На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Сетевой очерк,

или Шесть постов, посвященных Ольге Корчагиной

Ольга Игоревна КОРЧАГИНА — учитель истории гимназии №3 Перми с приличным опытом работы. С ее педагогическим стажем пора стать зубром, мэтром во всех смыслах слова. Солидной тетей с внушительным голосом и соответствующими манерами! Но не стала. На конкурсном уроке в Казани она сразу сбила все представления о типичном педагоге, явившись в модных брюках и бунтарски оранжевом свитерке, вытряхнув ребят из-за парт, заинтересовав всех игрой.

Ольга Игоревна призналась потом в разговоре, что на конкурс шла в том числе для того, чтобы ее оценили внешние эксперты. А это значит, коллеги по конкурсному движению, жюри и вовсе незнакомые люди, которые смотрят трансляции мероприятий конкурса «Учитель года России» в Интернете. Эта задача конкурсантки Корчагиной не есть ли признак профессиональной и личной молодости? Несомненно.

Писать об Ольге Корчагиной, с одной стороны, большое удовольствие, с другой — непростая задача. О современном учителе ведь и рассказывать надо в современном формате. Например, в привычном многим формате постов в социальных сетях.



29 сентября 2015 года


Отсидела финальный день на уроках «Учителя года России – 2015». Второй сегодня была Ольга Корчагина, историк из Перми. Девятиклассники 177-й школы Казани изучали социалистическую индустриализацию. Каждый получил роль — рабочего, безработного, секретаря обкома партии и так далее. Роли расписаны на карточках вплоть до деталей судьбы. Задача: через выбранную роль показать образ жизни начала ХХ века. Ребята придумывали реплики за своих персонажей и общались друг с другом, стараясь следовать логике принятого образа. Непросто это оказалось. Особенно когда Ольга Игоревна предложила конкретную историческую ситуацию — строительство ТЭЦ. Пришла пора заливать фундамент. Заливать нельзя — стукнули морозы. Не заливать тоже нельзя — страна живет под лозунгом «Пятилетку в 4 года!». Горячий спор! «Красный директор» решает нанять иностранного специалиста...

Неизбежные улыбки на лицах стираются, когда Ольга Игоревна объясняет: «Ваши предки здесь, в Казани, эту задачу решали не в теплой аудитории, а в тяжелых реальных условиях». Они и правда строили здесь ТЭЦ в 30-е годы ХХ века.

Цитирую самоанализ: «Очень важно создавать пространство сопричастности с историей нашей страны, с неоднозначными судьбами граждан. Я вижу, что ребята прониклись этой ситуацией, им было интересно действовать». Да что там ребята, прониклись даже члены жюри.



30 сентября 2015 года


На конкурсе «Учитель года России – 2015» выбрали «пятнашку», поздравьте :). А сегодня прошли мастер-классы. Ольга Корчагина, за которую болею, говорила о формировании гражданской идентичности. Мне показалось, что она сама не очень была довольна сделанным. Но мне было интересно. Во-первых, она рассказала о реальном опыте работы. Во-вторых, предложила коллегам не формально, а по-настоящему оценить ее методику.

Методика состоит вот в чем: изучение истории от локального события к истории страны и цивилизации. Для уроков истории Ольга Игоревна часто берет ситуации, связанные с историей Перми и Пермского края. Вот такую, например: 14 мая 1905 года представители учительства Пермской губернии собрались, для того чтобы открыть Пермское отделение Всероссийского союза учителей. Но в здание, где должен был пройти съезд, их не пустили. Тогда учителя пошли к дому губернатора. Пока шли, делегация из 20 человек выросла до двухсот. Вопрос: что произошло и почему стало так много людей?

Учителя отвечали на вопрос, анализировали приемы, предлагали свои. По-моему, у методики очень правильный посыл.



17 октября 2015 года


Изучаю сайт лауреата «Учителя года России – 2015» Ольги Корчагиной http://korchagina59.ru. Много всего. Он как целая страна. Вспомнила, о чем Ольга говорила на своем мастер-классе: надо идти от локальной истории к истории страны. Любой, кто придет сюда, может рассказать о вещи, которая многие поколения живет в семье и связана с кем-то из предков. Получился виртуальный музей личных историй. Один из экспонатов... вилка! Она прошла всю войну вместе с Павлом Васильевичем Бобыкиным.

А вот страничка акции «Улица Героя», о которой рассказывала Ольга Игоревна. Ее ученики увидели, что мемориальная доска генерала Карбышева на улице, носящей его имя, завешана рекламными проспектами аптеки. Они сами договорились с руководством аптеки. Сами разработали баннер, который отныне напоминает жителям микрорайона, что улица носит имя героя Великой Отечественной войны.



6 ноября 2015 года


Интересная школа — гимназия №3 Перми! ФГОС здесь не боятся, потому что в гимназии с 1-го по 11-й класс уже давно внедрена система развивающего обучения. Много внеучебных мероприятий, ярмарки, научно-практические конференции, фестивали, весной организуется трехдневный лагерь для подведения итогов года и планов на будущее.

Вот в этом коллективе работает героиня моего будущего очерка Ольга Корчагина. Говорит, что очень ценит коллег. Что часто инициатива проведения интересных акций исходит от родителей и учеников. Здорово как!

А еще я нашла в списке учителей молодую англичанку Анну Корчагину. Теперь в семье только один непедагог — муж Ольги и отец Анны Павел Анатольевич. Он ученый, историк-археолог. Впрочем, к образованию имеет непосредственное отношение — занимается с теми учениками Ольги Игоревны, которые нацелены на профессию историка. А Ольга, готовясь к урокам, порой читает его монографии.



20 декабря 2015 года


Звонила сегодня Ольге Корчагиной, уточняла ее биографию, думаю теперь, а ведь верно говорят, что мечты сбываются, стоит только захотеть... Когда Ольга училась в школе в городе Серове Свердловской области, заинтересовалась психологией. А поступила в Нижнетагильский педагогический институт на историка. Через много лет все-таки получила второе образование на психфаке Пермского областного ИПК РО. После школы работала пионервожатой, мечтала об «Артеке» и... попала туда на работу. Впрочем, это не работа, образ жизни... Теперь живет в Перми, работает в любимой гимназии, она и историк, и психолог. Совершенно счастливый человек. :)



30 декабря 2015 года


Очерк об Ольге Корчагиной буду завершать под бой курантов, наверное. Такая интересная, глубокая личность. Тот случай, когда процесс сбора материала интереснее результата — очерка.

Спросила ее:

— Скучно сегодняшним детям на уроках?

— Не скучно, когда задана какая-то проблемная ситуация, в которой востребована их личная позиция, пусть ошибочная. За ошибки надо говорить спасибо! Потому что, если один зашел в тупик, это хорошо, за ним все остальные не пойдут. Заинтересовала тема — движение мысли продолжается за пределами урока. Ребятам становится интересно, когда цепляют их внутренний мир, внутреннее состояние. Когда оказывается, что проблема не так просто решается.

Пойду читать Асмолова, Ольга посоветовала...



Моя история


Ольга КОРЧАГИНА


«Артек». Лагерь-мечта, сказка советского детства.

А для меня это часть жизни, где происходило становление меня как педагога.

Я приехала работать туда в середине 80-х годов, на сломе двух исторических эпох. И взгляд на происходящее в стране через систему артековской педагогики позволял видеть и понимать неоднозначность происходящего, проживать судьбу страны в многонациональной атмосфере, находить педагогические инструменты взаимодействия в сложных ситуациях.

Ноябрь 1986 года. Смена для детей из мест, «подверженных религиозному влиянию». Я впервые самостоятельно стою на отряде, нет вожатого-стажера. Отряд — ребята из разных союзных республик: Литвы, Таджикистана, Киргизии, Западной Украины и Белоруссии. Так случилось, что почти все плохо говорили на русском языке. Когда я вспоминаю эту смену, я до сих пор не могу понять, как в наших головах родилась идея поставить спектакль по одному из уникальнейших произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Спектакль стал событием, которое подружило ребят, разных по своим национальным традициям.

Премьера. Слякотный ноябрьский вечер, пронизывающий ветер с моря. Небольшой камерный зал, где актеры и зрители в одном пространстве. Гаснет свет, звучит музыка М.П.Мусоргского, и начинается действие... Ребята произносят текст на двух языках — древнерусском и современном в переводе Николая Заболоцкого.

Из памяти стираются конкретные сцены и действия, остаются образы и ощущения. Ощущения — понимание зрителями и актерами далекой трагедии, распрей и напрасных жертв. И образ, который остался в памяти. Образ Ярославны, которую играла девочка из Таджикистана. Она стояла на сцене в свете прожектора — две косички, взгляд в зал и проникновенный плач Ярославны. У меня наворачивались слезы.



Говорят выпускники


Юлия СОРОЖКИНА, выпускница 2014 года, студентка 2-го курса исторического факультета МГУ:


— Сейчас я, как никогда, понимаю: история — это системная наука, включающая огромный комплекс методов, и если ею заниматься профессионально, нельзя забывать о собственной ответственности перед настоящим и будущим. Даже сам набор фактов, сконструированный историком для исследования определенной проблемы, может нести характер оценочного суждения. Настоящий историк с фактами в прятки играть не должен, ему по силам создавать огромное пространство информации, представлять объемную панораму, смотреть на исторические явления сверху, несколько отстраненно.

Для меня историческая наука — основной род деятельности, будущая профессия, сфера моих интересов, наполненная перспективами безграничных научных открытий. Согласна, что это может звучать несколько наивно, но я твердо убеждена, что исследование прошлого воссоздает картину развития человечества.

Кирилл КОЛЕСНИКОВ, выпускник 2013 года, студент 3-го курса факультета конфликтологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов:

— Я привык считать, что человек, который не знает своей истории и истории в целом, не может считаться культурным и не достоин того, чтобы считаться гражданином. Дело даже не столько в принадлежности к тому или иному государству или определенной общественной формации, а в понимании себя как части чего-то, что когда-то началось и все еще продолжается.

Я считаю, что очень важно понимать, частью чего ты являешься, и не быть своего рода бесхозным субъектом, или Иваном, не помнящим родства. Чем больше ты знаешь о себе и о собственной сопричастности истории семьи, района, города, страны и т. д., тем интереснее тебе жить, тем проще найти себе то окружение, которое будет подходить тебе как культурно, так и психологически. Ярким примером этого может быть поиск человеком своего земляка в далеком от дома краю. Таким людям сразу же есть о чем поговорить, что обсудить и куда пойти вместе.

Оксана Родионова, «Учительская газета», № 02 от 12 января 2016 года



Гущин Д. Д.