На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Ширапова Л. С.
финал конкурса 2012 года

Тевлявье Е. В.
финал конкурса 2005 года

Воробьева И. Н.
финал конкурса 2016 года

Власова Е. И.
финал конкурса 2021 года

Гончарова И. В.
финал конкурса 2021 года

 

Информация о конкурсанте

 


Счастливы вместе

Алексей Тихонов учит детей никому не верить на слово

В отличие от многих своих коллег он не мечтал с детства стать учителем. Не сажал игрушечных медведей в кружок, чтобы научить их читать и писать. Он не из педагогической династии. В его семье вообще нет учителей. И все-таки Алексей ТИХОНОВ стал учителем, мало того, лучшим в своей родной Бурятии. И это всего при нескольких годах стажа! Успех молодого историка 14-й гимназии Улан-Удэ — доказательство того, какие чудеса способна творить настоящая любовь!



С любимыми не расставайтесь


Ведь это она, большая любовь, в школу его привела. Получив заветный университетский диплом, Алексей вполне мог бы пополнить стройные ряды менеджеров и прочих специалистов по работе с ценными и не очень ценными бумагами, но тогда пришлось бы расстаться с возлюбленной. А на это он пойти никак не мог. Сколько Алексей себя помнит, его пылкой, пламенной страстью была она... история. И чтобы не разлучаться с ней, он согласен был на все, даже на работу в школе, которую в начале своего пути представлял себе весьма приблизительно.

...Надо сказать, что поначалу их с историей отношения были отнюдь не бескорыстными. С его стороны во всяком случае. Когда он сам еще учился в начальных классах, ему очень нравились исторические рассказы. Он бойко и с выражением пересказывал их на уроках внеклассного чтения, за что неизменно получал пятерки, а в придачу всеобщий почет и уважение. Со временем история начала неотступно ассоциироваться у него с успехом, славой и удачей. Поэтому, когда в средней школе она появилась уже как самостоятельный учебный предмет, Алексею, естественно, захотелось быть здесь первым из первых, не просто лучшим, но непревзойденным. С другими науками все как-то не клеилось, зато на истории он был царь и бог. Поэтому нет ничего удивительного, что и дальше они пошли по жизни рука об руку в любви и абсолютном согласии.

Профессиональный историк, Алексей умеет смотреть на свою избранницу объективно, без розовых очков:

— Я бы не хотел жить ни при Ричарде Львиное Сердце, ни при Петре I, потому что прекрасно знаю недостатки и той и другой эпохи, они не идеализированы в моем сознании. Человек, занимающийся историей, прекрасно понимает все плюсы и минусы любого времени. К счастью, или, напротив, к сожалению, ему не надо объяснять, что в прошлом не так уж много романтики, точнее, ее там нет вовсе, это отнюдь не совершенный мир.

— А если бы все-таки удалось раздобыть билет на машину времени, куда бы махнули?

— С точки зрения науки надо отправляться в самую глухую древность, к истокам государственности. Достоверных данных о том периоде мало, письменных источников практически нет, здорово было бы взглянуть на все самому. Потому что надо все-таки разобраться, приплыл Рюрик на Русь один или все же с братьями, да и братья ли они ему были... И кто такой на самом деле Олег, и почему Игорь Старый... Много вопросов, одним словом... Если же выключить в себе ученого и включить простого человека, который не знает, что в прошлом ничего изменить нельзя, но, напротив, искренне хочет предотвратить надвигающуюся катастрофу, то надо искать какие-то поворотные моменты в развитии истории. Например, я бы с радостью предотвратил убийство Александра II. Интересно было бы своими глазами увидеть Россию в годы Первой мировой войны, которая предопределила судьбу страны на последующие 70 лет.



Что наша жизнь? Игра!


Благодаря истории в жизни Алексея появилась еще одна страсть — интеллектуальные игры. Он был школьником, когда впервые попробовал себя в «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринге». С тех пор и сам играет практически без остановки, а теперь еще и учеников своих к этому занятию приохотил.

— Играю уже во взрослых командах, а ребят хотя бы раз в неделю стараюсь собирать на школьные соревнования. Дело это абсолютно добровольное, никто никого не заставляет. Никогда не говорю, мол, дети, сейчас мы с вами изрядно пополним свой интеллектуальный багаж, расширим кругозор, вырастем над собой. Боже упаси! Я просто предлагаю им весело провести время, развлечься от души... Рад, что движение это набирает обороты по всей стране, существуют слеты, большие состязания, и мы при желании можем шагнуть за пределы школы, участвовать в серьезных молодежных чемпионатах, а даже у нас, в Сибири, их немало проходит.

Естественно, со временем игра проникла и на его уроки. Потому как невозможно, будучи по природе выдумщиком и фантазером, в прошлом актером школьного театра и заядлым кавээнщиком, у доски превращаться в чопорного академиста. На финале конкурса «Учитель года России» в подмосковных Мытищах историк 14-й гимназии Улан-Удэ буквально засыпал своих десятиклассников всевозможными ребусами и шарадами. Так, в самый разгар весьма бурного обсуждения внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого перед публикой появился черный ящик. Внутри него была спрятана некая весьма ценная вещь, которую во время финального матча чемпионата Континентальной хоккейной лиги между казанским «Ак Барсом» и ярославским «Локомотивом» некоторые казанские болельщики из суеверия не брали с собой на стадион. Благодаря наводящим вопросам ребята довольно быстро догадались, что речь идет о тысячерублевой купюре. Изображенный на ней памятник Ярославу Мудрому, по мнению казанцев, мог и на расстоянии помочь соперникам одержать победу. Но самым увлекательным моментом урока стала, пожалуй, расшифровка одной из статей Русской Правды. Ее надо было перевести на русский язык одновременно с английского и древнерусского. Такая вот восхитительная в своей занимательности метапредметность!



Да здравствуют сомнения!


Он очень светлый, похож на юного эльфа. С ним легко общаться. Рядом с ним легко быть. Волнами исходит от него какая-то улыбчивая питерпэновская беззаботность, обволакивающая собеседника, как облака над островом Небывалым. Беззаботность эта, конечно же, кажущаяся, потому что на деле Алексей, безусловно, умен и глубок. С первых же дней в школе он понял, что навязать свою любовь к истории другим невозможно. В противном случае это будет уже не любовь, а ненависть. Да и нет у него задачи из каждого своего ученика сделать профессионального историка. И пусть со временем из памяти его учеников сотрутся даты военных сражений, названия мирных договоров и имена полководцев — не это главное. В конце концов любую информацию можно уточнить в Википедии. Ему куда важнее научить детей... сомневаться, задавать вопросы и уважать чужое мнение, что в будущем пригодится им куда больше, чем знание голых фактов.

— Возьмем, к примеру, украинские события. Тему острее сейчас, наверное, сложно найти. Ее жарко обсуждают и школьники, и коллеги-учителя. И если даже в семье она нет-нет да и всплывает, то что уж говорить об уроках истории и обществознания! Конечно, дети часто спрашивают, что я думаю о конфликте на Украине. А я честно отвечаю, что составить какое-то единственно правильное, объективное мнение не могу. И никто из нас не может. Потому что мы не очевидцы, нас там, к счастью, нет, а информация, которую получаем с мест событий, справа или слева, далеко не полная, не всегда достоверная и преподносится нам под определенным углом, выгодным той или иной стороне. А там, где начинается чья-то политическая выгода, объективность заканчивается. Поэтому все новости, что доходят до нас с Украины, мы просто обязаны ставить под сомнение. Как историк, я знаю, что любой факт можно интерпретировать по-разному в зависимости от того, какие интересы ты преследуешь. Поэтому что бы мы с ребятами ни обсуждали, всегда исходим из двух полярных мнений, сопоставляем их, сталкиваем между собой. И именно так пытаемся хотя бы приблизиться к истине.

Столь взвешенный и разумный подход, казалось бы, плохо согласуется с новой концепцией преподавания истории и единым историко-культурным стандартом, которые из идеи превратились в дело уже решенное. Но подобное развитие событий Алексея не пугает:

— Мы с вами живем в таком мире, где запрет на какую бы то ни было информацию в принципе невозможен. Конечно, если воспринимать новую единую концепцию как крышку гроба, то да, она плоха, ты можешь ею накрыться и начать медленно умирать. А можно продолжать знакомить детей с разными историческими источниками и позициями — этого нам никто запретить не может. То же касается и ограниченного числа учебников. Возможно, меня эта проблема не слишком волнует, потому что в своей ежедневной работе я к учебнику и так обращаюсь нечасто.

А вообще я против единства трактовок. Это нарушение плюрализма. И если мы говорим о развитии науки, то без альтернативных позиций оно невозможно.

— А вы согласны с тем, что нынешние дети знают историю куда хуже, чем поколение их родителей?

— Не согласен. Наблюдая за своими учениками, вижу то же, что происходило когда-то и в моем классе. Мальчиков больше привлекает собственно история, особенно события последней войны, с которыми они знакомы лучше всего. Девочек — история культуры. Тут ничего не изменилось, если не считать того, что нынешние школьники, как мне кажется, стали более критически смотреть на вещи. И это здорово!



Жизнь после конкурса


После победы Алексея Тихонова на региональном этапе «Учителя года России» министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов пригласил его в команду в качестве своего общественного советника. Алексей Леонидович с радостью согласился: новый статус позволял перейти от слов к делу, например, развернуть кампанию по привлечению в школу молодых специалистов. Его личный пример мог стать лучшей рекламой учительской профессии:

— В 2010 году Бурятский государственный университет выпустил 70 дипломированных историков. Из моих однокурсников в школу пошли единицы. Сейчас истфак набирает куда меньше студентов, и я сомневаюсь, что все они мечтают об учительской карьере. Думаю, ситуацию можно изменить, если встречаться с людьми, разговаривать, показывать плюсы работы в школе. Буду счастлив, если мой пример поможет кому-то принять правильное решение. Здорово, если удастся повлиять на развитие педагогических классов в школах города и республики, привлечь на свою сторону журналистов, вместе нам будет проще повысить престиж учительской профессии.

Весной Алексей побывал на стажировке во Франции. Бурж и Париж, где он знакомился с французской системой образования, местными школами, университетами и библиотеками, произвели на российского гостя неизгладимое впечатление.

Возможно, не столь быстро, как хотелось бы, но все же продвигается работа над кандидатской диссертацией. Большой поклонник фэнтези и сказочных миров Роналда Руэла Толкина, для своей научной работы Алексей выбрал тему, максимально приближенную к реальности, — «Исторический опыт реализации государственной жилищной политики в городах Бурятии в 1950-2000-х годах»:

— Уверен, что с жилищным вопросом рано или поздно сталкивается каждый из нас. Очень хочется, чтобы мое исследование помогло правильно оценить проблему, найти возможные пути ее решения, учитывая и опыт, и ошибки прошлого.

...У него все хорошо. Дети обожают, коллеги уважают. Планов и идей море. Есть семья, надежная пристань, где подрастает трехлетний сын Роман. В неполные 27 лет Алексей Тихонов добился уже небывалых профессиональных высот. Может, настала пора сменить курс и задуматься, например, о карьере министерского чиновника? Ведь плох, как известно, тот солдат, который не мечтает стать генералом.

— Ой, нет, что вы, — будто бы даже пугается Алексей Леонидович. — Я из школы не уйду. Там ведь моя история, куда я без нее.

Анна Хрусталева, «Учительская газета», № 31 от 4 августа 2015 года



Гущин Д. Д.