как и о других конкурсных этапах, «Учительская газета» обязательно подробно расскажет в октябрьской «Методической кухне». А пока несколько слов о каждом выступлении.

Александр РЫЖИКОВ, учитель математики, физики и информатики Победненской основной школы Залегощенского района Орловской области, предложил жюри и зрителям свое «уравнение жизни»: ученик + мышление + любовь + здоровье + память + душа + Х. Мастер-класс был посвящен поиску Х. Оказалось, что это — предметная область каждого учителя. Для Александра Х — история.

Наталья ПОВАРИЧ, учитель экономики гимназии № 1 города Кемерово, попыталась ответить на вопрос: «Почему люди торгуют?». Педагоги на ее занятии занимались внутренней и внешней торговлей и объясняли, для чего они это делают. Выяснилось, что Наталья — ярый защитник школьного экономического образования и игр на уроках.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 22 города Белгорода Елена ГАЛЬЧЕНКО, погрузившись в эвристическую беседу, вместе с коллегами восстанавливала, реконструировала текст о Родине, родном языке. В финале выяснилось, что это слова философа Ильина. По просьбе председателя жюри Виктора Антоновича Садовничего Елена рассказала о судьбе философа.

Почему насекомые летят на одни цветы и напрочь обходят другие? Оказывается, привлекает похожая форма. Есть и другие причины. Их выясняли ученики Наталии ЧЕРНОВОЙ, учителя биологии средней школы № 3 п.г.т. Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми. А в финале «шестеклассники» сочинили комплименты — от имени насекомых — цветам и от имени цветов — насекомым.

Кто бы мог подумать, что термин «революция» пришел в историческую науку из естественных, точнее, из астрономии, так называли возвратное движение светил по небосклону. А в новейшее время историки «вернули долг» коллегам — появилась «научно-техническая революция». Это только фрагмент из мастер-класса Владимира КРУЖАЛОВА, учителя истории и обществознания гимназии № 1542 Москвы.

«Гайка, макароны… или Через парадокс к совершенству», назвала свой мастер-класс учитель математики средней школы № 5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области Наталья НИКИФОРОВА. И мы, ее ученики, совершенствовались. Сначала познавая тайны ленты Мёбиуса, затем исполняя роли исследователей, методистов, практиков.

Нина ЗАВАРЫКИНА, учитель русского языка и литературы средней школы № 9 города Вязники Владимирской области, предложила своим ученикам нарисовать стихотворение Осипа Мандельштама, а затем зал выбрал лучший рисунок. На своих уроках Нина учит понимать и чувствовать слово. Благодаря этому, ее ученики раскрываются с самых неожиданных сторон.

«Магия родного слова», — название мастер-класса учителя русского языка и литературы Баскаковской средней школы Гагаринского района Смоленской области Ульяны ЧЕРНЫШОВОЙ. Красивое начало: филолог предложила своим коллегам исполнить колыбельные песни на разных языках — чеченском, калмыцком, немецком, французском, русском.

А затем мы от песни на немецком перешли к изучению этого языка. Это показалось легким делом, ведь Светлана ПРОКОФЬЕВА, учитель немецкого языка гуманитарного лицея Пскова, придумала интересные ассоциации со словами, которые надо было выучить. Например, bauch (живот) — это «Баунти», произнося, погладьте себя по животу — вкусно! — и лексическая единица усвоена!

Весь зал заслушался — учитель русского языка и литературы Петровской школы города Петрозаводска Республики Карелия Ольга ПОСАЖЕНИКОВА читала наизусть произведение Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Оказывается, именно так словесник приохочивает детей к чтению. А еще они читают вместе. Тоже хорошая мотивация.

Во время мастер-класса Елены КЛИМЕНКО, учителя биологии гимназии № 24 города Калуги, мы задумались о том, как каждый из нас может бороться с экологическим кризисом. Учитель использовала технологии педагогических мастерских. А настраивала на тему с помощью двух видеороликов — с красивыми пейзажами и демонстрацией плачевного положения Земли — пожары, гигантские мусорные свалки…

Когда-то на Руси придумали пятиголосье. А в 2009 году учитель истории и обществознания средней школы № 70 Тюмени Константин ЛУПИКОВ вспомнил об этом, чтобы вместе с конкурсантами красиво спеть «Мне малым-мало спалось…». И призвать со сцены: «Мы должны петь с ребятами добрые, умные песни».

Запуск «ракеты» состоялся на занятии Вадима МУРАНОВА, учителя физики основной общеобразовательной школы № 19 города Ногинска Московской области. И не один раз. Сначала произошла трансляция опыта, затем ученики Вадима попытались поставить эксперимент сами и, наконец, они научили «ракетному делу» своих учеников. Таковы три пути формирования мировоззрения школьника.

За двадцать минут показать технологии дебатов и социального проектирования, работу с метапланом — одной из методик гражданского образования. Такую нелегкую задачу поставил перед собой учитель истории, обществознания и права средней школы № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля Перми Дмитрий ПОНОСОВ. И ведь справился!

За один мастер-класс Ирины ФОМЕНКО, учитель химии и биологии лицея «Экос» города Новоалександровска Ставропольского края мы узнали множество интересных и сложных вещей — что такое вирус, какими бывают платоновы тела, где используется фуллерен. Ирина убеждена: «Ощущение счастья от познания самых обычных вещей — с этого начинается обучение в школе».






Вверх

К хронике конкурса

К седьмому дню

К десятому дню



Гущин Д. Д.