На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Филатова  Н. П.
финал конкурса 2008 года

Емельянова Е. С.
финал конкурса 2017 года

Игнатенко А. В.
финал конкурса 2018 года

 

Итог двух дней: летим, как на лыжах

 

К хронике конкурса

«Учительская газета»
26.09.2017

Итог двух дней: летим, как на лыжах
Конкурсное испытание I очного тура «Методический семинар» завершилось


Наталья Алексютина, Вадим Мелешко (фото)

Испытание «Методический семинар» завершилось сегодня. В нем приняли участие те группы конкурсантов, которым не выпал жребий «отстреляться» в первый же конкурсный день. Остальные уже наблюдали презентацию опыта коллег онлайн на официальном портале конкурса, хотя, по словам Анны Едуновой, учителя русского языка, литературы и МХК Чулковской школы из Рязанской области, даже это занятие не из простых: всё пропускаешь через себя и искренне «болеешь» за каждого коллегу.

Как отметила член жюри, ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук, «Методический семинар» продемонстрировал, что русская земля по-прежнему не оскудевает талантами. Ольга Ковальчук сравнила учителей с «россыпью жемчужин», потому что практически каждый конкурсант представил очень интересный опыт работы.

Например, учителя из Магаданской области Татьяну Проскурину применять на своих уроках русского языка и литературы логопедические приемы сподвиг существенный рост числа школьников с нарушениями речи. Как правило, в глубинке таким ребятам помогать некому, поскольку в штате сельских школ логопеда нет. Логопедические минутки, игровые логопедические приемы помогают учителю в работе, но главное — дают ребенку надежду на то, что эту проблему можно решить. Если такими нарушениями не заниматься, то, как поясняет Татьяна Проскурина, к 6—7 классу ученик опускает руки и остается «вечным двоечником». У педагога есть пример, когда удалось справиться с, казалось бы, безнадежным случаем дизорфографии, и мальчик сменил статус «второгодника» на статус среднеуспевающего ученика.

Поводом для использования на уроках приемов круговой тренировки у учителя физической культуры из Борковской школы Тюменской области Марины Тимофеевой тоже послужил неутешительный «диагноз» — дети не любят заниматься спортом. Причиной тому — унифицированные уроки физкультуры, в ходе которых мало кто обращает внимание на индивидуальные особенности ребенка. Для Марины Тимофеевой важно создать для ученика ситуацию выбора, чтобы ребенок сам составил программу развития своих физических качеств и сам стремился к ее выполнению. Конечно, вся необходимая диагностическая и консультационная помощь при этом ему оказывается педагогом. Примечательно, что увлеченные физкультурой дети «заражают» ею родителей, и те участвуют во многих совместных проектах. Например, в школе ведется проектная деятельность по созданию спортивного инвентаря, то есть дети и их родители делают спортивные снаряды своими руками. Среди «авторских» работ — платформа для развития мышц ног, парашют, накидные перекладины на шведские стенки и т. д.

Учитель информатики и ИКТ из Горютинской школы Тверской области Евгений Труфанов на своих уроках тоже старается увлечь ребят и доказать, что учиться — это здорово. Помогают ему в этом игровые технологии. Ребята проводят «мозговой штурм», участвуют в квестах, учатся искусству фотоохоты, ведут видеоблоги. При этом повышается и мотивация к изучению информатики, и возникает желание общаться не только с помощью «мышки», но и вживую, ведь многие проекты требуют совместной работы.

Все знают, что дружить с математикой удается лишь немногим школьникам, однако Ольга Кисиленко, учитель математики из города Усть-Илимска Иркутской области, убеждена: практико-ориентированные задания могут сломать этот стереотип. Во всяком случае, ученики ее лицея не думают, что математика нужна только для того, чтобы научиться считать деньги. На уроках юные лицеисты получают задания, которые напрямую касаются вещей, связанных с реальной жизнью. Например, могут пройти «Школу ремонта», где нужно, разбившись на команды, выбрать, продумать, рассчитать, какими строительными материалами и в каком объеме воспользоваться, чтобы сделать ремонт в купленной квартире. В подобных проектах также принимают участие родители. Решение практико-ориентированных задач помогает детям иначе воспринимать математику, а родителям по-другому относиться к процессу обучения этому предмету.

Проектной деятельностью вместе с детьми на своих уроках занимается и учитель математики из города Йошкар-Олы Республики Марий Эл Татьяна Пахмутова. Причем, к темам проектов ребята приходят постепенно, сначала выбирая предметную область, которая им интересна: алгебру, геометрию или реальную математику. Может быть, поэтому вопросы, затронутые детьми, необычны и интересны. Например, ребята брали темы математики в спорте, математики в кулинарии, геометрии в такси, пытались вывести формулу того, как легко стать миллионером и т. д.

Без использования проектно-исследовательских технологий не мыслит учебный процесс и учитель биологии из города Брянска Светлана Жучкова. Ее ученики ведут длительный и краткосрочный мониторинг, проводят биотестирование, в частности, речной воды, почвы, работают, как в школьной, так и в вузовских лабораториях, участвуют в конференциях, а также размещают информацию о полученных результатах на различных сайтах. Это пусть небольшой, но конкретный вклад каждого из них в охрану окружающей природы родного края. Светлана Жучкова вообще убеждена, что всё начинается с детства, и на вопрос одного из членов жюри так и ответила, что, если бы у нее были полномочия для решения экологических проблем, она бы начала с формирования у детей осознанного отношения к окружающему миру.

Любопытно, что открытия в ходе конкурсного испытания делали не только члены жюри, но и сами конкурсанты. Так, Ольга Кисиленко призналась, что только на конкурсе узнала, что такое «интеллектуальный адреналин». Это схоже с состоянием лыжника, который несется с горы и которого с каждым новым спуском всё больше и больше тянет вновь забраться наверх.

Вечером адреналина, а также позитива учителям добавили участники сборных команд КВН Краснодарского края. Ребята шутили так, что смех в зале не смолкал ни на минуту. При этом сами КВНщики признались, что более благодарной публики, чем учителя, они еще не встречали.






Вверх

К хронике конкурса

К предыдущей статье

К следующей статье



Гущин Д. Д.