На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Бараниченко А. С.
финал конкурса 2009 года

Кочетов О. В.
финал конкурса 2018 года

 

Слово мастерам!

 

К хронике конкурса

«Учительская газета»
30.09.2017

Слово мастерам!
Лауреаты «Учителя года России» — 2017 прошли очередное испытание


Наталья Алексютина, Вадим Мелешко (фото)

Пятнадцать тех, кто продолжит борьбу, выбраны. Звучат фанфары и поздравления от членов жюри и коллег. Однако уже вместе с аплодисментами для учителей, вошедших в «пятнашку», начинается подготовка к следующему конкурсному испытанию «Мастер-класс». Педагоги — люди гиперответственные, и для кого-то из «пятнашки» эта ночь перед выступлением вообще оказалась бессонной. Впрочем, невидимые миру слезы так и остались невидимыми, зато в актовом зале сочинской школы № 100 было ослепительно светло от педагогического мастерства лучших учителей.

Старт конкурсному испытанию дал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, который представил обновленный состав жюри. К внушительному списку экспертов под председательством ректора МГУ им. М. В. Ломоносова Виктора Садовничего добавились представители детского и родительского жюри. Кроме того, членами жюри стали те конкурсанты, кто не вошел в «пятнашку». Таким образом, возможность оценить мастерство пятнадцати лауреатов появилась у более чем 100 человек.

Любопытно, что столь серьезная и многочисленная аудитория вовсе не смутила учителей. Наоборот, учитель истории и обществознания из Омской области Константин Диянов признался, что лично ему проводить мастер-класс легче, чем давать урок, поскольку градус эмоционального напряжения ниже. Кроме того, для учителя делиться опытом с коллегами — естественное состояние.

Первой продемонстрировать свои образовательные технологии выпало учителю географии из Новосибирской области Светлане Корольковой. Педагог однажды задалась вопросом, как сделать так, чтобы обычные тексты из учебника географии открывали детям мир природы? Помочь в этом может информационная переработка текста. Причем Светлана Королькова предложила работу в группе по принципу «карусели». Чтобы ответить на заданный вопрос, ребятам предлагается учебный текст. При этом один ученик выделяет в нем главную мысль, другой проверяет его выбор, и, если товарищ ошибся, исправляет. И так по кругу, пока изначальный текст не вернется «хозяину».

В то же время, как считает Светлана Королькова, важно не только помочь ребятам найти ответы на вопросы, но и закрепить их в памяти, а также показать способ применения полученных знаний на практике. Каждый человек может создать свой «заповедный остров» и таким образом внести свой вклад в сохранение природного многообразия планеты, убеждена педагог.

Учитель начальных классов из Курской области Ирина Дмитриева предложила вниманию коллег РАФТ-технологию, когда класс можно условно разделить на разные социальные группы, например, детей, родителей и педагогов. Эти группы могут выполнить социальный заказ: скажем, дать рекомендации детям, родителям и педагогам при подготовке к Всероссийским проверочным работам. РАФТ-технология позволяет примерить на себя любую социальную роль и поразмышлять в этом статусе над любой темой.

Наверное, нет ни одного человека, тем более педагога, который бы не сталкивался с проблемой неправильно сформулированных, невнятных, размытых вопросов. Да, что там говорить, иногда и сами учителя грешат тем, что спрашивают о чем-то, а их не понимают. Научить детей правильно задавать вопросы считает очень важным учитель русского языка и литературы из Ульяновской области Анастасия Мингачева. Для этого она использует в своей практике различные приемы, в том числе применяемые в журналистике. Дети учатся из сложных, длинных вопросов формулировать короткие и емкие. По мнению педагога, замечательно уже то, что у детей рождаются вопросы. Часто этому способствует прочтение классических литературных произведений.

Мотивированному ученику может помочь учиться с интересом краткая, понятная, информативная подача материала. Более удачного инструмента, чем афоризм, для этого не найти, уверен учитель истории и обществознания из Омской области Константин Диянов. Работа с афоризмами будит мысль, заставляет искать альтернативные точки зрения, уточнять авторство того или иного высказывания. Мысли великих мира сего могут сделать урок интересным и закрепить его в памяти.

Также остаться в памяти ученика способны уроки, где применяется антропологический метод, считает учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга Илья Демаков. Мифологические факты, иногда связанные с биографией исторического лица, иногда нет, всегда лучше запоминаются детьми. Например, Ньютон ассоциируется с яблоком, упавшим ему на голову, Менделеев — с приснившейся таблицей химических элементов, Ломоносов — с пешим походом от Архангельска до Москвы. Какие-то из этих фактов не обязательно случались в действительности, но они здорово оживляют процесс изучения истории. Благодаря такому подходу сохраняется учебная мотивация, поскольку изучение связано с эмоциональным переживанием, которое для ребенка, да и для любого человека имеет большую ценность.

Как открыть детям мир геометрии с помощью… треугольника, рассказала учитель математики из Саратовской области Наталья Екушева. Оказывается, у этой геометрической фигуры есть все шансы занять лидирующие позиции не только в математическом мире. Треугольник служит основой для архитектурных сооружений, может стать мерой для вычисления расстояний, а также вдохновляет художников создавать удивительные произведения искусства. Сама Наталья Екушева считает треугольник чудом.

Если некоторые великие художники выражали свои эмоции с помощью геометрических фигур, то учитель информатики из Волгоградской области Петр Байкалов предложил пользоваться как на уроках, так и вне их примитивно-ассоциативными изображениями, то есть закреплять полученное картинками, для создания которых не требуется художественный талант. Когда ребенок воспроизводит на бумаге в вольном стиле то, что узнал и понял, то он осмысливает и проживает предложенную информацию. С помощью такой технологии можно общаться с детьми не только на предметные темы, но и затрагивать более серьезные, жизненные вопросы.

Следует сказать, что члены жюри были очень активны. Понятно, что пальма первенства принадлежала экспертам из Большого жюри, однако свои, подчас непростые темы для размышления предлагали представители детского и родительского жюри. Например, Анастасии Мингачевой «достался» вечный вопрос от родителей: что же важнее, воспитывать детей в школе или образовывать? После раздумья педагог выделила все-таки первое. А старшеклассников взволновала тема соотношения развития нестандартного мышления и защиты персональных данных в Интернете. Разумеется, дать развернутый ответ на детский вопрос у учителя информатики из Тамбовской области Татьяны Кобозевой не хватило времени, но она заметила, что, каким бы гениальным человек не был, перед ним всегда встает вопрос выбора и ответственности за этот выбор.

Следующим испытанием, которое ждет конкурсантов, станет «Педагогический совет», который пройдет 1 октября.






Вверх

К хронике конкурса

К предыдущей статье

К следующей статье



Гущин Д. Д.