На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Владимирова Е. М.
финал конкурса 2014 года

Шаматрина Н. В.
финал конкурса 2017 года

Гаврик О. В.
финал конкурса 2018 года

Иванилова О. А.
финал конкурса 2019 года

Бербенцева М. Б.
финал конкурса 2020 года

Скляниченко Г. А.
финал конкурса 2022 года

 

Хроника конкурса: Родионова Оксана, 2009-09-26 День четвертый: Экватор первого тура.

 

К хронике конкурса

Оксана Родионова,
«Учительская газета»
26.09.2009
День четвертый: Экватор первого тура

Конкурс идет своим ходом, множатся впечатления от общения с коллегами, с ребятами из школы Ломоносова и их учителями, с конкурсным жюри. Но и усталость ощутимо накапливается. Вчера всех конкурсантов вдохновила и приободрила встреча с «пеликанами» прошлых лет. Это очень важно — почувствовать, что ты не просто работаешь здесь и сейчас, выполняя конкурсные задания, но присоединяешься к армии учителей, за многие годы создавших традицию, движение учителей года, целый мир педагогического конкурса. Живой календарь листали первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, которая никогда не забудет, как в 1991 году относила в Кремль Хрустального пеликана перед встречей президента Михаила Горбачева с учителем года СССР Валерием Гербутовым. Учитель года России — 1993 Олег Парамонов предложил почтить память ушедших из жизни участников конкурса, в их числе — учителя года России — 1998 Владимира Ильина. Учитель года России — 1994 Михаил Нянковский вспомнил, как поездка на конкурс — встреча с неведомым — неожиданно обернулась победой и приобретением огромного количества друзей по всей России. Лауреат конкурса «Учитель года Москвы — 1997» Владимир Головнер рассказал о том, как восемь лет подряд проходят межрегиональные экологические экспедиции школьников, в которых участвуют учителя года разных лет и их ученики, пригласил новых «пеликанов» 2009 года присоединиться к замечательной компании. Выступление команды участников конкурса 2007 года было веселым: цитировали КВНовские шутки — и ностальгическим: ведь конкурсные дни, когда были все вместе, готовились с испытаниям, тряслись от волнения и радовались удачам товарищам, уже не вернуть… Мощным финалом встречи стало исполнение гимна свежеиспеченных учителей года, который написал самый «зеленый» участник «Учителя года России — 2009», учитель начальных классов из Красноярска Сергей Пикалов. Песню выучили уже не только конкурсанты, но и все, кто неравнодушен к конкурсному движению.

А между тем испытания идут своим ходом. День по-прежнему начинается с уроков, плавно переходит в классные часы, далее идут методические семинары, родительские собрания, и вечером автобусы уносят участников конкурса в гостиницу, к новой бессонной ночи перед новым непройденным этапом. Вчера кто-то заметил, что мы прошли экватор первого тура. Действительно, еще два дня, и станет известен состав «пятнашки» лауреатов. Кто в нее войдет, угадать трудно. Каждый конкурсант выкладывается полностью, искренне, по-настоящему. Вы можете в этом убедиться, заглянув на сеанс интернет-трансляции.

Урок биолога из Алтайского края Ирины Сажаевой назывался «Такая простая сложная клетка». Метапредметная тема — «Постановка проблемы». Ребята под руководством педагога повторили строение клетки, вспомнили историю ее изучения, задумались о том, как происходит процесс познания. Любопытная деталь — учительница предложила старшеклассникам составить проект… собственного домашнего задания. И оставила адрес своей электронной почты, чтобы познакомится с результатами этих проектов.

Физик Вадим Муранов из Московской области с ходу создал научно-исследовательскую лабораторию. Сотрудники — восьмиклассники, руководитель — сам учитель. Сотрудники засучили рукава и начали работать — ставить эксперимент с помощью специальной авторской установки, части которой были выложены на парты. Задача непростая — проверить, возможно ли превратить тепло во внутреннюю энергию и затем в работу. Оказалось, можно, если нагреть с помощью самодельной спиртовки воду в яйце, превратить ее в пар, и тем самым заставить крутиться небольшой пропеллер. Эксперимент зарисовали, а затем написали на доске схему, обсудили, в чем разница между этими двумя способами фиксации результатов. Ведь метапредметная тема, доставшаяся Вадиму, — «Рисунок и схема».

Во время «Методического семинара», в котором ваша покорная слуга имеет честь быть в качестве жюри, учителя просто блистали педагогическим опытом. Главная задача семинара — не просто рассказать о том, как работаешь сам по себе, а объяснить, как на твою деятельность повлияли окружающие — коллеги, родители учеников, социальные партнеры. Проанализировать свою работу с этой точки зрения непросто, зато конкурс позволяет сделать то, до чего никогда не доходят руки. Справились или нет конкурсанты с основной задачей этого этапа, в любом случае рассказ о своей работе показался всей судейской коллегии весьма любопытным. Вчера, например, мы узнали, как биолог Ольга Машенкина из Кабардино-Балкарской Республики развивает индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности своих учеников, как Татьяна Мурыгина, учитель английского языка из Томской области, использует иностранный язык в качестве ключа к пониманию культуры, наконец, как учитель музыки из Ивановской области Екатерина Абрашитова применяет на своих уроках компьютерные технологии, не забывая о том, что урок — не технический практикум.

Сегодня во второй группе этапа «Методический семинар» нас порадовала учитель истории и обществознания из города Шарьи Костромской области Надежда Зезина, которая очень обстоятельно описала идеи, повлиявшие на формирование ее профессионального опыта, удивил учитель физики, астрономии и черчения из Ленинградской области Николай Егоркин своим оригинальным подходом к портрету современного выпускника, увлекла учитель экономики из Кемерово Наталья Поварич своей системой преподавания экономики, очаровал Алексей Бараниченко из Тульской области деятельностным подходом к преподаванию технологии. Почти каждый участник нашей группы успевал не только отчитаться «по теме», но и рассказать о своей жизни, своей школе, своих учениках просто, по-человечески, и это, уверена, очень обогатило и членов жюри, и зрителей семинаров.

До завтра! Впереди рассказ об этапе «Родительское собрание».






Вверх

К хронике конкурса

К третьему дню

К пятому дню



Гущин Д. Д.