На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Новый день

Не бойтесь расти медленно, бойтесь оставаться неизменным

Юра модный режиссер. Руслан успешный айтишник. Артем совершил несколько уникальных археологических находок. Лена преподает математику. Все они ученики Елены Назаровой, еще недавней выпускницы 27-й школы Ульяновска, золотой медалистки, человека, убежденного, что жизнь — это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми.

Любовь к математике досталась Елене Александровне от мамы, у которой всегда было много учеников, и, сидя на очередных занятиях с продвинутыми исследователями правил действий над числами и отношений между ними, девочка вдруг поняла: эта наука о системе символов интересна, но чересчур статична, ей не хватает полета, обновления понятий, неожиданных решений. Возможность анализировать и проектировать, строить алгоритмы и фантазировать нашлась рядом с чопорной математикой — Елена увлеклась программированием. Записалась в кружок во Дворце пионеров и стала досконально осваивать эту то ли науку, то ли искусство.

Конечно же, она ходила и на танцы, и рисовать пробовала. «Ботаником» Елену Назарову не назовешь, слишком живая, яркая, впечатлительная. Сегодня ей все говорят: «Как вы потрясающе рисуете!» «Да, — отвечает она, — подготовишь такое количество плакатов к праздникам совместно с детьми — станешь настоящим художником!» И вспоминает с благодарностью педагогов дворца.

В том, что Елена с раннего детства разлиновывала тетради и записывала задания для кукол в журнал, виноваты многочисленные родственники — все они учителя. Мама, Галина Михайловна, математик, 32 года была завучем по воспитательной работе, шестой год как директор школы. Сестра дедушки — преподаватель начальных классов в Москве, и это ее первый год, когда она не взяла очередных первоклашек. В Лодейном Поле родственница — историк, пишет книги о родном крае, о событиях Великой Отечественной войны. Много у нее и лирики. Есть родственники-педагоги в Тольятти. А бабушка, когда ей надоело корпеть над чужими делами в качестве бухгалтера, начала в колледже преподавать бухгалтерский учет. Как-то к Елене подошла одна приятельница, которой удалось поучиться сначала у мамы Назаровой, потом у бабушки. Встретив Елену, она сказала: «Мама у тебя строгая, но бабушка еще строже!» Назарова-младшая смеется: есть к чему стремиться.

Но... Иногда школьники пытаются слукавить: «А вот Мариванна сказала...» А Елена Александровна знает точно, такого та сказать попросту не могла! Она сама училась в этой школе у всех этих учителей. Пришла сюда вести кружок на 2-м курсе и осталась. Когда шла на первый педсовет, дрожь в коленках была: вокруг те, у кого она училась, кого знала с детства и кому предстоит доказать: она выросла! Сейчас этот факт она считает плюсом, поэтому обмануть ее сложно. В 27-ю бывшие выпускники вообще возвращаются нередко. Кто-то из них так и остается, кто-то, сделав в родных стенах удачный старт, уходит дальше. Даже у Елены две ее выпускницы уже работали здесь. Одна пошла в начальные классы, но, выйдя замуж, уехала в Самару, вторая преподает математику и сегодня, защитив в этом году на все пятерки диплом. Есть те, кто хотел бы прийти сюда работать, но вакансий для них нет. А вот возможностей для проявления своих талантов вне ее стен сколько угодно!

Елена Назарова никогда не понимала тех учителей, которые боятся, что дети их перерастут. Да и не встречала она таких педагогов. Она привыкла, что вокруг нее нормальным считается то, что ученики могут знать больше, чем учитель. Это как раз плюс взрослому, если он подтолкнул ребенка разобраться в том или ином вопросе глубже. Учитель должен быть готовым всегда дать ответ на любой детский вопрос, и даже большая его ценность будет заключаться в том, считает Елена Александровна, что он будет не исчерпывающим, а всего лишь ориентиром, где искать полную информацию. Возможность, что ребенок в какой-то момент будет знать больше, чем учитель, по мнению Назаровой, естественна. Ее надо использовать и развивать. Она никогда не стеснялась отметить превосходство своего ученика в какой-то области знаний и предлагала вести совместные курсы для младших по тем программам, которые они освоили. И они это делали с удовольствием. Ей кажется, что в жизни многим это очень помогло.

Ей рассказывают о своих достижениях не только те, у кого Елена Александровна была классным руководителем, но и те, у кого Назарова вела только информатику. Когда у Юрия Химина в «Художественном» должна была состояться премьера «Похищенной», он сначала прислал макет приглашения для одобрения своей въедливой учительнице, а потом доверил ей оценить и саму киноработу.

Он увлекся съемками на 3-м курсе Ульяновского госуниверситета, где учился на факультете математики и информационных технологий. Сейчас осознал: назрела необходимость поступать в аспирантуру на кафедру философии. На его счету уже несколько фильмов, несколько короткометражек, таких как «Слабость» и «Совесть», анимационных роликов, социальных видеоработ. Химин режиссировал в ульяновской молодежной киностудии «Art Chaos», подрабатывал он и на свадьбах, пока рождались его «Похищенная» и «Запретный плод».

Руслан Мухаметов предоставил Назаровой ресурс,, на котором существует ее сайт, и обеспечил ей бесплатное размещение в Интернете. Сайтостроением он увлекся еще в школе, сейчас же Руслан владелец веб-студии «МиксПлюс». Компания взяла старт в те времена, когда он учился на «финансах и кредите» УлГТУ. Его специалисты занимаются разработкой, поддержкой и продвижением сайтов, а также контекстной и баннерной рекламой. Есть у него и проект по разработке развивающих интересных игрушек, таких, например, как неокуб и хендгам. Но бизнес не стал его единственным богом, он пробует себя в качестве диджея, серьезно занимается спортом. Со своей бывшей учительницей они встречаются постоянно.

И к Артему Светлакову любит привозить своих теперешних воспитанников Елена Назарова. Знает, они получат просто потрясающие впечатления. Ее бывший ученик с командой единомышленников обеспечивают артефактами Историко-краеведческий музей при приходе храма Богоявления села Арское. Много интересного ребята нашли во время археологических раскопок (они нашли древнее захоронение поры, когда замотанный тряпками остов хоронили стоя, пороховые склады Петра Первого), кое-какие раритеты принесли в Арскую кунсткамеру местные жители. Детям Назаровой сегодня показывают книги на старославянском, объясняют смысл формы и размера крестов (оказывается, женский имел форму лепестка, а те, что дошли до наших дней, — мужские).

Назарова старается, чтобы ее нынешние ученики общались с теми, кто уже окончил школу, чтобы они могли видеть, какими можно стать, ведь в школе учатся разные дети. И из детских домов (Назарова говорит: хорошие, умные дети, но надрыв в душе может вырваться в самый неожиданный момент), и дети из малообеспеченных семей, которые подарки к празднику получают не каждый раз. К каждому нужно подобрать свой ключ. Многие ее ученики захотели стать социальными работниками и уже работают в этой сфере.

Она ездит со своими учениками на экскурсии: любит Северную столицу. Собираются они с ребятами на всевозможные душевные посиделки наподобие Вечера тысячи свечей. На каникулах проводит городскую летнюю школу IT-проектов, когда директора и специалисты от IТ-компаний Ульяновска помогают желающим делать отличные проекты. Назарова целиком согласна с философом и психологом Еленой Сикирич, говорящей: «Я не хочу, чтобы меня узнавали по новой прическе, модным ботинкам или заумной болтовне. Я хочу, чтобы меня узнавали по сердцу. Хочу, чтобы меня узнавали по тому, как я сражаюсь за свои мечты, за святое, за любимое мною, и по тому, как глубоко я это понимаю. Я не хочу, чтобы меня узнавали по красоте лица или красоте фигуры. Я хочу, чтобы меня узнавали по тому, как я люблю, как вдохновляю, как передаю свет, как делаю добро, как облегчаю страдания. Я хочу, чтобы меня узнавали не по глазам, а по свету и огню, горящему в них». А Елена Назарова хочет, чтобы каждый новый ее день был ярче предыдущего. Хочет, чтобы было, как в том анекдоте: «Что это у тебя в руке?» — «Счастье». — «Почему такое маленькое?» — «Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое!»

Педагогическое кредо Елены Назаровой звучит просто: «Помочь стать неповторимой успешной личностью детям разных способностей и возможностей — вот истинная победа!». Елене Александровне нравится наблюдать за успехами учеников, ведь в каждом из них частичка ее, а значит, это и ее успех. Она стремится содействовать воспитанию поколения свободных, образованных, творчески мыслящих граждан, которые утвердят статус России как современной мировой державы.

Для учеников Елены Назаровой информатика — это вовсе не сухая наука, которая сводится исключительно к «способам получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации». Это стиль жизни — стремительный, современный и захватывающий. Это образ мысли — парадоксальный и нестандартный. По-другому и быть не может, ведь их любимая Елена Александровна — само воплощение стремительности, современности и парадоксальности. С ней интересно всем: детей она учит строить интернет-сайты, уникальные, непохожие на другие, коллегам может подбросить необычную идею по работе с интерактивной доской, родителям подробно объяснит, как защитить психику ребенка от агрессивной и опасной информации, которой, увы, переполнен виртуальный мир. Восхищаются Еленой Назаровой люди и далекие от школы: она не только блестящий педагог, но еще и замечательный фотограф, и страстный автогонщик.

Окончив школу с золотой медалью, Назарова с легкостью поступила в университет. Учиться она пошла вместе с одноклассницей. И удивляется, когда говорят, что в школу студенты идут редко. Из ее курса дезертировали только трое, остальные, даже мальчишки, пошли в учительство с радостью.

По мнению Елены Назаровой, невозможно дать знания по предмету ученику, не воспитав в нем нравственные качества. И Елена Александровна хотела бы найти новые технологии в методике образования, которые бы позволили возродить Россию. А еще она говорит, что все люди, посланные нам, — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 34 от 20 августа 2013 года



Гущин Д. Д.