На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Первый день

 


Моцарты, эссе и немного лирично


В Москве открылся семинар для участников конкурса «Учитель года России» — 2017
Анна Данилина, Вадим Мелешко (фото)

С 14 по 17 июня в московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проходит традиционный семинар для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017. Формулировка серьезная, но за ней не только ожидание прагматического рецепта о том, как успешно выступить на конкурсе, но и предощущение долгожданной встречи с коллегами, единомышленниками и просто хорошими людьми.


«В наше время такого семинара не было, — рассказала Елена Воробьева, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 1997. — Я думаю, что такое мероприятие, когда конкурсанты видят первых лиц образования, очень важно для их дальнейшей мотивации».

Присутствие на семинаре представителей Краснодарского края не случайно. В этом году, благодаря абсолютному победителю конкурса 2016 года, учителю русского языка и литературы Александру Шагалову, конкурс принимает именно Кубань. Чтобы представить подробную программу проведения мероприятий конкурса и площадку, на которой конкурсанты дадут свои уроки уже этой осенью, на семинар приехала и директор школы №100 города Сочи Светлана Пинязева. Именно эта молодая образовательная организация по решению оргкомитета конкурса в этом году примет гостей из 85 регионов страны. Всё располагает здесь к хорошему настроению и поддержанию позитивного конкурсного духа: школе всего шесть лет, она оснащена по последнему слову техники и находится в непосредственной близости от Олимпийского парка, где располагаются все ключевые спортивные объекты Зимних Олимпийских игр 2014 года. На таком фоне не могут не родиться идеи по-настоящему захватывающих конкурсных уроков…

Представительство субъектов на конкурсе в этом году во второй раз безоговорочно полное. Средний возраст участников — 36 лет (это на год меньше, чем в 2016 году), средний стаж — 12 лет. В этот раз за звание абсолютного победителя поборются 17 филологов, 14 учителей истории и обществознания, по 9 учителей математики и иностранного языка и т.  д. 12 конкурсантов этого года — учителя сельских школ, 5 участников — кандидаты наук.

Гендерный состав конкурсантов вполне традиционный: преобладают прекрасные дамы. Представителей сильного пола в этом году на конкурсе всего 23. В то же время, как отметил заместитель председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, традиционным является и то, что, несмотря на такой перевес не в пользу мужчин, чаще всего на конкурсе выигрывают именно они: за все 28 лет существования конкурса имена абсолютных победительниц звучали со сцены всего шесть раз.

На самом деле, когда в 1989 году конкурс еще только начинался, никто и не думал о том, какой век ему уготован. Раздавалась критика — конструктивная и не очень, кто-то говорил, что, мол, учителю и соревноваться то негоже, и, тем не менее, конкурс живет. Во многом потому, что, как отметила член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, его смысловую основу оставляет не агрессивная конкуренция, а большой творческий поиск и желание организаторов конкурса создать для каждого его участника такую ситуацию, в которой можно максимально проявить себя, раскрыться и вырасти над собой.

«Искать моцартов в педагогике», как метко обозначила главную миссию «Учителя года России» Ирина Димова, непросто, но было бы так же трудно переоценить и тот вклад, который уже сделан конкурсом «в поступательное развитие российской школы» — именно так говорится в специальной телеграмме участникам конкурса от заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец. В самый разгар первого дня семинара было доставлено еще две приветственных телеграммы: от председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаиды Драгункиной и заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Любови Духаниной. Зная не понаслышке о проблемах отечественной системы образования, они с радостью приветствуют тех, кто двигает наше образование вперед — от мегаполисов до самых географически отделенных мест. Именно такие учителя, способные к личному продвижению и готовые вести за собой, собираются ежегодно на Всероссийском конкурсе «Учитель года России».

В этом году по традиции внимание участникам конкурса уделило и Министерство образования и науки. На этот раз в лице заместителя министра Татьяны Синюгиной, что придало встрече не только насыщенность, но и особый колорит: до недавнего времени Татьяна Юрьевна занимала пост руководителя профильного образовательного ведомства в Краснодарском крае, поэтому она с радостью приветствовала участников конкурса уже в новом качестве, пообещав, что Кубань приложит все усилия, чтобы в этом году конкурс получился знаковым и запоминающимся образовательным событием года.

В целом разговор с Татьяной Синюгиной получился достаточно предметным и острым. Из зала то и дело задавали вопросы по самым актуальным темам: национальная система учительского роста, заработная платы педагога, работа с детьми с ОВЗ… Конкурсантов интересует всё в главной для них отрасли. И этот интерес Татьяна Юрьевна поощряет: «Коллеги, нужно интересоваться многим в образовании. Профессиональная траектория причудлива. Проверено лично: иногда не знаешь, чем будешь заниматься через год».

Отвечая на болезненный вопрос о будущем сельской школы, замминистра отметила: перед Минобрнауки России не стоит задачи по сокращению сети таких образовательных организаций, напротив, даже «если в школе всего 32 ребенка, но она дает качественное образование, она имеет право на существование».

Актуальной сегодня также является тема учебников. Татьяна Синюгина привела данные: на сегодняшний день федеральный перечень содержит 1775 единиц, в том числе, к примеру, 68 — по биологии и 43 — по русскому языку. «Вместе с вами, уважаемые участники конкурса, мы будем говорить о ситуации с учебниками. Что надо сделать, чтобы учебник соответствовал требованиям? — обратилась замминистра к педагогам. — Мы будем предлагать изменения, которые позволят сформировать понятный, прозрачный порядок, по которому учебники будут попадать, что называется, прямиком в школу, на школьные парты учеников… За 2017–2018 годы мы это сделаем».

Затронули конкурсанты и непростую тему аттестации педагогов. Татьяна Синюгина сообщила, что уже в этом году в 13 регионах страны министерство проведет апробацию новой модели аттестации. Ее ключевыми элементами станут предметная оценка и открытые уроки, кроме того, будет трансформирована часть, касающаяся документального подтверждения опыта.

На семинаре уделили внимание и вопросу защиты прав самого учителя. Заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова подробно рассказала конкурсантам о деятельности профсоюза и его территориальных организаций в этой области. Татьяна Викторовна подчеркнула, что в случае, если работа какой-либо правозащитной учительской организации представляется педагогу неудовлетворительной, всегда есть шанс влиться в ее ряды и предложить какие-то новые подходы.

Конкурсанты этого года крайне мобильны — они быстро переходят от прагматики к лирике, поэтому и яркую, душевную и местами наполненную добрым юмором встречу с Александром Демахиным, абсолютным победителем конкурса «Учитель года России» — 2012 они, скорее всего, тоже запомнят надолго. Драматург, помощник художественного руководителя БДТ имени Г. А. Товстоногова, Александр Александрович знаете о тексте всё. Так, кому как не ему давать конкурсантам советы о том, каким должно быть эссе? Советов было много: одни звучали как знаменитые «вредные», другие вполне серьезно. Но главный — один: не нужно показывать буквальное знание закона «Об образовании в РФ» или дословно цитировать ФГОС, нужно показать себя, плоды своего опыта и раздумий на профессиональные темы, то, что прочувствовано и выстрадано, и тогда сложится образ — образ учителя года. Конкурсанты попытаются воплотить эти рекомендации в жизнь уже завтра утром — второй день семинара начнется именно с объявления темы эссе — первого конкурсного задания «Учителя года России» — 2017.


К оглавлению
К следующему дню



Гущин Д. Д.