На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Третий день

 

Ищем себя



Для чего нужно знать историю конкурса, о которой говорила первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова? Чтобы, так же, как участники, лауреаты, победители прошлых лет, стать частью этой истории. Еще Ирина Георгиевна, пришедшая на конкурс как организатор в 1991 году, говорила о сверхзадаче, концепции и структуре состязания, о том, как за прошедшие четверть века менялась конкурсная модель, но одно оставалось неизменным: «Учитель года» — пространство творчества, культуры. Мы открываем учителей, которые пришли в профессию и остались в ней, профессия стала их личной судьбой». «Мы» — это сегодня три учредителя «Учителя года России», три кита — Минобнауки России, Общероссийский Профсоюз образования и «Учительская газета». Но начиналось все именно со статей в УГ, в которых обсуждалось, нужен или нет такой конкурс. Оказалось — нужен. «Конкурс возник потому, что обществу надо было открыть новые имена в педагогике. Это общественная инициатива, именно потому у конкурса такая большая жизнь».

Доцент кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Елена Пахомова назвала свое выступление «Методический семинар», или несколько советов от методиста». Это одно из самых трудных конкурсных заданий. Создавая свой семинар, важно внимательно изучить формат и все сделать, согласно конкурсным условиям. Еще важно все делать вовремя. Нужно следить за всеми новостями на портале «Учитель года России», на сайте «Учительской газеты». «Выстраивая презентацию, постоянно задавайте себе вопрос: «Что я делаю?» — посоветовала Елена Пахомова. — И помните, что за «Методический семинар» можно получить до 45 баллов, это очень много, почти половина баллов за весь заочный тур».

Принципы выстраивания своего делового имиджа, ораторское мастерство и актерские навыки — все это может пригодиться на любом конкурсном этапе и даже просто для общения с журналистами. Об основах общей культуры конкурсанта рассказывал ведущий специалист аппарата Общероссийского Профсоюза образования Дмитрий Голубев. Его советы были просты и понятны. Например, вот такие рекомендации:

— Волнение из врага надо превратить в союзника.

— Позитивное слово — ключ к мгновенной позитивной настройке.

— Репетировать конкурсные задания можно на родных, коллегах…

— Учитесь получать удовольствие от публичного выступления!

Конечно, важен и внешний облик конкурсанта — достойные манеры, уверенность в себе, классический стиль в одежде, удобная обувь, прическа, которую не нужно постоянно поправлять…

А вот советы смотреть не на зал, а в точку на противоположной стене над головами зрителей, или найти добрые глаза в аудитории и их «буравить», ни в коем случае не смотреть на жюри — относятся к разряду вредных. Поступать так не стоит.

«Самое главное — искренность и неподдельная вера», — уверен Дмитрий Голубев.

Практическое занятие после изучения теории публичных выступлений конкурсанты получили тут же. Заместитель главного редактора Ольга Максимович провела с победителями региональных конкурсов «Учитель года» мозговой штурм на тему «Карьерная лестница педагога по горизонтали». Учителя рассказывали о личном, школьном и региональном опыте, критиковали и хвалили различные правила, «сдали» целый «мешок» интересных предложений. Подробный рассказ о дискуссии читайте в «Учительской газете». Идеи учителей года использует в своей работе Министерство образования и науки России.

А еще педагоги обсудили, какие актуальные темы через пару месяцев стоит вынести на августовские педсоветы.

Совершенно уникальный специалист рассказывал участникам всероссийского финала конкурса «Учитель года России — 2015» о педагогической организации развивающей образовательной среды на занятиях. Это профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета Витольд Ясвин. Взгляд психолога — это всегда интересный взгляд. Особенно когда речь идет об учителях, о системе образования. Неприятное открытие: «Мы с вами умудрились создать антипедагогическую школу». В этой школе дети уже не держат экзамены, а сдают — почувствовали разницу? Кто воспитывает наших школьников? Привычный ответ — учитель, но надо помнить, что ребенок окружен условиями, влияниями, факторами, воспитывает его не сколько педагог, сколько среда.

О четырех типах воспитывающей среды, которые выделил в свое время Януш Корчак, и шла речь. Это догматическая среда, безмятежная, творческая, среда внешнего лоска и карьеры. В каких учебных заведениях эти среды возникают, нужны ли они, как создать их на одном уроке, какие у них плюсы и минусы?.. Лекция была весьма увлекательной!

А вечером 19 июня на установочном семинаре перешли от изучения всех тонкостей первого тура конкурса к освоению тайн и проблем тура второго, в котором предстоит выступать «пятнашке» лауреатов.

С очень подробным рассказом об испытаниях исключительно импровизационных — «Педагогический проект» и «Педагогический совет» — выступил руководитель Центра общего образования Московского института развития образования Андрей Иоффе. Он признался, что для жюри именно эти испытания, а особенно «Педагогический проект», стали самыми интересными, яркими, живыми. Хотя, конечно, для участников это самые трудные моменты конкурса. Потому что заранее к ним почти невозможно подготовиться.

Впрочем, есть способ. Чтобы создать проект, удачно выступить на «Педагогическом совете», надо быть в курсе всех актуальных событий образования, читать внимательно педагогическую прессу, в первую очередь «Учительскую газету». Что касается тем конкурсных педсоветов, они станут известны непосредственно перед этим заданием, но уже сейчас известно, что «пятнашка» не будет решать мировые проблемы, вопросы будут близкими рядовому учителю. Важно четко формулировать проблему, говорить по теме и отбирать самое важное для своей речи, использовать самые яркие примеры из практики, показать свою информационную и языковую культуру, быть корректными в дискуссии, не быть наукообразными. И все получится!

Вечер ввел конкурсантов в состояние приятного шока. Организаторы семинара подарили учителям России творческий музыкально-поэтический вечер двух абсолютных победителей «Учителя года России». Музыканта, композитора, автора песен, учителя года России — 1992 Артура Зарубы и филолога, поэта, учителя года России — 1993 Олега Парамонова. Со сцены звучали стихи и песни на самые разные темы. И ни одно произведение, особенно лирика, не оставило равнодушными зрителей.

В субботу установочный семинар завершает свою работу.




Гущин Д. Д.