На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Кириченко В. В.
финал конкурса 2012 года

Ляхов А. П.
финал конкурса 2007 года

Терских А. П.
финал конкурса 2016 года

Думлер В. В.
финал конкурса 2017 года

Емельянов А. Н.
финал конкурса 2018 года

Сухарева С. А.
финал конкурса 2018 года

Соколов А. М.
финал конкурса 2021 года

 

Информация о конкурсанте

 


Гармония сфер

Педагогика не спорт, но спорт — это педагогика

Если верить философскому словарю, гармония — это «неконфликтное соединение различного, единство противоположностей». Каждый педагог стремится к тому, чтобы на его уроках царила полная гармония, мечтает совместить труд умственный и физический, укрепить мысли и тело. Правда, есть мнение, будто специфика предметов далеко не всегда позволяет реализовать этот принцип в полной мере, оттого и возникают обидные стереотипы: если отличник, то, как правило, хилый «ботаник», если мускулистый «бугай», то скорее всего двоечник. Учитель физической культуры школы №3 города Котовска Тамбовской области Лариса ПАЛИЙ на собственном опыте доказала, что на ее занятиях можно в равной степени укрепить и ум, и тело.



Да разве сердце позабудет...


К спорту Ларису Викторовну приобщил отец, подполковник МЧС, который активно играл в хоккей, катался на лыжах, участвовал в пожарно-прикладном многоборье. Вполне закономерно, что из начальной школы она попала в спортивный класс, посещала ДЮСШ, где занималась легкой атлетикой. Интенсивные тренировки, соревнования, сборы, как известно, отнимают много времени и сил, а главное — отвлекают от учебы. Но это никак не помешало Ларисе окончить школу с серебряной медалью, а параллельно дважды победить в областных соревнованиях «Старты надежд», войти в молодежную сборную страны, стать кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, в беге на средние дистанции, участвовать в соревнованиях международного уровня, получить «золото» в международном пробеге на дистанции 15 км в Германии.

— Детско-юношеская спортивная школа — это не просто секция, это, как я сейчас понимаю, школа жизни, — вспоминает Лариса Палий. — И главным учителем, образцом для подражания стал для меня Владлен Рафаилович Черняк, мой наставник, тренер, родной и близкий человек, профессионал высокого класса, любящий жизнь во всех ее проявлениях. Именно благодаря ему я достигла столь высоких результатов.



Важен мотив


Вы наверняка замечали: поначалу все дети очень любят физкультуру. Ведь там можно бегать, прыгать, кричать, а тебя за это не осудят, а еще и похвалят. Но потом почему-то желание идти на «физру» пропадает. Еще бы, приходится делать только то, что от тебя требуют, и вести себя так, как скажут, а не так, как хочется. Как же создать у детей стойкую мотивацию, сделать так, чтобы каждый ребенок захотел идти на урок?

По мнению Ларисы Викторовны, усилиями одной только школы здесь не обойтись, любовь к активному образу жизни, спорту, соревнованиям должна воспитываться прежде всего в семье и поддерживаться окружающими, то есть всем обществом. Кроме того, нужны соответствующая среда, инфраструктура, инвентарь. Словом, проблему решать надо всем миром. Но и, конечно же, сами уроки должны быть интересными. А это уже касается профессионализма педагога. Одно дело — дать детям в начале занятия мяч и смотреть, как они все 45 минут режутся в волейбол, и совсем другое — тщательно продумывать каждый элемент урока, вовлекать в работу всех ребят с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития. Нужно, чтобы ученики не выполняли требования педагога механически, просто потому что «так надо», а осознавали бы физиологический смысл каждого упражнения, понимали, для чего оно нужно и где пригодится. И стремились бы к совершенству.

— Физическая культура — это такой же учебный предмет, как и математика, физика, химия, — говорит Лариса Палий. — Следовательно, необходимы четкие образовательные программы с использованием новейших технологий, форм, методов работы, отражающие различные условия обучения и нагрузок для девочек и мальчиков, учеников разных возрастов, детей с ОВЗ и обычных ребят.



Третий не лишний


Введение в расписание еще одного урока физкультуры педагогическим сообществом страны было встречено весьма неоднозначно. Мол, и спортзалов не хватает, и преподавателей мало, и непонятно, что делать. А вот творческие учителя восприняли президентскую инициативу на ура. Еще бы, ведь сами же мы жалуемся, что мало часов, ничего не успеваем, и тут такой подарок!

Для Ларисы Викторовны третий час — великолепная возможность не только расширить диапазон двигательной активности, но и позволить наконец глубже изучить теоретический материал, реализовать проектную деятельность. «Какая там теория, неужели и на «физре» детям опять надо что-то читать, что-то учить?!» — возмутятся некоторые. Но ведь мы же постоянно говорим о гармоничном воспитании человека, а тут одними только физическими упражнениями не обойтись. Тем более что изучение истории Олимпийских игр, рассказы о наших чемпионах, их спортивных подвигах, о преодолении себя помогают создать ту самую мотивацию, без которой не обойтись. Готовя презентацию, посвященную тем или иным событиям в мире спорта, дети узнают массу интересного, и, вполне возможно, кому-то это поможет выбрать будущую профессию.

Что самое интересное, наконец-то появился хоть какой-то шанс уйти от стандартного ассортимента видов спорта, с которыми обычно знакомят всех учеников. Теперь помимо волейбола, баскетбола, бега на лыжах и прочего подобного ребята могут изучить и освоить шахматы, шашки и многое другое, включая киберспорт. Почему бы и нет, ведь при разумном подходе он тоже позволяет развить те или иные положительные качества. И вообще игровая деятельность — тот фундамент, на котором можно строить все что угодно!



Мы мирные люди


Злые языки нередко обвиняют нашу систему образования в милитаристских склонностях. Дескать, и история у нас сплошь основана на изучении побед и поражений, и в литературе слишком много произведений на военную тему, и на физкультуре мы якобы традиционно готовим ребят именно к защите Отечества (отсюда строевой шаг, кросс, метание гранаты и копья, прыжки через «коня» и т. д.). По мнению Палий, это не более чем преувеличение, потому что любое физическое упражнение, будь то челночный бег, подтягивание на перекладине или толкание ядра, при желании можно связать с подготовкой воина.

С другой стороны, почему бы и нет? Если все это развивает необходимые физические качества, а также входит в нормативы комплекса ГТО, учит собранности, смелости, умению оценивать свои способности по критериям, неужели нужно принципиально отказаться от всего под предлогом демилитаризации образования? В любом деле, уверена Лариса Викторовна, при освоении того или иного вида учебного материала важно соблюдать системно-деятельностный подход. Ученик должен знать, уметь работать с критериальным оцениванием своих достижений, ибо это приводит к интересу и вызывает мотивацию к успешности.



Национальная безопасность


Здоровые дети — здоровая нация, сильное государство. С этим никто не спорит, однако не все понимают глубинный смысл данной фразы. Ведь именно на физкультуру, а вовсе не на математику, физику или химию мы возлагаем особые надежды в плане укрепления здоровья школьников. Но если посмотреть статистику чрезвычайных происшествий, именно с уроками «физры» связано больше всего несчастных случаев с детьми. Получается, одно из самых главных отличий этой школьной дисциплины от остальных состоит в том, что технике безопасности тут нужно уделять не в пример большее внимание, учитывая еще и тот факт, что абсолютно здоровых детей у нас сегодня раз-два и обчелся, почти у каждого найдется какой-нибудь недуг.

Поэтому, считает Лариса Палий, при оценке деятельности самих преподавателей физической культуры столь важно учитывать отсутствие травматизма и способность обеспечить безукоризненное соблюдение правил безопасного поведения на всех этапах занятия. Количество заработанных учениками кубков, медалей, дипломов, мест — это, конечно, хорошо, но здоровье важнее. Хотя в одиночку решить эту проблему вряд ли получится.



Готов к труду и обороне?


— Чтобы нация действительно стала более здоровой и сильной, нужно постараться заинтересовать в этом все население, — убеждена педагог. — Нам нужна государственная концепция пропаганды массового спорта, чтобы тот эффект всенародного единения, который мы почувствовали в период Олимпиады в Сочи во многом благодаря блестящей работе национальных средств массовой информации, был трансформирован в ежедневную работу по популяризации здорового образа жизни. Общеобразовательные школы могут и должны стать центром развития физической культуры и спорта, причем как для детей, так и для взрослых. Но вряд ли они способны сделать это без должного финансирования и без привлечения профессиональных кадров. Однако если этого не сделать, успех любых инициатив в спортивной сфере, в том числе при внедрении комплекса ГТО, будет мизерным.

Хотя и тут у Палий свое особое мнение. Главным принципом возрождения ГТО, считает она, должна стать добровольность его сдачи во всех возрастах. Значок ГТО должен стать не обязаловкой, а реальным свидетельством сознательного выбора человека в пользу здорового образа жизни. Именно палочная система при СССР и погубила это движение. Поэтому очень важно сейчас не повторить ошибки. Регионы должны принять правильное решение о поддержке клубной спортивной деятельности и, конечно же, по вопросам материальной поддержки учителей физической культуры за сверхурочную работу по развитию массового спорта.

Кстати, Лариса Викторовна до сих пор активно занимается легкой атлетикой, руководит клубом бега, участвует в «Кроссе наций». В планах на 2017 год — сдать нормативы ГТО и получить еще один золотой значок, нового образца. Два других, тоже золотых, она получила в 1978 и 1982 годах.



Из личного


Она любит путешествия, с удовольствием занимается фитнесом, интересуется аюрведой, следит за литературными новинками, не забывая классику. Ей нравится мечтать, погружаясь в атмосферу произведения, чтобы вместе с героем пережить то или иное приключение. Для нее вполне естественно находить что-то полезное для своих уроков в произведениях Чехова, Брэдбери, Диккенса, Шолохова, Рене Декарта, работах основателя системы физического воспитания России Петра Лесгафта, по мнению которого «физическая активность людей должна быть озарена мыслью».

Ей нравится изречение японского философа Терани Шира: «Вы не можете ничего поделать с длиной вашей жизни, но вы можете сделать что-нибудь с ее шириной и глубиной». Поэтому она стремится максимально насытить свою жизнь впечатлениями, стремясь к совершенству во всем. И если для легкоатлета конкурс «Учитель года» — это очередная спортивная дистанция, на которой приходится состязаться с лучшими из лучших, то для педагога это испытание прежде всего духа, который, как мы знаем, у нее находится в полной гармонии с телом.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 12 от 22 марта 2016 года



Гущин Д. Д.