На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Образ действия

Перемена — хороший повод потанцевать

Может ли нас, взрослых людей и педагогов со стажем, научить чему-то совсем молодой человек, учитель без году неделя? Когда Роман Азманов вышел со своим мастер-классом на сцену актового зала Мытищинского государственного педагогического университета, многие смотрели на него с усмешкой, плохо скрывавшей недоверие и даже пренебрежение. Не знаю, чувствовал ли сам Роман этот холодок, надеюсь, что нет. Во всяком случае он никак этого не показал. Молодой педагог из Перми был энергичен и стремителен. Он улыбался и горел искренним желанием зажечь зал. И ему это удалось. Уже со второй минуты мы тоже начали улыбаться, подхватили заданный темп и даже охотно встали с мест, чтобы повторить движения, которые он нам показывал. Лед недоверия и отчуждения растаял если не мгновенно, то очень быстро.

А вот настоящий лед Роман любит с детства, не боится его — он профессиональный конькобежец и привык побеждать. Коллег-конкурсантов из группы поддержки он за пять минут своего мастер-класса научил правильно двигаться по скользкой поверхности, имитирующей ледовую. В этом ему помог собственный методический прием — работа с контрольными точками. Думаю, все сидящие в зале убедились, что этот прием работает отлично.

А вообще от Романа мы узнали много интересного и нового. И тоже кое-чему научились. Не только правильно бегать, экономя силы и используя принцип колеса, хотя для любителей бега и эта наука очень ценна. Главным для меня, например, было узнать, что физкультура — интеллектуальный предмет. Потому что требует от ученика мыслительной деятельности.

А еще Роман разрушил привычный стереотип восприятия учителей физкультуры: глядя на него, никто бы не посмел сказать, что физруки уступают в интеллекте преподавателям других предметов. А вот в том, что учителя физкультуры развиты более гармонично, чем большинство представителей образования, наверное, убедился каждый из сидящих в зале. Судите сами: Роман до сих пор в профессиональном спорте, успешно выступает на соревнованиях по шорт-треку, работает в школе, причем не только уроки ведет и школьные спортивные мероприятия организовывает, но и реализует проекты, связанные с оздоровлением подростков. Свою преподавательскую деятельность он совмещает с учебой в аспирантуре Пермского государственного педагогического университета, готовит диссертацию по теме «Модель системы блицобучения как источника повышения эффективности качества образования в рамках системно-деятельностного подхода».

Но самый главный урок, который преподнес Роман Азманов коллегам более старшего возраста, состоит в другом: успех в жизни, в профессии, в спорте, в карьере зависит не от внешних обстоятельств, не от случайного везения и даже не от характера и настойчивости. Все зависит от силы любви. Любви к жизни, к избранному делу, к людям.

Нельзя не восхищаться тем, как Роман увлечен своей работой, как любит спорт, как старается привить эту любовь детям. За всем этим стоит любовь к людям, огромное желание им помочь.

Потребность помогать близким проявилась у Романа очень рано, в подростковом возрасте. В соседней с ним квартире жил ровесник, болезненный мальчик с диагнозом астма. Несмотря на то что Роман много тренировался, а сосед чаще находился дома из-за бесконечных «нельзя», мальчики очень дружили. Однажды Роман предложил другу прийти на лед, посмотреть на тренировку, интуитивно ощущая, что свежий воздух — это то, что ему может помочь. Парень согласился и остался. Через два года астму у соседского мальчика... не подтвердили. Так в 15 лет к Роману пришло осознание, что дело, которым он занимается и которое любит, может помочь людям.

Желание — это хорошо. Но одного желания мало — Роман понимал это уже тогда, в свои 15 лет. Нужно было научиться делать это профессионально. Так, чтобы, помогая, не навредить.

Не сразу к Роману пришло понимание, что его увлечение спортом может стать чем-то большим, чем хобби. Учился он неплохо, казалось, что открыты многие дороги. Все определил случай: для поступления в политехнический университет не хватило баллов, и Роман пошел в педагогический. И почти сразу понял, что это его место.

На первой же практике Роман увидел основную проблему физкультуры как школьного предмета — потеряна связь его со спортом высших достижений, хотя именно школьная физкультура должна быть фундаментом олимпийского движения и здоровья нации. Поняв это, Роман решил посвятить себя школе общеобразовательной, а не спортивной. При этом выпускник университета знал, что работа тренера хотя и более ответственна, во многих отношениях более привлекательна, чем работа школьного учителя. Во-первых, потому что работает тренер с детьми, мотивированными на конкретный результат; во-вторых, потому что отбирает здоровых и подготовленных ребят, в которых видны спортивные задатки и у которых уже развиты некоторые спортивные качества. Но Романа больше привлекали не результаты, которых можно добиться, работая тренером, а процесс — создание проблемного и смыслового поля, в котором каждый ученик, даже не обладающий задатками спортсмена, захочет сам ставить себе цели, искать свой путь и двигаться к своим результатам.

И опять же — желание похвальное и благородное, но как далеко оно до воплощения! Урок за уроком молодой педагог ловил себя на мысли, что его усилия если уж не совсем тщетны, то малоэффективны. Сделанное почти не отражается на учениках. Переживал: «Что делать, если педагогическая методика, вся идеология учительства, которую проповедовали наставники, не работает?»

В поисках ответа на свой же вопрос решил отталкиваться от того, что современные дети живут в мире, который меняется ежечасно. И значит, их нельзя учить так, как будто мир неизменен. Оставался выбор: делать то, что проверено и закреплено многолетней традицией, или искать новое. Роман выбрал второе. Имеющиеся к тому времени знания служили ему фундаментом, прочной опорой.

— Я стал по-новому смотреть на учеников. Шалва Александрович Амонашвили говорил, что есть три страсти детства — страсть к развитию, страсть к свободе и страсть к взрослению. Я пропустил его слова через себя, и в результате родилась собственная формула: «Вспомни себя, свою жажду жизни, свои страхи и сомнение и одновременно бесстрашие — и ты почувствуешь в них источник движения».

Я тоже был таким и знаю, что осознание движений, которые нужно будет сделать, визуализация образов собственного действия помогают ребенку собраться, сконцентрироваться на успехе. Моя задача — помочь ребенку «увидеть» себя в еще не совершенном действии.

Я много показываю сам, но использую и видеозаписи. Их можно замедлить, остановить, чтобы обратить внимание ребят на определенные точки движения, фазы. Все это способствует осознанию и воображению. А лучше всего мотивирует детей проблемная ситуация, в которой приобретение нового знания и умения становится вызовом для ученика, его личностным глубоким переживанием. Я искусственно создаю такие ситуации с образовательной целью. Когда опыта и знаний недостаточно, он двигается на пути к смыслу.

Движение к смыслу для пермского учителя особенно дорого. Сегодня 90 процентов содержания школьной программы — информация. Дети получают готовые ответы на свои (даже зачастую и незаданные) вопросы, но не понимают, в чем смысл новых знаний.

— Современные дети рано надевают маску скепсиса: они ориентируются на вымышленных героев, с которыми могут сравняться только в виртуальном мире, а в реальности у них очень мало авторитетов и образцов для подражания. В том числе и в отношении физической формы, силы, ловкости, внимания к своему физическому и нравственному здоровью. И я, как учитель, становлюсь для них лидером, «вожаком» на пути к самим себе.

Право вести за собой Роману дает путь, пройденный им самим. Все его педагогические технологии и приемы — результат личного опыта, без которого он бы никогда не стал тем, кем является сейчас.

Про контрольные точки я уже рассказывала в начале. Этот прием позволяет оценить целостное двигательное действие через разложение его на фазы и опорные положения частей тела. Особенно эффективно эту технологию использовать при обучении новому двигательному действию. В своей работе Роман Тахирович нередко прибегает к технологии оценивания: использует самооценку ученика и внешнюю оценку. Это визуальный анализ учащимися двигательного действия, записанного на видео (отснятого на фото) либо осматриваемого в реальном времени. Технология применяется для контроля техники исполнения освоенного умения. С ее помощью педагог может научить учеников видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека. Анализируя свои и чужие движения, ребенок учится управлять эмоциями и контролировать себя при общении с окружающими.

Все это, что называется, побочные эффекты урока. А основное, чего добивается Роман от своих учеников, — чтобы они познали себя: могли самостоятельно планировать собственную деятельность по физическому развитию, умели грамотно распределять физические нагрузки — словом, осознанно и ответственно относились к своему организму.

Общаясь с Романом, наблюдая его в общении с детьми, я поняла, что главный его педагогический ресурс — личный пример. Он беспроигрышный, ибо действует на детей так, как никакие технологии подействовать не могут. Красота, грация и точность движений Романа просто завораживают. Его обаяние и природная мягкость располагают к себе даже тех, кто равнодушен к физкультуре и спорту, а искренняя улыбка способна обезоружить самого отъявленного школьного хулигана. К тому же Роман Тахирович умеет каждый свой урок сделать ярким, запоминающимся и увлекательным. Ему удается заинтересовывать, ставить задачи — это тоже своеобразный талант. Неудивительно, что ученики Азманова проводят свои исследования, создают проекты, связанные с развитием организма.

У читателей может сложиться превратное впечатление, что Роман Азманов только учит и учится, бегает дистанции, сдает нормативы и придумывает свои методики. Нет. Все не так. Роман — многогранный человек, многим интересующийся и многое умеющий. У него есть семья, любимая жена. Она тоже учитель, только начальных классов, но с физкультурой дружит с детства. Посмотрите страничку Романа ВКонтакте — вы увидите, как гармонично смотрятся супруги на льду и в танцах. Танцы, кстати говоря, одно из давних хобби Романа. Вместе с психологом и врачом гимназии Роман разработал проект «Танцевальные перемены». Его мечта — сделать так, чтобы дети на переменах больше двигались, чтобы школа стала зоной комфорта, чтобы в ней не было места насилию.

Вообще же в пермской школе № 2, девиз которой «Школа добра, гуманности, красоты и гражданственности», все заботятся о здоровье учащихся. Создан центр, в котором учителя физкультуры, психологи, врачи и администрация работают в одном направлении — способствуют улучшению здоровья детей и педагогов. И на Романе Тахировиче лежит одна из основных задач. Он с ней успешно справляется. Директор школы Валентина Леонидовна Красносельских признается, что с самого начала сделала на него ставку. В первые дни разглядела в молодом педагоге большой потенциал, и не ошиблась.

Что можно сказать в заключение? В заключение, а не в итоге, потому что педагогический путь Романа в самом начале и итоги подводить рано. Он еще не родил сына, не достроил свой дом (но уже строит вместе с тестем), не вырастил сад, не защитил диссертацию, не написал свой учебник, не открыл свою школу. У Романа Тахировича Азманова все впереди, и это все не призрачное, а очень реальное будущее.

Пока же с уверенностью можно сказать одно: он счастливый человек, любящий и любимый, уважающий других и уважаемый многими, умеющий ценить и по заслугам многими оцененный. Красивый, умный, деятельный, неугомонный, ищущий, переживающий — словом, не прозябающий, а живущий в полную силу. Если б таких учителей было много, какой бы здоровой, доброй и комфортной стала наша российская школа!

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 47 от 25 ноября 2014 года



Гущин Д. Д.