3 октября в Фундаментальной библиотеке МГУ были названы пятеро победителей конкурса «Учитель года России — 2009». Ими стали учитель русского языка и литературы из города Вязники Владимирской области Нина Леонидовна Заварыкина, учитель истории и обществознания из Москвы Владимир Владимирович Кружалов, учитель физики из подмосковного города Ногинска Вадим Александрович Муранов, учитель математики из Магнитогорска Наталья Сергеевна Никифорова и учитель немецкого языка из Пскова Светлана Дмитриевна Прокофьева. Теперь у одного из пяти городов России есть возможность стать местом проведения конкурса «Учитель года России — 2010 года».
Конверты с именами победителей вскрывали именитые гости конкурса — артистка Елена Камбурова, кинорежиссер и сценарист Андрей Эшпай, путешественник Дмитрий Шпаро, вицеспикер Госдумы РФ, олимпийская чемпионка Светлана Журова и руководитель Департамента образования города Москвы Ольга Ларионова.
— Конкурс «Учитель года России» — это явление для страны и для общества, — заявил, приветствуя участников и гостей конкурса в стенах Фундаментальной библиотеки, бессменный председатель Большого жюри конкурса, Виктор Антонович Садовничий. — Если мы сумеем удержать высокий уровень российского образования, то и на мировом уровне сможем лидировать.
Примечательно, что Виктор Антонович, отвечая на вопросы журналистов, заметил, что уровень конкурсантов этого года значительно выше предыдущих лет.
— Пятерка победителей ровная, это очень сильные педагоги. Мы в кулуарах выделили их сразу же, буквально в первый день конкурса, — признался Виктор Антонович.
В этот же день пятерку победителей ждало заключительное испытание — участие в «Круглом столе образовательных политиков» на актуальную тему «Какой быть современной школе?» Шестым участником «Круглого стола» был Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. Пять лучших педагогов вместе с Министром отвечали на злободневные вопросы, касающиеся состояния современной школы.
— От кого и от чего зависит духовно-нравственное здоровье школьников? — поинтересовался у пятерки ведущий «Круглого стола» профессор МГИМО, бывший разведчик, соведущий программы «В круге Света» на «Эхо Москвы» Юрий Кобаладзе.
— Прежде всего, от духовно- нравственного здоровья учителя, — заявил историк из Москвы Владимир Кружалов.
— Духовное здоровье ребенка зависит напрямую от того, что происходит в обществе, и конечно, от семьи, в которой он воспитывается, — считает физик из подмосковного Ногинска Вадим Муранов.
— Разумеется, вопросы воспитания зависят не только от классного руководителя, — продолжила беседу филолог Нина Заварыкина…
На вопрос, какую задачу вы считаете для себя приоритетной, Нина Леонидовна заметила, что в образовании нет мелочей, все главное. Владимир же Кружалов убежден, что приоритет за воспитанием. По его словам, образованный негодяй — явление страшное.
— Важнейшая задача образования — развитие талантов каждого ребенка, — считает Наталья Никифорова.
— Сложный вопрос, — признался министр Андрей Фурсенко, — с одной стороны в жизни каждого должны быть приоритеты, а с другой, нужно именно в школе научить детей ценить лишнее. Потом, когда они станут взрослыми, жизнь потребует от них прагматики. И, конечно, в числе приоритетов должно быть здоровье, — подытожил Министр.
Примечательно, что все вопросы ведущего вызывали живой интерес и провоцировал дискуссию. Причем у каждого конкурсанта было свое видение и свое понимание того, какой должна быть современная школа и современный выпускник.
— Выпускник школы, прежде всего, должен обладать нравственным стержнем, — считает Светлана Дмитриевна Прокофьева.
— Он должен уметь учиться, ставить перед собой цели и быть ответственным, — убеждена Наталья Сергеевна Никифорова.
— Мы обязаны, в первую очередь, воспитывать патриота и гражданина своей страны, — заявил Владимир Кружалов
— Мы совсем забыли о таком понятии, как доброта и нравственность, — подхватывает разговор Нина Заварыкина.
А Вадим Муранов, в свою очередь, считает, что выпускник должен обладать шестью главными основополагающими качествами, среди которых нравственность, человечность, интеллигентность…
Министр был особенно внимателен к тому, что говорили учителя об изменении в содержании образования.
— Не надо ничего менять, дайте только школам большую свободу в отборе содержания, — сказал Кружалов
— Нужно раздвигать рамки класса до рамок всего мира, — предложила Светлана Прокофьева.
Вадим Муранов убежден, что любой стандарт — это ограничение.
Юрий Кобаладзе сделал пятерке своеобразный сюрприз. После того, как они ответили на вопросы «Круглого стола», у них была возможность задать свой вопрос министру или высказать свое пожелание.
— Какие перспективы поддержки учителей в ближайшие 10 лет вы видите?- поинтересовался у Андрея Александровича Вадим Муранов.
— Школа — дело государственное, почему бы не придать учителю статус государственного служащего, — предложил Владимир Кружалов.
— Сохранится ли ЕГЭ по литературе? — не удержалась от больной темы Нина Заварыкина.
Благо, что самая молодая из пятерки Наталья Никифорова просто попросила Андрея Александровича почаще «разговаривать с учителями».
— Я всегда с большой радостью общаюсь с учителями. Жаль, что нет возможности поговорить с каждым А насчет ЕГЭ, мы сделаем большую ошибку, если будем учить только ради того, чтобы сдать единый госэкзамен. Наверное, главное — это то, чтобы у наших учеников было желание изучать литературу, писать сочинения, а не списывать их из интернета.
Министр также пообещал подумать над тем, как поднять учительский статус.
— Замечательно, что сегодня все общество понимает, насколько важную роль играет образование, — сказал в завершение Андрей Александрович Фурсенко.