На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Урок. Чудеса продолжаются

 

К хронике конкурса

«Учительская газета»
28.09.2017

Урок. Чудеса продолжаются
Участники конкурса «Учитель года России» — 2017
выходят на финишную прямую первого тура


Наталья Алексютина, Вадим Мелешко (фото)

На шестой день сочинское солнце, сжалившись, прикрылось тучами, а конкурсный марафон, по словам одного из членов жюри, стал близок к успешному преодолению экватора. Действительно, большая часть уроков уже дана, а о качестве их проведения конкурсанты узнают уже 29 сентября, когда определится «пятнашка».

Но пока еще утро 28 сентября, и оно дает заряд всему дню. В этом плане восьмиклассникам, пришедшим на урок учителя физической культуры из Тюменской области Марины Тимофеевой, явно повезло. Ничто не бодрит так, как физическая и интеллектуальная нагрузка вместе взятые. Марина Тимофеева предложила ребятам представить себя шахматными фигурами, и все занятие выстроила, умело увязывая общеразвивающие упражнения с шахматными законами. В процессе урока дети узнали историю возникновения игры, а также приняли участие в круговой тренировке, которая способствовала развитию ключевых физических качеств. Передвигаясь по часовой стрелке по станциям, дети могли выполнить различные физические упражнения и определить для себя, какие из них отвечают их индивидуальным особенностям. И, надо сказать, что было немало ребят, которые открыли в себе спортивный талант.

На уроке учителя истории из Санкт-Петербурга Ильи Демакова у восьмиклассников появился шанс совершить путешествие в «цифирную» школу времен Петра Первого. Причем, знакомство с эпохой началось со знакомства с... руками императора. Как оказалось, руки очень многое могут рассказать, как о человеке, так и о его делах. Дела Петра Первого преобразовали всю страну. Ребята же своими руками попробовали сделать вычисления на уроке арифметики той эпохи, сумели написать свои имена на уроке словесности, а также прошли курс этикета на уроке политеса. И, конечно, крепко-накрепко уяснили, что россиян «гражданами мира» Петр Первый делал, не щадя ни их жизней, ни своей, но совершал это во благо страны, болея за нее и любя ее.

О культуре, только через призму осетинской литературы, вела речь на своем уроке учитель осетинского языка и литературы из Владикавказа Илона Валиева. Она познакомила семиклассников с нартами — героями эпических сказаний осетин. Благодаря сказке об Ацамазе и Агунде ребята узнали, например, что термин «нарт» означает «дети солнца», «дети волка» и «наш огонь», а также, что у осетин для женщины есть множество красивых эпитетов, а зрелость мужчины определяется его поступками.

Как пояснила Илона Валиева, проблема сохранения родного языка остро стоит на ее родине. Сейчас в ее классе обучаются дети, родители которых уже не говорят на родном языке, но, если связь между поколениями будет утеряна, то огромный культурный пласт исчезнет безвозвратно.

Приобрести вполне конкретные знания, но уже в области математики помогла ребятам на своем уроке Ольга Кисиленко, преподаватель этого предмета из Усть-Илимска. Шестиклассники не только разобрались в том, что такое диаграмма, но и научились строить различные виды диаграмм, а также читать их. Чтобы теория не расходилась с практикой, Ольга Кисиленко «приняла» ребят на работу в консалтинговую фирму и попросила проконсультировать семьи, у которых совокупный доход не позволяет осуществить ту или иную мечту. Шестиклассники подошли к решению проблем основательно и, составив круговые диаграммы, дали свои рекомендации по оптимизации семейных расходов. Нет сомнений, что новые знания пригодятся им при планировании собственного бюджета, неслучайно при подведении итогов работы на уроке большинство шестиклассников отметили, что хотели бы расширить свои знания в данной теме.

То, что за очевидным часто таится много неизведанного, доказала на своем занятии учитель химии из Воронежской области Ирина Попова. Оказалось, что мы всё еще живем в железном веке, и металлы по-прежнему нужны и важны для человека. Вместе с ребятами Ирина Попова вспомнила основные признаки металлов, а также их физические свойства. При этом девятиклассники узнали интересные факты о том, что золото — самый пластичный металл, из одного грамма которого можно вытянуть проволоку длиной 3 км. И кроме того, что именно из-за такого свойства металла, как теплопроводность, можно зимой, лизнув железо языком, попасть в преконфузную ситуацию. Правда, выход из нее есть: нужно просто согреть язык своим дыханием. Как подытожила урок Ирина Попова, важно помнить, что внешние признаки всегда зависят от внутреннего строения, и это применимо не только по отношению к неодушевленным предметам.

С пресловутой президентской «зеленой папкой» пришла на занятие к десятиклассникам учитель истории и обществознания из Московской области Нина Данилина. И, как у президента, в ней были собраны жалобы граждан. «Зеленая папка» помогла в раскрытии темы ее урока — «Участие граждан в правотворческой деятельности». Сказать, что это сложная тема, значит, ничего не сказать, однако ребята попробовали на уроке не только рассмотреть виды и формы гражданского правотворчества, но и поразмышлять, что же первично — право или творчество? Важно, что при работе в группах школьники смогли сами сформулировать инициативу, которая напрямую касается их региона. Например, восстановление маршрута скоростного электропоезда «Сочи-Краснодар», который был отменен после окончания Олимпиады — 2014. Нина Данилина пообещала разместить данную инициативу на своем ресурсе и еще раз напомнила ребятам, что будущее страны и общества зависит в том числе от неравнодушия юных граждан.

Такое погружение и включение в сложную тему очень полезно, считает учитель истории, обществознания и права школы № 100 г. Сочи Ольга Карнаух. И самое ценное, что это происходит в режиме реального времени. Посмотрев конкурсный урок, она постарается использовать опыт коллеги из Московской области при изучении основ граждановедения, правотворческой и законотворческой деятельности.

Насыщенность этого конкурсного дня была бы неполной, если бы не творческая программа клуба «Учитель года Краснодарского края». В ее рамках состоялась презентация Межрегиональной экологической экспедиции школьников, которая в этом году пройдет уже в 17-й раз в Ульяновской области и на которую пригласили всех нынешних участников конкурса.

И кроме того мастер-класс, посвященный 100-летию Февральской и Октябрьской революций, который провел абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» — 2016 Александр Шагалов. Как обычно, это было завораживающе тонкое, философское и эмоциональное действо.

А директор краснодарской школы № 98 им. Героя России генерала-полковника Трошева Андрей Шевченко пригласил всех конкурсантов не бояться продолжать участвовать в различных профессиональных конкурсах и заметил, что жизнь после конкурса только начинается. Главное, чтобы она была такой же яркой и насыщенной, как «до» и «во время».






Вверх

К хронике конкурса

К предыдущей статье

К следующей статье



Гущин Д. Д.