На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Кириченко В. В.
финал конкурса 2012 года

Ляхов А. П.
финал конкурса 2007 года

Терских А. П.
финал конкурса 2016 года

Думлер В. В.
финал конкурса 2017 года

Емельянов А. Н.
финал конкурса 2018 года

Сухарева С. А.
финал конкурса 2018 года

Соколов А. М.
финал конкурса 2021 года

 

Информация о конкурсанте

 


И по характеру прямая, и по обычаю точна

Зачем изобрели логарифмы

Двоечников у нее не бывает. К ней идут те, кто математику хочет знать на пятерку. Дальновидные родители, стремящиеся дать своему чаду самое лучшее образование, нередко спрашивают на форумах: «Где у нас в Ярославле есть математический класс?» И получают ответ от умудренных: «Какая разница, где математический класс, важно, у кого учиться». Рекомендуют педагога Марину Кликунене. Она гарантия знаний, бренд качества. Педагог, способный показать, что и как на самом деле приводит в порядок ум.

Родилась Марина Дивичинская в Ярославле. Мама мечтала, чтобы дочь была врачом. И, наверное, Марина Сергеевна могла бы им стать, ведь ей нравилось все и все предметы давались легко. Забавно, но единственную тройку в своей жизни Марина получила именно по математике! Это произошло во втором классе, и была эта отметка за третью четверть. Может, потому Марина полюбила эту своенравную науку, требующую четкости мышления и игры воображения каждый день?

В 32-й, где училась Марина, была замечательная учительница Елена Лыскова, она и раскрыла тягу девочки к математике. Марина стала участвовать в олимпиадах, добилась определенных успехов в этой дисциплине. И когда усердной ученице пришла мысль, что она хочет быть учителем, решила, что работать будет, как Елена Николаевна.

Девочкой Марина была активной. Занималась спортом, в легкой атлетике результатов добилась вполне существенных, участвовала в серьезных соревнованиях, в том числе и всероссийских. Школа №32 знаменита была тем, что в ней училась Валентина Терешкова. В память о школьных годах первой женщины-космонавта и ее дальнейших подвигах здесь открыли музей. Конечно же, Марина в жизни этого хранилища летописи великой землячки участвовала вовсю. При музее велась интереснейшая исследовательская работа, связанная с изучением космоса и человеческих открытий, это увлекало. Поэтому и своих учеников Марина Сергеевна любит привозить в музей, с которым связано столько ярких моментов ее жизни. Встречи с самой Терешковой, посвящение в терешковцы, декады космоса, Циолковские и Гагаринские чтения, беседы, космические старты, игры «Космический поезд», переписка с музеями космонавтики школ Омска, Новосибирска, Зеленодольска, Санкт-Петербурга, Москвы, Гагарина.

В старших классах учительница у Марины сменилась. И та, что не была Еленой Николаевной, увлечь пламенную энтузиастку не сумела. Отношения были прохладные, без задушевных разговоров про будущее, поэтому, когда Марина объявила, что пойдет на математику в пединститут имени Константина Ушинского, реакция была предсказуемая: «Какой физмат? Это не про тебя, ты не поступишь туда, не сдашь экзамен. Ты меня опозоришь!» Но Марина Сергеевна в старейший вуз России поступила. Несмотря на огромный конкурс — это были времена первых наборов информатиков...

Группу свою вспоминает с теплотой по сей день, переписываются с «девчонками» в Одноклассниках. Мальчик у них был только один, да и тот быстро покинул курс. Но... работает математиком сейчас из группы только Кликунене, да еще одна однокурсница ведет в школе технологию, остальные с педагогикой судьбу свою не связали. И вообще до конца дошли только восьмеро из двадцати пяти.

Впрочем, искушение бросить было и у Марины Сергеевны. В тот год в качестве эксперимента решили позволить сдать госэкзамен по высшей математике сразу же по окончании курса изучения. И в зимнюю сессию четвертого курса их всех обуяла паника: «Все, не сдадим ничего! Пошли искать работу». Марина Сергеевна устроилась в 83-ю, думала: потом восстановлюсь или на заочный переведусь. Но экзамен сдала. Пришлось работать и учиться параллельно. Это был для нее серьезный опыт, все было в новинку. Но тогда она научилась даже расписание составлять.

Ей было легко. В ее жизни появилась любовь. После третьего курса она собралась ехать в летний лагерь на практику. У автобусной остановки стояли милиционеры, у которых спросила, как доехать до нужного ей объекта. Рассказали, посадили на автобус, а потом Он приехал к ней в лагерь.

Муж Марины Сергеевны родом из Литвы, поэтому у нее стала такая необычная, этническая фамилия. Изредка они выбираются в его родные пенаты. Последний раз это случилось в канун конкурса «Учитель года».

— Никогда до этого в конкурсах не участвовала, хотя мама все время говорила: посмотри, вот Лена получила какой-то грант, вот Таня выиграла что-то... Я отвечала, что мне ничего не нужно. Но в 2008 году все-таки решила подать документы на президентский грант. И его мне не дали, так как графа «участие в конкурсах» была не заполнена. Вроде и методистом центра развития образования была, и в городе личность как математик известная, и в Интернете хорошие отзывы, а вот надо же, где проштрафилась! Накануне «Учителя года» поехали с мужем в Литву. До этого никак не получалось. То работа, то одно, то другое. А тут решили проведать, побывать на могилах его бабушки и дедушки. У родных хутор под Паневежисом. Возвращаюсь, а мы с историком Таней Королевой на пару должны честь школы защищать! Вообще у нас в Ярославской области много учителей уникальных, по детям видишь, какие удивительные педагоги их вели, но они не участвуют в конкурсе. Непонятно, почему так происходит.

На конкурсе Марина Кликунене открыла для себя метапредметные уроки, ей удалось увидеть со стороны, что она делает с точки зрения новых ФГОС, стала различать метапредметные и межпредметные. А то работала, работала и ни о чем об этом не задумывалась...

— На конкурс я вышла с уроком, — рассказывает Марина Кликунене, — это была моя методическая тема на аттестацию «Формирование графической культуры». Я этот урок очень люблю. У Александра Мордковича, по учебникам которого я занимаюсь с ребятами, все функционально-графическая линия. График строишь, и с его помощью можно все что угодно делать. Идеальный вариант. В математике есть очень красивые вещи, которыми можно любоваться, есть, правда, нудные, но и из них можно сделать много чего интересного. И какое же удовольствие ты получаешь, когда дети пользуются тем, что необязательно, а ты им это дал, и им понравилось! Была у меня ученица девочка Таня, которая говорила: «Не буду решать аналитически, буду решать графически». Поступила в пединститут. На Всероссийском конкурсе я очень сдружилась с Ирой Гавриловой из Республики Марий Эл, Наташей Ковалевой из Тверской области, Леной Назаровой из Ульяновской. Так было здорово! Зачем судьба над нами так поиздевалась: собрала всех вместе и развела! Я ложусь спать с мыслями о тех людях, с которыми познакомилась на конкурсе, и просыпаюсь. И на уроках всячески использую техники, увиденные там.

Конкурс дал Марине Кликунене уверенность, что она идет правильным путем. Ее ученики, пока учителя не было, занимались самостоятельно: она перед отъездом объяснила им тему, дала задание, а по приезде, проведя одну консультацию, устроила контрольную, результатами осталась довольна. Коллеги рассказывают: детей было не слышно, они все делали в таком темпе, в котором справлялись.

— На конкурсе мне задали вопрос, — поясняет Кликунене, — как использую уровневую дифференциацию вообще. Мне кажется, тот факт, что дети меня встретили подготовленными, доказывает, что это работает: они решали, как хотели они, считаю, нельзя навязывать свою идею, надо больше доверять их желаниям.

Секрет успеха Марины Кликунене в том, что она относится к детям, как к взрослым, самостоятельным людям. Ученики говорят, она строгая. Но при этом они ее не боятся, разговаривают спокойно, знают, главное в беседе — четкость аргументов. Сегодня с ней в качестве коллеги работает ее ученица. Когда Марина Кликунене пришла в школу №2, Надя училась в десятом классе. Она не сразу вернулась сюда по окончании вуза, только тогда, когда собственная дочка пошла в первый класс, но все-таки она теперь здесь.

Александр Мордкович, чью содержательную линию использует в своей работе Марина Сергеевна, пишет, что математика — это и гуманитарный предмет. Кликунене полностью согласна с этим постулатом.

— Не считаю, что есть точные науки, есть гуманитарные, — замечает Марина Кликунене. — Дети знают, я не люблю считать, всегда придумаю что-нибудь этакое, они: «Вы, Марина Сергеевна, наверное, опять не считали». А кроме шуток, в современном мире около 60 процентов информации имеет графическую форму предъявления. Ее важно уметь читать. Графическая культура рассматривается как умение создавать иллюстрации, блок-схемы, чертежи. При подготовке к своим урокам мне вспоминается притча: «Царь решил проверить своих советников и министров. Он собрал их всех в прекрасном саду и начертил на земле прямую линию: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?» — спросил царь. Советники и министры стали думать, совещаться. Садовник царя, наблюдавший за происходящим, не выдержал, подошел к царю со словами: «Простите мне мою дерзость, мой государь», — и начертил рядом с этой линией другую, более длинную, укоротив тем самым линию, начертанную царем». Мне хочется, чтобы мои ученики, как тот садовник, прислушивались к своей интуиции, не терялись перед графической информацией, умело экспериментировали с графическими образами. Поэтому уже в 5-6-х классах я закладываю у детей основы для систематического изучения функций и дальнейшего развития графической культуры. А на уроках алгебры в 7-9-х классах придерживаюсь того, что каждый год ориентирован на конкретную модель реальной действительности.

При изучении теоретических основ я использую, во-первых, отказ от формулировки определений при первом появлении понятия, во-вторых, постепенное введение в программу свойств функций, подлежащих изучению на различных уровнях строгости.

Математика — особый вид искусства, кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. Это все про Кликунене.

Друзья спрашивают ее вечерами: «Что делаешь?» — «Уроки». Она все время пытается найти новые интересные задачи к уроку. И радуется, что задания в пятом классе построены на основе исторических фактов: в задаче, например, фигурирует Царь-колокол, и из нее можно узнать, в каком году в Кремле был пожар, какой осколок колокола отвалился, что это XVI век, что это памятник. Вот тебе и математика! Ее конспекты можно хоть на выставку представить, четкие, полные разнообразных решений. Все в обложках, аккуратно, правильно. Задачи интересные, тебе интересно, детям интересно.

Она руководит творческой группой учителей-математиков «Корнесловно-смысловой метод обучения» (базовая площадка Института развития образования Ярославской области), участвует в проекте «Оптимизация организационной структуры образовательного учреждения как фактор управленческого обеспечения инновационного развития школы», тьютор по внедрению интерактивной доски в учебный процесс. Владеет современными педагогическими технологиями: «Дебаты», «Коллективные способы обучения», «Проектная деятельность». Научные интересы Кликунене и ее учеников — формирование графической культуры учащихся на уроках алгебры, проекты «Симметрия вокруг нас», «Процентные расчеты на каждый день», «Квадратный трехчлен и его приложения», «Геометрические задачи с листом бумаги», «Интеграл и его приложения», «Зачем изобрели логарифмы?».

Дом, семья, дача, друзья. Компьютерная графика и анимация, психология. Это то, что волнует ее вне работы. Друзей много, еще мама когда-то переживала: «У тебя нет постоянного друга, ты со всеми». Но ей хорошо с людьми. Она их любит. Любит свою профессию, дающую ей возможность для самых неожиданных встреч.

Виктория Молодцова, «Учительская газета», № 23 от 4 июня 2013 года



Гущин Д. Д.