На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


И по характеру прямая, и по обычаю точна

Зачем изобрели логарифмы

Двоечников у нее не бывает. К ней идут те, кто математику хочет знать на пятерку. Дальновидные родители, стремящиеся дать своему чаду самое лучшее образование, нередко спрашивают на форумах: «Где у нас в Ярославле есть математический класс?» И получают ответ от умудренных: «Какая разница, где математический класс, важно, у кого учиться». Рекомендуют педагога Марину Кликунене. Она гарантия знаний, бренд качества. Педагог, способный показать, что и как на самом деле приводит в порядок ум.

Родилась Марина Дивичинская в Ярославле. Мама мечтала, чтобы дочь была врачом. И, наверное, Марина Сергеевна могла бы им стать, ведь ей нравилось все и все предметы давались легко. Забавно, но единственную тройку в своей жизни Марина получила именно по математике! Это произошло во втором классе, и была эта отметка за третью четверть. Может, потому Марина полюбила эту своенравную науку, требующую четкости мышления и игры воображения каждый день?

В 32-й, где училась Марина, была замечательная учительница Елена Лыскова, она и раскрыла тягу девочки к математике. Марина стала участвовать в олимпиадах, добилась определенных успехов в этой дисциплине. И когда усердной ученице пришла мысль, что она хочет быть учителем, решила, что работать будет, как Елена Николаевна.

Девочкой Марина была активной. Занималась спортом, в легкой атлетике результатов добилась вполне существенных, участвовала в серьезных соревнованиях, в том числе и всероссийских. Школа №32 знаменита была тем, что в ней училась Валентина Терешкова. В память о школьных годах первой женщины-космонавта и ее дальнейших подвигах здесь открыли музей. Конечно же, Марина в жизни этого хранилища летописи великой землячки участвовала вовсю. При музее велась интереснейшая исследовательская работа, связанная с изучением космоса и человеческих открытий, это увлекало. Поэтому и своих учеников Марина Сергеевна любит привозить в музей, с которым связано столько ярких моментов ее жизни. Встречи с самой Терешковой, посвящение в терешковцы, декады космоса, Циолковские и Гагаринские чтения, беседы, космические старты, игры «Космический поезд», переписка с музеями космонавтики школ Омска, Новосибирска, Зеленодольска, Санкт-Петербурга, Москвы, Гагарина.

В старших классах учительница у Марины сменилась. И та, что не была Еленой Николаевной, увлечь пламенную энтузиастку не сумела. Отношения были прохладные, без задушевных разговоров про будущее, поэтому, когда Марина объявила, что пойдет на математику в пединститут имени Константина Ушинского, реакция была предсказуемая: «Какой физмат? Это не про тебя, ты не поступишь туда, не сдашь экзамен. Ты меня опозоришь!» Но Марина Сергеевна в старейший вуз России поступила. Несмотря на огромный конкурс — это были времена первых наборов информатиков...

Группу свою вспоминает с теплотой по сей день, переписываются с «девчонками» в Одноклассниках. Мальчик у них был только один, да и тот быстро покинул курс. Но... работает математиком сейчас из группы только Кликунене, да еще одна однокурсница ведет в школе технологию, остальные с педагогикой судьбу свою не связали. И вообще до конца дошли только восьмеро из двадцати пяти.

Впрочем, искушение бросить было и у Марины Сергеевны. В тот год в качестве эксперимента решили позволить сдать госэкзамен по высшей математике сразу же по окончании курса изучения. И в зимнюю сессию четвертого курса их всех обуяла паника: «Все, не сдадим ничего! Пошли искать работу». Марина Сергеевна устроилась в 83-ю, думала: потом восстановлюсь или на заочный переведусь. Но экзамен сдала. Пришлось работать и учиться параллельно. Это был для нее серьезный опыт, все было в новинку. Но тогда она научилась даже расписание составлять.

Ей было легко. В ее жизни появилась любовь. После третьего курса она собралась ехать в летний лагерь на практику. У автобусной остановки стояли милиционеры, у которых спросила, как доехать до нужного ей объекта. Рассказали, посадили на автобус, а потом Он приехал к ней в лагерь.

Муж Марины Сергеевны родом из Литвы, поэтому у нее стала такая необычная, этническая фамилия. Изредка они выбираются в его родные пенаты. Последний раз это случилось в канун конкурса «Учитель года».

— Никогда до этого в конкурсах не участвовала, хотя мама все время говорила: посмотри, вот Лена получила какой-то грант, вот Таня выиграла что-то... Я отвечала, что мне ничего не нужно. Но в 2008 году все-таки решила подать документы на президентский грант. И его мне не дали, так как графа «участие в конкурсах» была не заполнена. Вроде и методистом центра развития образования была, и в городе личность как математик известная, и в Интернете хорошие отзывы, а вот надо же, где проштрафилась! Накануне «Учителя года» поехали с мужем в Литву. До этого никак не получалось. То работа, то одно, то другое. А тут решили проведать, побывать на могилах его бабушки и дедушки. У родных хутор под Паневежисом. Возвращаюсь, а мы с историком Таней Королевой на пару должны честь школы защищать! Вообще у нас в Ярославской области много учителей уникальных, по детям видишь, какие удивительные педагоги их вели, но они не участвуют в конкурсе. Непонятно, почему так происходит.

На конкурсе Марина Кликунене открыла для себя метапредметные уроки, ей удалось увидеть со стороны, что она делает с точки зрения новых ФГОС, стала различать метапредметные и межпредметные. А то работала, работала и ни о чем об этом не задумывалась...

— На конкурс я вышла с уроком, — рассказывает Марина Кликунене, — это была моя методическая тема на аттестацию «Формирование графической культуры». Я этот урок очень люблю. У Александра Мордковича, по учебникам которого я занимаюсь с ребятами, все функционально-графическая линия. График строишь, и с его помощью можно все что угодно делать. Идеальный вариант. В математике есть очень красивые вещи, которыми можно любоваться, есть, правда, нудные, но и из них можно сделать много чего интересного. И какое же удовольствие ты получаешь, когда дети пользуются тем, что необязательно, а ты им это дал, и им понравилось! Была у меня ученица девочка Таня, которая говорила: «Не буду решать аналитически, буду решать графически». Поступила в пединститут. На Всероссийском конкурсе я очень сдружилась с Ирой Гавриловой из Республики Марий Эл, Наташей Ковалевой из Тверской области, Леной Назаровой из Ульяновской. Так было здорово! Зачем судьба над нами так поиздевалась: собрала всех вместе и развела! Я ложусь спать с мыслями о тех людях, с которыми познакомилась на конкурсе, и просыпаюсь. И на уроках всячески использую техники, увиденные там.

Конкурс дал Марине Кликунене уверенность, что она идет правильным путем. Ее ученики, пока учителя не было, занимались самостоятельно: она перед отъездом объяснила им тему, дала задание, а по приезде, проведя одну консультацию, устроила контрольную, результатами осталась довольна. Коллеги рассказывают: детей было не слышно, они все делали в таком темпе, в котором справлялись.

— На конкурсе мне задали вопрос, — поясняет Кликунене, — как использую уровневую дифференциацию вообще. Мне кажется, тот факт, что дети меня встретили подготовленными, доказывает, что это работает: они решали, как хотели они, считаю, нельзя навязывать свою идею, надо больше доверять их желаниям.

Секрет успеха Марины Кликунене в том, что она относится к детям, как к взрослым, самостоятельным людям. Ученики говорят, она строгая. Но при этом они ее не боятся, разговаривают спокойно, знают, главное в беседе — четкость аргументов. Сегодня с ней в качестве коллеги работает ее ученица. Когда Марина Кликунене пришла в школу №2, Надя училась в десятом классе. Она не сразу вернулась сюда по окончании вуза, только тогда, когда собственная дочка пошла в первый класс, но все-таки она теперь здесь.

Александр Мордкович, чью содержательную линию использует в своей работе Марина Сергеевна, пишет, что математика — это и гуманитарный предмет. Кликунене полностью согласна с этим постулатом.

— Не считаю, что есть точные науки, есть гуманитарные, — замечает Марина Кликунене. — Дети знают, я не люблю считать, всегда придумаю что-нибудь этакое, они: «Вы, Марина Сергеевна, наверное, опять не считали». А кроме шуток, в современном мире около 60 процентов информации имеет графическую форму предъявления. Ее важно уметь читать. Графическая культура рассматривается как умение создавать иллюстрации, блок-схемы, чертежи. При подготовке к своим урокам мне вспоминается притча: «Царь решил проверить своих советников и министров. Он собрал их всех в прекрасном саду и начертил на земле прямую линию: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?» — спросил царь. Советники и министры стали думать, совещаться. Садовник царя, наблюдавший за происходящим, не выдержал, подошел к царю со словами: «Простите мне мою дерзость, мой государь», — и начертил рядом с этой линией другую, более длинную, укоротив тем самым линию, начертанную царем». Мне хочется, чтобы мои ученики, как тот садовник, прислушивались к своей интуиции, не терялись перед графической информацией, умело экспериментировали с графическими образами. Поэтому уже в 5-6-х классах я закладываю у детей основы для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры. А на уроках алгебры в 7-9-х классах придерживаюсь того, что каждый год ориентирован на конкретную модель реальной действительности.

При изучении теоретических основ я использую, во-первых, отказ от формулировки определений при первом появлении понятия, во-вторых, постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости.

Математика — особый вид искусства, кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. Это все про Кликунене.

Друзья спрашивают ее вечерами: «Что делаешь?» — «Уроки». Она все время пытается найти новые интересные задачи к уроку. И радуется, что задания в пятом классе построены на основе исторических фактов: в задаче, например, фигурирует Царь-колокол, и из нее можно узнать, в каком году в Кремле был пожар, какой осколок колокола отвалился, что это XVI век, что это памятник. Вот тебе и математика! Ее конспекты можно хоть на выставку представить, четкие, полные разнообразных решений. Все в обложках, аккуратно, правильно. Задачи интересные, тебе интересно, детям интересно.

Она руководит творческой группой учителей-математиков «Корнесловно-смысловой метод обучения» (базовая площадка Института развития образования Ярославской области), участвует в проекте «Оптимизация организационной структуры образовательного учреждения как фактор управленческого обеспечения инновационного развития школы», тьютор по внедрению интерактивной доски в учебный процесс. Владеет современными педагогическими технологиями: «Дебаты», «Коллективные способы обучения», «Проектная деятельность». Научные интересы Кликунене и ее учеников — формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры, проекты «Симметрия вокруг нас», «Процентные расчеты на каждый день», «Квадратный трехчлен и его приложения», «Геометрические задачи с листом бумаги», «Интеграл и его приложения», «Зачем изобрели логарифмы?».

Дом, семья, дача, друзья. Компьютерная графика и анимация, психология. Это то, что волнует ее вне работы. Друзей много, еще мама когда-то переживала: «У тебя нет постоянного друга, ты со всеми». Но ей хорошо с людьми. Она их любит. Любит свою профессию, дающую ей возможность для самых неожиданных встреч.

Виктория Молодцова, «Учительская газета», № 23 от 4 июня 2013 года



Гущин Д. Д.