На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дачева М. И.
финал конкурса 2005 года

Граков А. С.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


Солнце внутри,

или Классная работа Натальи Малаховой

Мы продолжаем представлять пятерку лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012» (см. начало в «УГ» №44, 46, 47 за 2012 год). В их числе была и Наталья Михайловна Малахова, учитель русского языка и литературы гимназии №25 города Ставрополя, которая в конце апреля по итогам краевого этапа конкурса «Учитель года – 2012» в номинации «Лучший учитель» получила главный приз — «Хрустальный пеликан» — и премию в размере 100 тысяч рублей. А еще раньше, в феврале 2011 года, Наталья Михайловна стала победителем городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2011» в номинации «Лучший учитель»...



В гимназию — по красной дорожке


Встречали Наталью Михайловну торжественно — она ступила на красную дорожку и сразу попала в объятия коллег. Цветы, поздравления — все вполне заслуженно. Малахова действительно поставила рекорд для всего Ставропольского края, став победителем столь престижного учительского состязания, ведь за последние три года никто из края даже в десятку лучших учителей страны не попадал. Директор гимназии Владимир Николаевич Зубков так и сказал: «Специально купили дорожку, чтобы прием был как в Каннах!»

А до этого мы с Натальей Михайловной поговорить успели понемногу обо всем. Она вспомнила о той части своей биографии, когда волею судеб оказалась в Санкт-Петербурге, в Военной академии связи имени Буденного. Там ей пришлось учить русскому языку сирийских адъюнктов. Мужчины в 40-летнем возрасте ни слова по-русски не знали, а им предстояло писать научную работу. Это означало, что молодой учительнице нужно было для начала их с русским алфавитом ознакомить.

Наталья Михайловна призналась: отдавала всю себя этой работе, а когда появились результаты, ее душа взорвалась: «Хочу в школу!» И этот императив уже невозможно было внутри себя переломить...

— Учителем я работаю с 1994 года, — говорит Наталья Михайловна. — Тогда я окончила факультет филологии Ставропольского государственного педагогического института и пришла трудиться в родную школу, с которой связана почти вся моя профессиональная биография...

Так бывает в школе: сегодня коллеги Малаховой — ее бывшие учителя. Это Ирина Михайловна Кононцева, учитель русского языка и литературы, проработавшая в 25-й гимназии Ставрополя 40 лет, Галина Ивановна Маханько, учитель химии, физик Лариса Павловна Новикова. Поздравляя свою «звездную» ученицу, они в один голос сказали: «Мы в тебе не сомневались!»

А когда я спросила Наталью Михайловну, почему она выбрала эту специальность — «филология», — она ответила, что это произошло как-то естественно: тогда впервые в девятом классе школьники выбирали будущий профиль, а в 25-й впервые появился профильный класс — педагогический. И хотя в семье Натальи Михайловны не было учителей, девушка все же решила попробовать себя на этой непростой стезе. Признается: учителя-словесники все же повлияли! Что удивительно — на контрасте: Ирина Михайловна Кононцева привила любовь к стройному, строго структурированному подходу к предмету, а Раиса Эммануиловна Казачкова покорила воплощенной эмоциональностью на грани артистизма.



Синдром отличницы


Педагогическое кредо Натальи Малаховой звучит так: «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе» (Ромен Роллан. — Л. Р.). А еще нужно уметь отдавать. Потому неудивительно, что на всех трех конкурсах (городском, краевом и всероссийском этапах «Учителя года») Наталья Михайловна «выплескивалась» на полную катушку. И это несмотря на то что времени всякий раз катастрофически не хватало. Ведь Малахова еще и зам. директора по учебно-воспитательной работе в 25-й гимназии Ставрополя. А это тоже требует полной самоотдачи.

Наталья Михайловна, смеясь, признается: «Ну не могу ничего делать через пень-колоду, у меня явно синдром отличницы, замеченный учителями еще в школьные годы» — и физик звала ее к себе «в профиль», и математик...

Вечный цейтнот учителя — категория привычная. А как семья Натальи Михайловны выдерживает этот ее ритм, поинтересовалась я.

— Они меня поддерживали всегда. Мама взяла на себя всю домашнюю работу во время подготовки к конкурсу — лета у меня не было. Дочь тоже помогала делать презентации, и муж поддерживал — словом. Правда, издалека — он военнослужащий, и сейчас в Иркутске. Но когда я к нему приехала уже с победой, он так и сказал (весьма официально!): «Малахова, я же тебе говорил, что ты у меня Учитель с большой буквы «У», я знал!»...

«Я человек не публичный», — не раз в нашем разговоре сказала Наталья Михайловна. А я мысленно спорила: как же это может быть — учитель без публичности? Не бывает! А потом, уже на уроке литературы, поняла, что имела в виду Малахова. Ей действительно комфортно в классе, с ребятами. Эта «сцена» для нее не просто привычна и профессионально освоена. Наталья Михайловна ведет урок методически выверенно, но легко и гармонично. Потому что в школе она дома. В такой обстановке и она, и дети живут общим внутренним миром — не напоказ, а естественно. Тут есть и нужная дистанция «учитель — ученик», и откровения...

А детвора и так знает, что Наталья Михайловна любит больше всего на свете путешествия! Она публично, на своем сайте, об этом рассказала: «Что может быть чудеснее, чем смена впечатлений, знакомство с природными особенностями других регионов страны, культурой и традициями разных народов? И если судьба дает мне такой шанс, я непременно спешу им воспользоваться!»

А еще у Натальи Михайловны есть одно хобби — фотография. Ей нравится снимать и природу, и людей, и братьев наших меньших. Кстати, у нее в семье два любимца — пес и кот. Спаниель по кличке Терри — найденыш: кто-то бросил его, полугодовалого щенка, на произвол судьбы в иркутских степях. Он приблудился в воинскую часть, а потом оказался у Малаховых дома. Теперь это взрослый, вполне воспитанный и очень любимый пес. Ну а кот был заведен сознательно, из любви к котам вообще.



Литература — это исповедь


Поэт Лев Ошанин написал ставшие уже классикой строчки: «Литература — это исповедь, // Под видом исповеди — проповедь, // Для тех, кто ненавистен, — отповедь, // Для всех, кого любишь, — заповедь». Именно так и звучал обычный урок Натальи Михайловны в 8-м «Б» классе. Тема его — романтическая поэма Лермонтова «Мцыри». Разговор был серьезный — о воле, свободе, о высоком предназначении человека, о стойкости, о мудрости и святости.

Что есть исповедь, можно ли прочитать или, как у Лермонтова, «рассказать» душу? 14-летние мальчишки и девчонки вместе с учителем искали ответы на эти непростые вопросы. И совершали открытия!

Наталья Михайловна сумела в этот непростой диалог вплести и научно-филологическую составляющую. Урок проходил в школьной библиотеке, где собрано немало уникальных изданий, в том числе словарей. Они тоже сыграли свою роль в открытии: оказывается, слово «послушник» надо произносить с ударением на первом слоге! Наталья Михайловна честно призналась, что и для нее это было откровением. Зато теперь все вместе это твердо знают.

А еще Наталья Михайловна протянула ниточку через столетия, и ребята узнали, как воспринималась лермонтовская поэма в разные времена. Почему она и сегодня звучит понятно, почему и юношу XXI века волнует исповедь безымянного героя, ребята поняли, подробно разобрав значение библейского эпиграфа «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (1-я Книга Царств)...

На перемене я спросила учительницу, изменилась ли детвора с тех пор, как она пришла работать в школу, ведь сейчас столько говорят о нелюбви школьников к чтению, о бездушии, поверхностности и даже деградации детей! Наталья Михайловна так не считает.

— Сегодня к чтению ребят стало труднее мотивировать, это правда, — говорит она. — Но согласитесь, подростковый возраст в смысле серьезного чтения был и остается трудным во все времена! А у нас в гимназии младших школьников приучают к чтению на первых порах почти принудительно — малышня ведет специальные тетрадочки, где записывают в графы, сколько минут на чтение потрачено. И тут я вспомнила свою учительницу Раису Эммануиловну Казачкову. Она говорила: «Я вас, как котят к миске с молоком, беру за голову и носом, носом — к книге! Сначала вы противитесь, а потом будете облизываться!» Так и с этим вот классом вышло: мне одного урока внеклассного чтения не хватило — они приносили такие книги! И каждый хотел про свою рассказать — попробуй не выслушай!...

А после литературы у Натальи Михайловны был урок русского языка. Тема его «Простое предложение. Основа предложения». Здесь царствовали правила...

А у самой Натальи Михайловны каждый день в душе звенит и ставит цели одно (хоть и непростое!) предложение. Это известный афоризм Марка Аврелия: «Делай что должно, случится что суждено...». Она про это и на своем сайте написала: «Думаю, что, не впадая в крайности, нужно двигаться вперед, принимать новую жизнь, не изменяя себе, приобретая стойкость и уверенность в завтрашнем счастье...»

Лариса Ракитянская, «Учительская газета», № 48 от 27 ноября 2012 года



Гущин Д. Д.