На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


На роду написано

Оксана Юдкина достойно продолжает педагогическую династию

Совсем немного осталось до нового учебного года. Оксана Григорьевна Юдкина ждет его с особым волнением. В этом году ей предстоит не только встреча с первоклассниками, что само по себе всегда волнительно, но и новая во всех отношениях жизнь. Новая школа, новый коллектив, новое место жительства... В поселок Лукино Балахнинского района Нижегородской области она переехала совсем недавно. И хотя статус учителя года Магаданской области дает какие-то преференции, подтверждать его все равно придется. Не дипломами и грамотами — делом. Оксана Владимировна отлично это понимает и готова ежедневно доказывать свой высокий профессиональный уровень. В каком-то смысле ее даже радует возможность начать все с нуля. Так в ее жизни было не раз. Например, когда она из маленькой поселковой школы перешла в ведущий лицей Магадана.

В магаданском лицее №1 Оксана Юдкина проработала 7 лет. «Даже не проработала, а прожила, — уточняет она. — Потому что мы там дневали и ночевали». В лицее развито конкурсное движение. Дети всегда участвуют в олимпиадах, учителя — в различных педагогических состязаниях. Единственный минус региона — его удаленность. Иногда просто нет материальной возможности участвовать в очных олимпиадах. Обычно едут те, кому родители могут оплатить дорогу. Учителя нередко ездят за свой счет. В минувшем учебном году, например, Оксана Григорьевна дважды привозила детей в Москву на Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку». В 2012 году она съездила туда с дочерью, так сказать, на разведку, и 10-летняя Настя заняла на этом конкурсе 1-е место. В 2013 году повезла в Москву троих своих четвероклассников — они заняли вторые места. Ездили за счет родителей, Оксана Григорьевна — за свой счет. Конечно, директор лицея Наталья Михайловна Гришенко всегда старалась помочь. Когда есть возможность, она дает педагогам премии за участие в олимпиаде или конкурсе, поэтому нередко получается, что за счет премии дорога окупается. Кроме того, в 2012 году Юдкина получала грант. Когда ее спрашивают, на что она его потратила, говорит: «На педагогические приключения, на поездки».

Интересуюсь у Оксаны, были ли у нее в детстве мечты о других профессиях. Она отвечает с улыбкой: «Нет, выбора у меня не было. Кем еще я могла стать, если мама, дедушка, две тети педагоги, если с пеленок я только и слышала, что о школе и учениках? Только учителем».

Дедушка Геннадий Петрович Одегов был основателем династии, в которой на сегодняшний день семь педагогов. Геннадий Петрович преподавал в техникуме в Дзержинске Нижегородской области. Три дочери пошли по его стопам. Мама Оксаны Григорьевны Анна Геннадьевна Бортникова — учитель русского и литературы, 35 лет проработала в поселковой школе Магаданской области, на пенсию ушла всего год назад. Ее сестра Татьяна Геннадьевна Манжилевская, преподаватель математики и физики, до сих пор трудится в школе, тоже поселковой, в Тенькинском районе Магадана. Младшая сестра Наталья Геннадьевна Владимирова работает в Приморском крае, в Находке. Она в свое время попыталась избежать школы. Решила, что для одной семьи достаточно педагогов, и поступила учиться на инженера по крою одежды. Но в итоге все равно оказалась в образовании. Уже много лет она ведет технологию у девочек. Еще одна тетя Оксаны Григорьевны по отцу — учитель начальных классов Галина Васильевна Пятакова — работает в Якутске.

Надо сказать, что Оксана по примеру своей младшей тети Наташи тоже не сразу «сдалась» школе. Пробовала сопротивляться. Получила специальность воспитателя детского сада. Сначала окончила Дзержинское педагогическое училище, а потом ее в числе других выпускников с красными дипломами пригласили в Нижегородский педагогический университет по целевой программе интенсивной подготовки студентов — длилась она два года. После учебы Оксана вернулась в родной поселок.

Шел 1998 год. В поселковом садике места для новоиспеченного специалиста не оказалось. Зато в школе, где в то время директорствовала Анна Геннадьевна, мама Оксаны, была вакансия учителя истории. Пришлось в срочном порядке переквалифицироваться. А еще через несколько месяцев по состоянию здоровья не смогла продолжить работу учительница первого класса — она была уже в возрасте. И тогда Оксане Григорьевне предложили взять «осиротевших» первоклашек, ведь начальная школа ей гораздо ближе по специальности, чем история. Молодая учительница, конечно же, с радостью согласилась и, проработав всего неделю, поняла: «Это мое!»

Попав в 2006 году впервые на областной конкурс, увидев церемонию награждения, она сказала: «Я сюда вернусь, и у меня будет такая же звезда». Начав работать в лицее, морально готовилась к областному конкурсу, настраивалась на победу. Коллектив поддерживал — в лицее работают пять победителей областного конкурса. Каждый год педагоги участвуют либо в конкурсе «Самый классный классный», либо «Педагог года Магаданской области». Четверо дошли до всероссийского финала «Учителя года России». Сложилась и своя собственная, лицейская, система подготовки к конкурсу, своеобразная тактика. Создается группа помощников. В нее входят учителя, которых называет сам конкурсант, с кем ему комфортно работать. Группа готовится, бывает, круглые сутки. Никогда конкурсанта одного не оставляют, всегда поддерживают. Как правило, эта система дает самые лучшие результаты — лицей почти каждый год имеет победителей. Но даже если вдруг участник не победил, группа поддержки помогает ему психологически пережить поражение. Атмосфера в лицее удивительно доброжелательная и комфортная.

Оксана Григорьевна признается:

— Можно сказать, что я выросла в лицее, состоялась как педагог. Пришла совсем неопытным специалистом, хотя у меня и была к тому времени первая категория. Но при поддержке Ирины Вадимовны Николаевой, заместителя директора по учебно-методической работе, участницы Всероссийского конкурса «Учитель года – 2004», смогла стать тем, кем стала.

Ирина Вадимовна — двигатель всех идей. Именно она ежегодно возглавляет группу по подготовке конкурсантов. Умеет заводить, мотивировать, успокоит, если нужно, потому что психолог не только по образованию, но и по призванию.

Сильная сторона Юдкиной — уроки. Их она придумывает сама. Коллеги только дорабатывают отдельные детали, вносят штрихи. Все, кто видел Оксану на областном конкурсе, признают: урок был самым удачным. Поскольку начальная школа уже перешла на стандарты второго поколения, нужно было продемонстрировать урок, соответствующий стандартам. Это было довольно легко, потому что урок отражал ее опыт организации исследовательской практики во внеурочной деятельности. Много лет она занимается с детьми исследовательской деятельностью, урок был построен в форме лаборатории. На всероссийском конкурсе он получился неплохим, но по ощущениям Оксаны не таким блестящим, как на областном. Тот, первый, был более оснащен технически. В Липецк всю технику не смогли привезти. Зато на всероссийском конкурсе Оксане удался час общения с детьми, хотя она, по ее собственному признанию, «не очень любит воспитательную работу», говоря о себе: «Я человек-урок».

— И вдруг на всероссийском конкурсе беседа с детьми у меня получилась даже лучше, чем урок. Я это поняла по реакции детей. Хотя и тема вроде бы избитая. «Компьютер — мой друг или враг?» В беседе для меня важно, чтобы это был экспромт. Я всегда стараюсь реагировать на вопросы детей, идти по заданному ими руслу. Многим учителям это сложно. Мы привыкли все планировать, хотим, чтобы все шло по намеченному плану. И это неправильно, на мой взгляд...

А еще Юдкиной удалась на конкурсе беседа с родителями. Тема совпала с «детской» — «Виртуальное общение». Пусть она не вошла в «пятнашку» лауреатов, проигравшей себя не ощутила. Наоборот, она многое приобрела на конкурсе. И новый опыт, и новые знания. Оксана признается, что очень многому научилась от участников, но самым ценным для нее было другое.

— Когда мы вернулись с конкурса, я поняла, что очень соскучилась по своему классу. И весь последний год перед их выпуском из начальной школы решила полностью посвятить своим ученикам. Я работала в две смены, но каждый вечер мы собирались вместе. Готовили или проводили какое-то мероприятие или чаще всего играли. Дни короткие, на улице холодно, поэтому директор разрешила нам играть в спортзале. Сначала играли в волейбол, в пионербол, потом добавился футбол. В 9 утра каждое воскресенье у нас был бассейн. Это традиция, мы с первого класса ходили в бассейн. Вместе ездили зимой на праздники в дом отдыха «Северный Артек», всем классом ходили на каток. Тяжело было расставаться с детьми. И с коллективом, особенно с учителями начальной школы. У нас в лицее они особенно дружные. Всегда помогают друг другу, всегда выручают, если какие-то проблемы.

Будем надеяться, что новый коллектив, в котором предстоит работать Оксане, будет не хуже, чем в Магадане. Интересуюсь, нет ли планов на участие в новых конкурсах?

— Я прошла восемь значимых конкурсов. Участвовала в 2009 году во Всероссийском конкурсе «Современный классный руководитель» и вошла в 100 дипломантов. До этого был областной конкурс и международный конкурс для учителей начальных классов «Школа высоких достижений», проводился он Омским институтом технологии, вошла в число лауреатов. Нужно годик отдохнуть, чувствую усталость и хочу спокойно поработать. Тем более что сейчас мы перешли на стандарты второго поколения, работа хотя и несущественно, но отличается, результаты, к которым мы должны прийти, тоже отличаются. Будет проводиться что-то вроде итоговой аттестации, за результаты которой учитель несет персональную ответственность. Когда учитель соглашается участвовать в конкурсе, он должен подумать, сможет ли обеспечить качественное обучение детей. Хотя конкурс — это, безусловно, повышение квалификации. За краткие сроки участник столько вынужден прочитать, изучить. Еще у тебя есть возможность посмотреть, что умеют другие. И это дорогого стоит.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 33 от 13 августа 2013 года



Гущин Д. Д.