На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: [email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Хроника конкурса: Родионова Оксана, 2009-09-27 День пятый: Да здравствует общение!

 

К хронике конкурса

Оксана Родионова,
«Учительская газета»
27.09.2009
День пятый: Да здравствует общение!

Сегодня в гимназии № 1530 то и дело вспыхивали улыбки, смешки и даже раздавались крики радости. Нет, это не истерика притомившихся конкурсантов, это чувство финишной ленточки. Учителя сдают третье испытание, значит, осталось всего одно, и очередная бессонная ночь в гостинице «Измайлово» пройдет с думой всего об одном этапе, на котором надо продемонстрировать свои самые лучшие профессиональные качества.

Изысканный и разнообразный шведский стол, чашка кофе — и по автобусам. «Пеликанов» ждет общение. Ведь как не расценивай конкурсные задания, все они сводятся к общению. На уроках — с детьми, во время классных часов — опять с ребятами, на методическом семинаре — с жюри (кроме тех случаев, когда учитель ну никак не может оторваться от заранее составленного текста выступления или когда жюри настроено только внимать докладам), на родительском собрании — с родителями…

Учитель начальных классов из Красноярска Сергей Пикалов задумал общение с третьеклассниками прогимназии как путешествие в сказку, в мир любимого многими малышами и взрослыми Гарри Поттера. Ребята садятся в знаменитый поезд Хогвартс Экспресс… но стоп! Что помешало? Правильно, красный цвет светофора. Зеленый дети должны зажечь сами, вспомнив заклинание, с помощью которого Гарри и его одноклассники освещали дорогу в темноте. «Люмос», — подсказывает учитель. И вот малыши в Школе волшебства, где живут звуки. Дети быстро приходят от звука к слову, от слова к предложению, тексту, речи. К ним в руки опадает особое волшебное задание — найти место словам с помощью распределительной шляпы и собственной сообразительности. Затем ребята работают по группам — одни с существительными, другие с прилагательными, третьи с глаголами, четвертые с числительными. В какой-то момент интерактивная доска не справляется с заданием… Не беда. У Сергея Пикалова готово объяснение — проделки Волан де Морта! Задание можно сделать устно. Физкультминутка — в том же стиле, это игра в квиддич. Во время самоанализа красноярский педагог признался, что ему очень понравились дети: «Они готовы улавливать информацию, запоминать ее».

Необычно начала свой урок литературы в 11 классе Нина Заварыкина из Владимирской области. Она с порога стала общаться с ребятами в образе Луки из горьковской пьесы «На дне». Монолог о праведной земле настроил ребят на тему. Тем более, что педагог предложила старшеклассникам стать режиссерами, которые решают, как актеру сыграть роль Луки. Какой Лука? Мечтатель, таинственный человек, всезнающий, скептик, гордый, ироничный… Вариантов множество. Затем начался филологический разбор фрагментов из пьесы. Оказалось, что даже многоточия и тире очень многое говорят о героях. И ребята быстро смогли найти самые важные тире в монологе о праведной земле. А еще одиннадцатиклассникам удалось поучаствовать в лингвистическом эксперименте, выяснить, почему Горький написал «жил-жил», а не «жил, жил», как это бывает в обычном тексте. Урок получился насыщенным и весьма полезным.

Сравнение русской и восточной музыки стало главной задачей музыканта из Ивановской области Екатерины Абдрашитовой. Четвертому классу урок очень понравился, потому что он был наполнен красивыми мелодиями, смелыми экспериментами, движением. «Тема Востока в творчестве русских композиторов» — так называлось занятие. Римский-Корсаков и его симфоническая сюита «Шехерезада», с одной стороны, русская народная «Во поле березка стояла» с другой. Дети исполнили нашу родную «Березку» с восточным колоритом, дополняя движениями восточного танца и шумом монист и тамбуринов. Однако закончилось занятие все-таки песней, посвященной России, которую ученики прогимназии с удовольствием подхватили.

Третий день на конкурсе идут родительские собрания. Правила таковы: жюри, которое состоит из представителей родительской общественности, и конкурсанты — группа из пяти человек — смотрят небольшой видеосюжет, в котором коротко изложена ситуация, требующая внимания как учителей, так и мам с папами, затем конкурсанты высказывают свои мнения, родители задают вопросы, и в финале группа выдает свое решение проблемы. Понятно, что это имитация, игра в родительское собрание — таковы условия конкурса. Однако многие сюжеты вызывают ожесточенные споры, которые выливаются далеко за пределы конкурсного испытания. Запомнилось собрание, прошедшее в первый день первого тура. Сюжет назывался «Строгий папа»: учитель географии собирается поставить ученице тройку в четверти, девочка приходит и просит этого не делать, потому что папа поставил ей условие: в случае плохих отметок отменяется поездка в Англию. Педагог не соглашается… Конкурсанты быстро сообразили, как выйти без потерь из этой ситуации: поговорить с коллегами, с классным руководителем, с папой, дать ребенку задание, чтобы она могла исправить отметку, и в конце концов не лишить девочку радости путешествия в другую страну. Однако учителя выявили и подтекст истории — девочка могла и обмануть своего педагога, а значит, в следующей четверти с ней обязательно должен индивидуально поработать школьный психолог.






Вверх

К хронике конкурса

К четвертому дню

К шестому дню



Гущин Д. Д.