На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дмитриева О. Л.
финал конкурса 2013 года

Горюшкин С. В.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Сны по-немецки

Чтобы добиться успеха, нужно не только действовать, но и мечтать

И кажется иногда Юлии Ильиной, что огромный комфортабельный аэробус мчит ее в страну грез — в Германию. Вальяжно, еще не отойдя от полета, садится она в Тегеле в автобус, за окном пролетают самые красивые берлинские пейзажи, и вот уже Александерплац. Вокруг — невероятно! — все только по-немецки. Старинные фасады подчеркивают уместность современных построек, часы отсчитывают время для разных стран, и шумят воды фонтана, называвшегося когда-то «Дружба народов». Дом учителя, телебашня и неиссякаемая толпа людей (ведь здесь пересекаются линии метрополитена, трамваев и скоростных поездов, и полмиллиона человек ежедневно совершают на Александерплац пересадку). Все так не похоже на Цимлянск, все так маняще. Пока такое путешествие для Ильиной только мечта, но, может, и она сбудется? Ведь сбылась же ее мечта попасть на конкурс «Учитель года России»!

Маленькая Юля делала куклам прически и ждала: вот-вот выстроится к ней нетерпеливая очередь из соседок, желающих превратиться благодаря ее фантазии в настоящих красавиц. Но вскоре замыслы стилиста по изменению внешности местных жительниц уступили место другой идее, не менее благородной. Юлия решила стать врачом. Эти метания продолжались... до 8 лет. К этому солидному возрасту она определилась окончательно и бесповоротно: «Буду учителем!»

Что сыграло главную роль в этом выборе? Желание походить на любимых тетушек? Одна из которых преподавала географию, другая — историю. Любопытство? Казалось, учителя знают что-то абсолютно неведомое, недоступное другим. Стремление дать окружающим что-то новое, нужное? Причин, наверное, было много. Сегодня Ильина помнит только одну — она любила учиться.

И вновь первыми клиентами-пациентами-учениками стали куклы. Юлия рассаживала их подле себя, рассказывала то, что запоминала в школе, раздавала задания. Так рождался ее особый преподавательский стиль. А на филфаке Ростовского педуниверситета Ильина свои навыки только закрепила...

Сегодня Ильина четко выстраивает структуру урока: ставит цели обучения, обосновывает этот выбор и продумывает, с помощью каких методов можно этого достичь. Говорит, такая практически немецкая организованность приводит к неплохим результатам. Наверное, доказательством, что права, служит и победа в региональном конкурсе. Хотя... без мистики здесь все равно не обошлось. Виданное ли дело — за пять последних лет учителями года Дона трижды оказывались педагоги из цимлянского лицея №1! В 2008-м на российский этап поехала и вошла в «пятнашку» химик Елена Нечитайлова, в 2009-м победу в Ростовской области снискала математик Надежда Растрепина, а в 2012-м — Юлия Ильина. Впрочем, мистическое всегда Юлию Юрьевну манило, не случайно ее любимая книга — «Мастер и Маргарита»...

А может, в лицее, где они работают, просто-напросто знают рецепт волшебного зелья, придающего педагогам этого учебного заведения тот невероятный шарм, против которого не в состоянии устоять ни одно конкурсное жюри? Впрочем, это образовательное учреждение ориентировано на высокий уровень профессионализма давно, еще в 1970-х Виктор Косиков, будучи тогда его директором, рецензировал школьные учебники физики и методические пособия и был назван в журнале «Физика в школе» в числе лучших учителей РСФСР. Виктор Иванович организовал на цимлянской земле филиал заочной физико-математической школы от Московского физико-технического института для одаренных детей и руководил работой филиала. Тогда же была реализована его идея создания школы эстетического воспитания.

В 2006 году 1-я получила статус лицея с химико-информационным профилем. Однако огромную роль в образовании здесь отводят языкам. Первый иностранный преподается в лицее со 2-го класса, а с 7-го начинается изучение второго. Также в образовательном учреждении реализуется межпредметная связь преподавания немецкого языка с другими дисциплинами.

Ильина считает необыкновенной удачей, что жизнь свела ее с такими удивительными коллегами, как Нечитайлова, Растрепина, и всеми-всеми педагогами лицея. Она рада их помощи в подготовке к конкурсу, так же как и опеке своих наставников из районного методического объединения учителей немецкого языка — Веры Зуйченко, Галины Коробовой, Валентины Донецкой. Поддержка действительно была ей нужна.

Она преподает 13 лет. Надеется, что ее работа помогает формировать компетентность в вопросах межкультурной коммуникации. Ильина стремится выработать у своих учеников определенные стратегии поведения, которые обеспечат им успешную коммуникацию в иноязычной среде. Она хочет, чтобы собственная культура человека позволила ему осознать влияние на восприятие мира, узнать и понять новую культуру. А для этого, по мнению педагога, необходимо освободиться от предрассудков и негативных стереотипов. Если научиться справляться со стрессом, возникающим при общении с представителями другой культуры, творчески подходить к решению трудных и неоднозначных межкультурных ситуаций, диалог состоится.

Юлия Ильина участвовала и стала одним из победителей конкурса авторских учебно-методических материалов научно-практической интернет-конференции «Стратегии инновационного развития школьного филологического образования: опыт, проблемы, перспективы», проводимой РО ИПКиПРО, в 2011 году. Она находит время для экспертизы учебников и сбора материалов по темам «Контрольно-измерительные материалы на уроках немецкого языка», «Праздник немецкого языка в школе». Вот только сходить с сыном в кино («в последний раз были на «Иване-царевиче и Сером Волке», забавно, я же теперь в основном смотрю мультфильмы да фантастику»), попеть с друзьями караоке да почитать что-нибудь для души (хотя проглотить «Горький шоколад» Мирьям Пресслер, и даже на немецком, все-таки удалось!) времени зачастую нет...

А как же Юлия Юрьевна любит принимать гостей! Отчистит к их приходу и без того аккуратную квартиру (обои предпочитает клеить сама, считает себя по этому делу первоклассным специалистом), напечет разных вкусностей, уговорит главную хозяйку дома кошку Багиру смириться с наплывом людей и замрет в предвкушении оживленного общения. Друзья придут, вместе они будут смотреть фотографии и обсуждать, куда удалось выбраться Ильиной за последнее время (Лазаревское, Крабовое ущелье в Сочи, Подмосковный слет в Мытищах: «Ой, кстати, мне там пришла в голову идея дистанционного конкурса на немецком для малышей!»), а куда съездить еще мечтает (в Альпы на лыжах научиться кататься, в вожделенную Германию). Гости поахают, глядя на ее коллекцию прекраснейших орхидей, посетуют, что больше она не заводит рыбок, и разойдутся. Пора укладывать спать десятилетнего Никиту и снова садиться за подготовку к урокам.

На факультете лингвистики и словесности Педагогического института Южного федерального университета в прошлом году в рамках Недели немецкого языка состоялась конференция по лингвострановедению Германии среди учеников 9-11-х классов школ Ростова-на-Дону и Ростовской области. Школьники подготовили проекты на немецком языке по страноведению, литературе Германии, Австрии, Швейцарии и различным аспектам межкультурного общения. Ее ученица из 11-го «Б» класса выступила с исследовательским проектом «По следам Александра Гумбольдта».

Мария Усачева дважды становилась призером всероссийских олимпиад по немецкому языку. Ее знания впечатлили комиссию и в Нижнем Новгороде, и в Твери. Особенно же ее учительницу порадовала победа Марии в номинации «За работу с текстом». Но у Ильиной помимо этой «примы» есть и другие звездочки, которым удалось блеснуть на региональных или районных олимпиадах. Пока...

Ученики Ильиной ежегодно участвуют в районном конкурсе «Фестиваль юных знатоков немецкого языка». Ребята готовят к празднику песни, стихи, инсценируют сценки и сказки. Юлия Юрьевна даже разработала собственный интегрированный урок для 4-го класса, когда дойч можно сочетать с внеклассным чтением. Такой урок, по мнению Ильиной, способствует развитию творческих и языковых способностей, фантазии у младших школьников; приобщает их к миру сказок и учит находить общее между русскими и зарубежными произведениями. После увлекательного путешествия по литературному творчеству разных народов малыши с особым удовольствием пускаются в рассуждения о том, как отличить доброго героя от злодея, и начинают понимать, в чем сила сказки вообще.

В лицее традиционно проходит неделя иностранных языков. В прошлом году она называлась «Языки мира». В конкурсе стенгазет «Мы учим языки» ребята старались перещеголять друг друга в остроумии, рассказывая, как непросто им даются азы фонетики и грамматики. Одиннадцатиклассники сняли фильм «Narrenzeit» о карнавалах Германии. Его режиссер Александр Свинарев на главные роли поставил своих одноклассников — Вячеслава Кобзарева, Марию Корольченко и Анну Костичеву. Фильм прошел с ошеломительным успехом. Успех снискал и фестиваль национальных блюд. Конкурс оценивался не только по вкусовым качествам яств, но и тому, насколько оригинально они были представлены. Каждый день поражал. Лицеисты совершали виртуальные путешествия. И смотрели затейливые ролики, предоставленные школе Культурным центром имени Гете, «Учи немецкий».

Цимлянский лицей №1 сотрудничает с Гете-центром давно и довольно-таки плодотворно. Возможностей для сотрудничества уйма — это и курсы повышения квалификации учителей немецкого языка, и подписка на рассылки промоматериалов для рекламы немецкого языка, и подготовка школьников к сдаче международного экзамена Fit1. А в 2008 и 2011 годах Юлия Юрьевна вместе с мультипликатором центра Натальей Васильевой в Москве участвовала в семинаре, посвященном проблеме оценки качества образовательных результатов школьников по немецкому языку в контексте общеевропейских требований. Стоит ли после этого удивляться, что ее дети первыми в регионе сдали Fit1 (стандартизированный экзамен, созданный на основании общеевропейских компетенций владения иностранным языком)?!

Родилась Юлия на берегу Дона в станице Дубенцовская. Помнится, Ашот Гарнакерьян писал: «От облаков и солнца стала волна степной реки светлей. Еще в ней есть и блеск металла, и хмурость предвесенних дней. Последний лед ушел к низовью, на берег высыпал народ. И бредят девушки любовью, той, что нечаянно придет. Нет парусника в отдаленье, рыбачьих шхун и грузных барж, но я своим воображеньем дорисовал донской пейзаж. Шумят на побережье клены, в привычный рейс идут суда, и стала сказочно зеленой на редкость чистая вода. Любуюсь выдуманным видом, мигают бакенов огни, ведь мы и будущее видим через сегодняшние дни». Вода близка Ильиной, возможно даже, это ее стихия. Два раза в неделю она старается выбраться в бассейн. Никита, кстати, занимается плаванием уже вполне профессионально — он в спорте четыре года. Поэтому она, как мать, научилась не только отличать кроль от брасса, но и замечать более тонкие детали техники. А в теплые дни выбирается Юлия Ильина на берег великой реки и, совершив очередной заплыв, вновь предается мечтам о том, как умчит ее быстрокрылый лайнер туда, где все говорят по-немецки, где есть на что посмотреть и есть чему поучиться. Потому что хочется открыть своим детям уже что-нибудь новенькое!

Лора Зуева, «Учительская газета», № 09 от 26 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.