На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Хроника конкурса:Пресс - Релиз, 2009-10-02 Принцы учат принцев… но случается и лягушек тоже

 

К хронике конкурса

Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2009»
E-mail: [email protected]
2.10.2009
Принцы учат принцев… но случается и лягушек тоже

Открытые дискуссии прошли по трем темам: «Здоровье школьника: может ли нынешняя школа его сохранить?», «Содержание школьного образования: «понемногу обо всем» или «все о немногом», «Самореализация в школе: как разглядеть и поддержать детские таланты». Конкурсанты разделились на группы по пять человек и принялись приводить свои доводы и аргументы с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений.

Учитель биологии гимназии № 24 Елена КЛИМЕНКО считает, что сохранить здоровье в школе можно. Помогут в этом три составляющие — спорт, гигиена, комфорт. Ее наперсница по задаче найти ответ на вопрос о сохранении доброго самочувствия школьников Ирина ФОМЕНКО заметила: проблему состояния организма детей нельзя возлагать только на учебное заведение. А вообще преподавателю химии и биологии лицея «Экос» Новоалександровска Ставропольского края близка позиция Василия Сухомлинского, провозгласившего: «здоровье — это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Историк Константин ЛУПИКОВ рассказал об опыте преодоления детских недугов в 70-й школе Тюмени. Там разработан целый комплекс профилактических мероприятий, которые помогают ребенку расти здоровым и жизнерадостным. Популяризатор своего учебного заведения Лупиков отметил: все зависит от учителя. Если наставник заставит своего подопечного следить за осанкой, будет корректен во всем, а главное интересен, ученику болеть и не захочется, желание пообщаться с таким человеком придаст юному организму иммунитет. Учитель истории, обществознания и права школы № 2 Перми Дмитрий ПОНОСОВ согласен, отсутствие заболевания говорит о внутреннем благополучии. Школа — место и время личностного становления. И обидно, когда она не в состоянии стать здоровьесберегающей средой для растущего организма. Физик основной школы № 19 Ногинска Московской области Вадим МУРАНОВ склонен задумываться не только о материальной составляющей мира, но и о духовной. Он уверен, что, уделяя внимание нравственному и эстетическому воспитанию, педагог тем самым заботится и о физиологическом самочувствии воспитанника. И вообще, невозможно ничего решить поодиночке, хочется, чтобы проблему сохранения здоровья школьника медики, педагоги и родители решали сообща.

Модератор этой дискуссии Ольга Максимович передала группу на откуп оппонентов со стороны. На вопрос из зала, курят ли учителя и как они объясняют, что находятся сами в плену вредных привычек, Лупиков ответил, что об этой его слабости дети не знают, он ее скрывает. Поносов признался, что несмотря на то, что он не афиширует свою склонность, дети о ней знают, но он им говорит: «В любом случае это ваш выбор!» Некурящий Муранов заметил в ответ на признания коллег, что учитель, безусловно, живой человек, ему свойственны прегрешения, важно перед детьми не лукавить.

Посыл от слушателей о том, что порой в школе нет отопления, ученики элементарно мерзнут, как в таких условиях сохранить здоровье, поймал правовед Поносов. Он призвал всех не бояться судов и обращаться в них каждый раз, когда нарушаются права ребенка.

Вторая группа под руководством Ирины Мельниковой обсуждала школьные стандарты. Учитель математики, физики и информатики Победненской школы Залегощенского района Орловской области Александр РЫЖИКОВ задал тон диспуту, рассказав предание о деревенском дурачке. Тот побирался, но каждый раз из монетки, предложенной ему в подаяние, выбирал меньшую. Поглазеть на ротозея съезжались со всей округи, народ веселился: «Глядите, он снова взял пяточек вместо гривенника!» А шут-то был вовсе не дурак, понимал, возьми он хоть раз алтын, этим все бы и закончилось, а развлекая толпу тугодумием, он обеспечил себе бесперебойный приток средств.

Экономист Наталья ПОВАЛИЧ, русист Елена ГАЛЬЧЕНКО, биолог Наталья ЧЕРНОВА сошлись во мнении, что педагогу важно не только дать ребенку знания, он обязан научить ученика их получать. Хочется узнать многое, но школьные занятия не резиновые, да и о здоровье школьника приходится думать. Мир разнообразен, подытожил учитель истории и обществознания московской гимназии № 1542 Владимир КРУЖАЛОВ, он познается разными способами. Кому-то нужно копнуть поглубже, кто-то удовлетворяется поверхностными знаниями обо всем на свете — главное, чтобы упущения не сказались некомпетентностью в будущем. Образовательная траектория за жаждущим познания, которое никогда не бывает полным, а значит — завершенным.

У модератора Ядвиги Юферовой продолжили традицию открывать дискуссию преданиями. Учитель немецкого языка гуманитарного лицея Пскова Светлана ПРОКОФЬЕВА поведала, что все человечество делится на принцев и лягушек. Но если лягушек может воспитывать и лягушка, и принц, то принца воспитает только принц. У каждой из них, Прокофьевой, Нины ЗАВАРЫКИНОЙ, Натальи НИКИФИРОВОЙ, Ульяны ЧЕРНЫШОВОЙ, Ольги ПОСАЖЕНИКОВОЙ, собственные методы по выявлению одаренности в своих учениках, но они согласны друг с другом в одном: талантливого ребенка способен вырастить только талантливый педагог. Они гордятся достижениями своих учеников, следовательно — это можно сказать и о них.

Это испытание — вполне в духе теперешнего времени переговорщиков. Уметь вести дискуссию выгодно во всех отношениях. Удовлетворение от хода разговора позволяет расположить к себе собеседника и сделать его своим единомышленником. Сегодня школа становится все более открытой для общества, поэтому педагог обязан искать возможности для диалога с любым, и никакая неожиданная тема не должна застать его врасплох и сбить с пути доброжелательного поиска совместного решения.








Гущин Д. Д.