На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Филатова  Н. П.
финал конкурса 2008 года

Емельянова Е. С.
финал конкурса 2017 года

Игнатенко А. В.
финал конкурса 2018 года

 

Его величество урок

 

К хронике конкурса

«Учительская газета»
27.09.2017

Его величество урок
27 сентября был дан старт
второму конкурсному испытанию «Учителя года России» — 2017


Светлана Галицкая, Вадим Мелешко (фото)

Все конкурные испытания по-своему важны и нужны для объективной оценки профессионализма и глубины личности учителя. И тем не менее сегодняшнее конкурсное задание — урок, пожалуй, без преувеличения можно назвать самым важным и самым весомым. Уроки началась 27 сентября с 8.30 и продолжались почти до 18 часов. Все конкурсанты были разделены на 4 группы и три подгруппы, сегодня свои открытые уроки показывали те, кто попал в первую подгруппу.

Валентине Покусаевой, учителю английского языка из средней школы №4 Астрахани, довелось стать первооткрывательницей в своей третьей группе — ее урок был первым. Представившись пятиклассникам и спросив их, любят ли они петь и танцевать, Валентина Николаевна сразу же уточнила:

— Хоть у меня такая страшная фамилия, я не кусаюсь.

На уроке Валентина Покусаева продемонстрировала отличное знание языка, а также умение виртуозно использовать разнообразный арсенал образовательных практик и технологий. Ребята изучали новую лексику в парах и в группах, а закрепление новых знаний проходило под музыку: когда поешь, легче запоминаешь новые слова... Были на уроке у Валентины Покусаевой и магическая музыка, и волшебные слова, а чтобы заинтриговать ребят, она доставала карточки с заданиями из черной сумки.

Пятиклассники с нетерпением ждали сюрпризов, ведь для них игровые моменты не менее важны, чем для малышей из начальной школы. К слову, ребята показали неплохой уровень знания английского языка.

Ольга Потапова, учитель музыки из Первомайской средней школы имени Сабурова Республики Удмуртия давала урок накануне своего дня рождения по теме «Музыкальные инструменты. Фортепиано». Она предложила второклассникам отправиться вместе с ней в страну Музыки.

— Чтобы попасть в эту замечательную страну, нужно подняться по музыкальным ступеням, — сообщила Ольга Александровна детям и предложила им спеть. Благодаря Ольге Александровне ребята узнали, с каким звуком ассоциируется бегемот, муравей и слон. Как звучат ночь и день, по каким звукам можно узнать утро… А еще Ольга Потапова удовлетворила природное любопытство малышей и открыла фортепиано:

— Вы же наверняка хотели знать, как появляется звук...

Оказалось, что «фортепиано» в переводе итальянского означает «громко-тихо».

Не забыла Ольга Потапова и о предстоящем Дне учителя – разучила с ребятами песню о первой учительнице.

Чтобы понимать, кто на уроке активен, а кто нет, Ольга Потапова использовала прием «клавиша». Если ответ правильный, клавиша закреплялась на доске. Урок у Ольги Потаповой получился живым и динамичным: ребята познакомились с новыми музыкальными понятиями, разучили песню и даже придумали свою музыкальную историю.

Иван Горячков, историк из Нижнего Новгорода, давал обобщающий урок в 8 классе по теме «Народные восстания в эпоху Петра I». Педагог использовал метод исторического погружения в эпоху — восьмиклассникам было предложено посмотреть на реформы Петра I глазами тех, кто устраивал бунты и восстания: стрельцов, староверов, башкир, крестьян, казаков... Представители групп, посовещавшись, высказывали свои претензии к Петру I, роль которого исполнял сам учитель. Кроме того, ребята должны были на одном из этапов занятия заполнить все пропуски в рабочем листе. В конце урока восьмиклассники сделали вывод о том, каково историческое значение правления Петра I для России.

Примечательно, что Иван Николаевич поощрял ребят к высказыванию самостоятельного мнения, пытаясь показать масштаб и неоднозначность личности государя. Прочувствовать эпоху помогали видеоматериалы, используемые на уроке. Интересными были и вопросы, с которыми учитель обратился к детям в конце урока: «А вы сами хотели бы жить в эпоху Петра I? Что было бы с Россией, если бы народные восстания удались?» На уроке был и важный воспитательный момент — Иван Горячков говорил с детьми о важности выбора не только в жизни государства, но и каждого отдельного человека. Зачастую от этого выбора зависит будущее...

Инна Игнатенко, учитель русского языка из Абакана, тоже говорила на своем уроке о Петре I, только теперь тема звучала несколько иначе: «Образ Петра I глазами Пушкина». Свой урок Инна Сергеевна провела необычно: она предложила создать Петру I страничку в социальной сети. Работа шла на уроке в группах: анализируя текст поэмы «Медный всадник», ребята должны были ответить на вопрос: Петр I — царь-реформатор или тиран-деспот? Кроме того, учитель предложила каждой из групп создать свою аватарку для Петра I. А дальше Инна Сергеевна актуализировала знания десятиклассников по изученным ранее произведениям, предложив им подумать, кого из литературных персонажей они бы взяли в друзья в соцсетях — Фамусова, Чацкого, героев «Мертвых душ» или самого Петра I? Ответы были весьма неожиданными. Несмотря на неоднозначность личности царя, некоторые ребята с удовольствием взяли бы его в друзья.

Алексею Лисову, учителю физики из 32-й школы города Белово Кемеровской области сами звезды указали жизненный путь — он родился 1 сентября. Свой урок по физике в 7 классе он начал с вопроса: «Какие книги вы любите читать?» Оказалось, таким образом он хотел подвести ребят к сюжету из мультфильма «Дюймовочка». Когда ребята его посмотрели, Алексей Юрьевич поинтересовался, почему вода оказалась соленой? А дальше предложил записать тему урока: «Диффузия». Объяснив значение слова, Алексей Юрьевич предложил семиклассникам провести несколько опытов, причем подробный ход опыта был представлен на доске. Примечательно, что Алексей Лисов обратил внимание детей на то, где в жизни и в медицине встречается явление диффузии. Оказалось, что хорошо знакомая многим взрослым процедура «электрофорез» не что иное, как диффузия в действии.

— Засолка огурцов — это тоже диффузия, — пояснил учитель и задал непростую задачку: почему огурцы становится солеными в банке с рассолом, а рыба в соленой воде — нет. Оказалось, все дело в таком понятии как «осмос» — это диффузия через полупроницаемые материалы. Урок прошел динамично. Судя по ответам детей, они усвоили новую тему.

Дискуссионным и запоминающимся получился урок у учителя географии поселка Правокубанский Республики Карачаево-Черкессии Максалины Текеевой. В самом начале она показала видеосюжет с предостережением Томаса Мальтуса о пугающем перенаселении земли. А после того как сформулировала тему: «Численность и воспроизводство населения», задала ребятам вопрос: «Можно ли считать рост населения угрозой для планеты?»

Любопытно, что большинство старшеклассников были уверены: рост населения приведет к катастрофе, воды и еды на всех не хватит. Учитель не стала их переубеждать, а просто познакомила с первым и вторым типом воспроизводства, заметив, что есть еще и третий, когда преобладает и высокая смертность, и высокая рождаемость, как в Сомали. При этом оказалось, что при первом типе воспроизводства рост населения очень низкий, практически нулевой, и этот тип характерен для экономически развитых стран. Парадокс, но развивая свою экономику, страны переходят от второго типа, характеризующегося высоким ростом населения, к первому.

— Может быть, просто имеет смысл богатым странам помогать бедным, и тогда рост численности населения стабилизируется? — поинтересовалась Максалина Текеева у ребят.

Примечательно, что учитель не разубеждала ребят, а просто приводила цифры и факты. Оказалось, что сегодня население земли составляет 7 миллиардов 552 миллиона. Однако при этом Россия, обладая самой большой территорией, занимает лишь 9 место по численности, сегодня смертность в нашей стране превышает рождаемость.

...Впереди еще два дня ярких запоминающихся уроков, надеемся, что они пополнят копилку звездного опыта Всероссийского конкурса «Учитель года России».






Вверх

К хронике конкурса

К предыдущей статье

К следующей статье



Гущин Д. Д.