На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Открытые миры

Для того чтобы полюбить себя, надо узнать других

Уследить за передвижениями Дениса РОЧЕВА сложно, сегодня он в Колумбии, завтра в Стокгольме, вчера был в Пензе. То и дело слышишь, как к нему обращаются: «Привет, земляк!» Он провел свое детство в Литве у бабушки, а родился в Оленегорске Мурманской области. И все же он считает себя истинным петербуржцем, ведь живет он и работает в Гатчине. А на вопросы, не хотел бы остаться там, на Западе, в Скандинавии, Америке, он отвечает: «Нет, я Россию люблю!»

Говорит, такие же настроения он наблюдает и у своих учеников. Они нередко все вместе выбираются на родину Тиля Швайгера и Rammstein. И, налюбовавшись рыцарскими замками, наговорившись всласть с немецкими сверстниками, набегавшись по сувенирным лавкам, ребята неизменно в какой-то момент восклицают: «Хотим домой, у нас все лучше!» Рочев давно уже понял: желание вырваться возникает от замкнутости, а когда у человека есть возможность увидеть жизнь других стран своими глазами, он начинает ценить родные пределы в сто крат сильнее.

Собственно, открытость — суть образовательной политики гимназии «Апекс», где и преподает Денис Рочев. Наша газета рассказывала о проекте «Диалог культур», по которому работают в «Апексе». Он помогает гимназии учиться жить в мире, говорить на одном языке с зарубежными коллегами, слушать голос своего сердца, невольно сравнивая красоты западных городов с гатчинскими улочками («Учительская газета» № 21 от 24 мая 2011 года). И вот это-то сравнение всегда идет в пользу патриотического мировоззрения!

Любовь к языкам у Рочева проявилась еще в детстве. Проводя летние каникулы у бабушки в Вильнюсе, он довольно бегло научился разговаривать по-литовски. А наблюдая за мамой, учителем начальных классов, мальчик и сам захотел кого-нибудь научить тому, что знал. Он рассаживал воображаемых учеников вокруг и проводил с ними самые серьезные уроки литовского языка. И уже тогда обдумывал, как сделать эти уроки такими, чтобы они были понятными и полезными. А особенно увлекательным тогда в работе учителя Денису Игоревичу казалось заполнение классного журнала. Как же не похож тот мечтатель на сегодняшнего практика, выступающего против бесконечного оформления всевозможных бумаг!

Он хотел изучать географию. Но испугался математики, которую нужно было сдавать при поступлении. И решил все-таки отдать предпочтение немецкому. Поступил на филфак РГПУ имени Герцена, на специальность «немецкий язык плюс русский как иностранный». И сразу же по окончании — «Апекс». Вот уже 15 лет он работает здесь, в гимназии, где ценят хороших учителей, не боятся участвовать во всевозможных программах по образовательным обменам учителей и учеников с разными странами и, вздыхая, отпускают Рочева в его очередные путешествия, понимая, что это обогащает и жизнь самой школы.

Денис Игоревич — неутомимый исследователь профессии. Его считают своим в Московской области. А началось все с методического поезда, когда в 2008 году учителя регионов-побратимов — Подмосковья и Ленинградской области — ездили по школам и давали уроки для своих коллег. До сих пор все участники этой поездки вспоминают о том, как их автобус по пути из Тосно в Дмитров заблудился, как было страшно и весело одновременно, как это сдружило всех этих людей, уставших после насыщенных дидактикой часов, и сделало Дениса Рочева полноправным членом клуба «Педагог года Подмосковья».

Да, Рочев много ездит. И в этих поездках он видит, как в Германии идет повышение уровня преподавания немецкого языка. Поэтому понимает, делиться опытом и развиваться необходимо. Денис Игоревич участвовал в общероссийском конкурсе Института Гете. Он проводился в заочном формате по семи категориям. В категории «Немецкий язык как второй иностранный» Рочев занял первое место. Сегодня он мультипликатор Института Гете, то есть занимается повышением квалификации учителей немецкого языка.

А это значит, что впереди очередной дойч-тур, некое интерактивное шоу для полиглотов, когда аниматоры, рэперы и футбэгеры пропагандируют немецкий в разных странах. Дойч-мобил-туры проходили и в Польше, и во Франции, и в Турции, и в России. Это трехчасовой уличный спектакль, это и занятия в школах, где профессиональные немецкие актеры и музыканты, футболисты и риторы проводят свои выступления. И среди них — Денис Рочев!

Когда-то методику преподавания немецкого языка у Рочева вел абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2002» Игорь Смирнов.

— Мне было безумно интересно на его занятиях, — вспоминает Денис Игоревич. — Так как он из Гатчины, то я по собственной инициативе в свой выходной, в субботу, по утрам ходил к нему на уроки, чтобы понять, как надо преподавать и как это интересно.

Немецкий открыл ему и Южную Америку. С учителем немецкого из Колумбии Денис Игоревич подружился на одном из семинаров в Германии. Тот пригласил в гости, Рочев такой возможности не упустил. То-то были удивлены немцы, встреченные ими там, когда в столь экзотической стране услышали родную речь, на которой между собой изъяснялись колумбиец и русский!

Такова его жизнь — бурная, неспокойная, интересная.

— Немецкое иностранное общество пригласило меня в Любек выступить с докладом по проблемам образования в России. Российское образование остается до сих пор темной лошадкой для немецкой общественности, и интерес к этой теме, как оказалось, высок. Кроме выступления я также принял участие в семинаре для учителей немецкого языка, который тоже проходил в Любеке, куда приехали коллеги из Польши и стран Балтии. Мы повышали свою профессиональную компетенцию в вопросах методики преподавания немецкого языка как иностранного, обсуждали новые явления в немецком языке, слушали лекции по страноведению Германии и, конечно, общались друг с другом. Очень важно такое общение, узнаешь многое из жизни коллег, обмениваешься опытом. Потом по приглашению клуба «Педагог года Подмосковья» я принял участие в фестивале педагогического мастерства в Павловском Посаде, где дал мастер-класс для молодых специалистов — учителей иностранного языка, а также открытый урок с ребятами, никогда прежде не изучавшими немецкий язык. В конце урока все ребята сказали, что никогда не думали, что немецкий язык такой красивый, изучать его ничуть не трудно, и насколько важно в современном мире владеть не одним, а двумя иностранными языками. Затем я отправился в Москву, куда меня пригласил немецкий культурный центр «Гете-институт» принять участие в съемках видеогида для учителей немецкого языка. Меня и мою коллегу из Пскова выбрали как лучших учителей в своей области. Два дня мы снимали настоящий фильм-пособие, посмотрев который учителя немецкого языка смогут еще более мотивированно преподавать свой предмет и убеждать в необходимости изучения немецкого языка в нашей стране. Из Москвы я уехал в Великий Новгород, где дал методический семинар для учителей города на базе кафедры немецкого языка Новгородского университета. Такие поездки очень важны для меня как учителя, так как я знакомлюсь с новыми людьми, делюсь своим опытом и приобретаю новый, что, несомненно, делает мое общение с моими учениками здесь, в Гатчине, еще более ярким и интересным.

Но в насыщенной событиями жизни есть и свои минусы, и Денис Игоревич сокрушается, что из-за слишком плотного графика своей жизни он не успевает читать.

— Времени для книг нет совершенно, — вздыхает этот деятельный человек. — Мечтаю в глубокой старости прочитать всю свою библиотеку — богатую, созданную еще родителями. ТВ не смотрю, нет времени и желания. Летом посмотрел только пару немецких фильмов без перевода. Но музыка — это то, что дает силы. Даже по дороге на конкурсный урок слушал любимую группу Roxette — это настраивает лучше всего на успех.

Он с удовольствием встает утром на работу. Бесконечные проекты, путешествия с детьми, общение с коллегами. Ему интересно все то, что расширяет профессиональные горизонты. Рочев и сам любит проводить семинары для коллег. А после конкурса «Учитель года России – 2014» Денис Игоревич понял, что ему интересна и образовательная политика, что ему хочется принести в дело российского образования ощутимую пользу.

Семья — это то, ради чего он работает и живет.

— Хочу больше проводить времени с детьми, — говорит Денис Игоревич. — Поэтому у старшего, Ромы, веду немецкий 3 раза в неделю, а ради младшей, Саши, организовал детский курс немецкого, где зайчишка Ханс играет с ребятами, а папа проводит время с дочкой, еще и немецкий учит с ней. А жене Наташе, она оперная певица, я организовываю концерты в Германии. Так что вся семья в теме. Во время конкурса у нас даже мальчик жил немецкий по обмену.

Для своих уроков он всегда придумывает что-то новое.

— С детьми работать интересно. Но для того чтобы они не разочаровались в предмете из-за постоянного повторения, приходится говорить об одном и том же разными способами. Малыши способны удержать в голове очень много. Так что чем раньше ребенок начинает изучать язык, тем лучше. Сейчас у меня есть курс для пятилетних детей. А тем, кто постарше, мне всегда хочется дать как можно больше материала, чтобы увлечь по-настоящему. Поэтому кроме двух уроков в неделю у нас в гимназии введен еще один урок, где мы занимаемся играя, без учебника. Я считаю, что и детей, и самого себя надо постоянно удивлять чем-то новым, что-то делать для профессии, чтобы она не стала рутиной. Например, мы устраиваем поездки в Германию, где ученики сами должны подготовить и провести экскурсию. Мы придумываем для них поисковые игры с применением языка. То есть получается языковой мини-лагерь. Также у нас в гимназии есть школьный обмен с городами Этлингеном и Боркумом.

А еще они с ребятами ставят спектакли. Как вариант — по сказкам братьев Гримм.

Денис Игоревич знает английский, учит шведский. Он убежден, что Вольтер прав, говоря: «Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку». Языки открывают для тебя миры и предоставляют возможности. И расширяют круг друзей. А Денис Рочев ценит искреннюю дружбу, он уверен, что настоящие друзья проверяются успехом и познаются в радости.

Когда «Учительская газета» задумала проект «Фундаментальные понятия», Денис Игоревич стал одним из активнейших его участников. Он писал о жизни и смерти Моцарта, изменении и развитии языка немецкой молодежной периодики за счет заимствованных англицизмов, коммуникативных играх, о меню венских кафе и характерах жителей города. Пути познания бывают разными, и он умеет в них не заблудиться.

Денис Рочев любит бродить по горбатым, выложенным булыжником улочкам городов, взрастивших Гейне и Шиллера. Устав от странствий, он забредает погреться в напоенные ароматом фруктов, терпкостью глинтвейна кафешки, где порой кажется, что именно здесь не столь давно за дубовым столиком рождались критические взгляды Фихте и звучали резкие суждения Шопенгауэра. В своих путешествиях по Берлину ли, Вене, Стокгольму Рочев неизменно мечтает о России, о Гатчине, которая дарит ему радость бытия, о друзьях, которым хотел бы напеть что-то милое под гитару, о детях, которых обязательно ознакомит с традициями и нравами немецкой культуры.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 44 от 4 ноября 2014 года



Гущин Д. Д.