На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Четвёртый день

 

Учимся у мастеров



Но сначала лекцию-консультацию о том, как готовится к конкурсному заданию «Мастер-класс» прочитал абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 1992», учитель музыки НОУ «Ломоносовская школа» Москвы Артур Заруба. На «Учителе года» мастер-классы появились в 1996 году, однако в 90-е годы это испытание называлось «Уроки-импровизации со взрослыми». На сцену ставились парты, за них садились конкурсанты, не попавшие в «пятнашку», и лауреат демонстрировал занятие жюри.

Артур Викторович уверен, что мастер-класс — действо, сродни театральному, а значит должно быть выстроено по законам драматургии: завязка — развитие — финал. Готовя мастер-класс, нужно поработать над речью, научиться правильно пользоваться микрофоном. Что касается структуры подготовки, она складывается из следующих элементов: придумать идею, связать идею с темой, определить цели и задачи, поставить проблему, поработать над замыслом, наконец, написать план. Мастер-класс — это не лекция, но и в игру его нельзя превращать…

Понять все тонкости возможно только на практике, подготовив собственный мастер-класс. И, конечно, посмотрев вблизи и живьем на результаты творческих усилий учителей года России.

Учитель года России — 2012 Андрей Сиденко говорил о том, что ему интересно, и, наверное, поэтому заинтересовал весь зал. Тема — взаимосвязи между предметами и событиями, элементами мира, в котором мы живем. Классический пример — эффект бабочки, открытый Эдвардом Лоренцом. Событие, и его последствия… Пьер Ферма оставил на полях учебника арифметики 17 века короткую запись — задачу, и 350 лет после этого все математики мира пытались решить теорему Ферма... Опечатка в приказе, касающемся налогообложения импортных товаров, поступающих в США, привела в свое время к убытку — ни много ни мало, 38 миллионов долларов... Есть о чем задуматься. А не это ли одна из задач мастер-класса?

Абсолютные победители конкурса — очень разные люди. И мастер-классы совершенно разные. Более всего на спектакль или литературный вечер походило выступление филолога и поэта Олега Парамонова, учителя года России — 1993. Но все-таки это именно мастер-класс, потому что его участники получают новое знание, даже когда речь идет о привычных вещах. Тут не посидишь спокойно, не подремлешь под лекцию мастера, все время надо отвечать на интереснейшие вопросы. От такого, казалось бы, простого: «Сколько лет пушкинской Татьяне, а сколько Ольге?» до суперсложного: «Почему Пушкин очень рано стал думать о смерти?».

«Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к «...» своему».

Какое слово пропустил Олег Геннадьевич в этом стихотворении Александра Сергеевича? Догадайтесь… Только сразу не бросайтесь в интернет и к сборнику классика. Ответ вам покажется неожиданным. А мысли о смерти, уверен Олег Парамонов, пришли к Пушкину после восстания декабристов. Не было желания жить в России, где правят «злато и булат».

Для Юлии Мукасеевой, учителя английского языка Ломоносовской школы, лауреата конкурса «Учитель года Москвы», урок — повод для общения. Выстраивая общение, Юлия Борисовна создает эмоциональный контекст и предлагает детям инструменты для работы. Веселая игра в обучение лексике завершилась на мастер-классе серьезным разговором о разнице национальных менталитетов россиян и англичан. Выяснилось, что наши люди, ранжируя ценности, на первое место поставили здоровье, а жители туманного Альбиона — семью.

После мастер-класса лауреата московского конкурса «Учитель года» Дмитрия Бесполова одна из участниц конкурса «Учитель года России — 2015» воскликнула: «Я никогда не видела таких уроков физкультуры!». И правда, столичный учитель демонстрировал весьма необычные приемы. Например, «Живое зеркало». Ученики внимательно следят за движениями педагога и копируют их. Такой навык нужен, чтобы научиться меньше отвлекаться, следить за движениями тренера, когда он показывает как играть в ту или иную спортивную игру. Фокус-группы и весь зал отлично выполняли задания Дмитрия Бесполова.

И снова на сцене — Артур Заруба, он перешел от теории к практике и демонстрирует свой мастер-класс на тему «Образ в музыке». Участники мастер-класса слушают музыку и называют слова-ассоциации. Артур Викторович сравнивает их со списком слов, который предложили дети. Дети чувствуют по-другому… И опять идет напряженная работа мысли и поиск определения эмоций. Мы узнаем о том, как устроены орган, клавесин, клавикорд, чем они отличаются, слушаем историю создания «Аве Марии» Шарля Гуно, удивляемся, зачем Бах сочинил 24 прелюдии и 24 фуги к ним в пары. Мы слушаем музыку и облекаем в стихи наши чувства… И становимся немного другими после этого мастер-класса.

Мастер-класс — это еще и попытка рассказать о сложном просто. Попытка удалась абсолютному победителю Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2007» Дмитрию Гущину. «Как решить задачу?» — спросил математик у зала. И предложил найти общие принципы, которые мы часто не можем сформулировать, действуя интуитивно. Пути решения помогли найти внешне забавные задачки, предлагающие понять, как поставить слона, а затем жирафа в холодильник. Затем были задачи о шляпе, о медведе, о яблоке, рыбе и птичке… Неважно, о чем, главное — понять, что помогает их решить. Итак, вот какие шаги помогут решить любую задачу: отсечь лишнее, выделить главное, не искать сложное... «Пусть любая задача решится!» — пожелал Дмитрий Гущин.

Учитель года России — 2012 Александр Демахин попросил у зрителей из зала смартфон и сделал селфи. «Чем отличается такой портрет от живописных полотен?» — спросил учитель МХК. Оказалось, ответить на этот вопрос непросто. Разве что современный портрет получается намного быстрее. Вот модель идеальной семьи — портрет четы Арнольфини нидерландца Яна ван Эйка. Он сделан в 15 веке. А каким бы был современный портрет идеальной семьи? Оказывается, в Интернете можно найти и такую версию — подражание ван Эйку. «Смысл можно выражать на разных языках, в том числе с помощью гаджетов», — делают вывод Александр Демахин и участники его мастер-класса.

Прощаясь с участниками установочного семинара, первая заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова сказала: «Я чувствую по вашему отношению к происходящему, по вашим взглядам, что ваши ожидания, уважаемые финалисты конкурса, на этом семинаре оправдались. Мы хотели, чтобы здесь не было назидательности, морализаторства, но была полезная информация. Нам и нашим лекторам это удалось».




Гущин Д. Д.