На главную страницу
[email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

В этот день родились:

Лавриков П. Г. (2005)

Бектурганова Е. А. (2017)

Проскурина Т. Г. (2017)

 

Второй день

 


Честно о частном — на эссе и с министром


Анна Данилина, Вадим Мелешко (фото)

Реперные точки второго дня семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 разошлись во времени и пространстве. Раннее утро началось для конкурсантов привычно — в стенах Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, вечер завершился общением с министром образования и науки РФ на площадке федерального ведомства. Оба эти момента оказались по-своему волнительными.

Утро начинается... с эссе. Ровно в восемь утра 85 конкурсантов вновь собрались в конференц-зале академии. Опаздывать нельзя — об этом предупреждали еще вчера. Процедура выбора темы — дело серьезное. До прошлого года всё было немного иначе, ежегодно тема конкурсного задания звучала одинаково — «Я — учитель», работу писали заочно.

— Мы, конечно, уважаем каждого, но в то же время прекрасно понимаем: в такой ситуации эссе на 99 процентов — продукт коллективного творчества. Поэтому мы решили перевести процедуру написания эссе в очный формат — нам важно увидеть индивидуальность каждого из вас» — отметил заместитель председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

Право выбора темы в этом году предоставили самим конкурсантам. Петр Положевец пригласил на жеребьевку самого опытного конкурсанта этого года — Валерия Думлера, учителя физической культуры и ОБЖ средней школы №82 Владивостока (его педагогический стаж — 37 лет) и самую юную конкурсантку — Марию Каримову, учителя английского языка уфимской гимназии №158 имени Мустая Карима. Из мешочка с 21 бочонком для игры в лото (ровно по числу тем, отобранных соучредителями конкурса) конкурсанты вытащили номер 4.

Озвучили тему уже в аудиториях, где участникам семинара предстояло в течение пяти часов работать над эссе: «Номер четыре. Человек, благодаря которому я стал учителем».

Тема одновременно простая и сложная, есть над чем подумать по содержанию, а уж ликбез по поводу формы был просто замечательный: в первый день семинара абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2012 Александр Демахин подробно рассказал, каким стоит быть настоящему конкурсному эссе, а каким не стоит: «Самый низкий средний балл я ставил именно по критерию «Языковая грамотность текста». Перечитайте лишний раз свой текст. Бывает так обидно за хорошее эссе, написанное с ошибками. И запомните: нет необходимости показывать в эссе, что вы знаете цитаты из закона и ФГОСов. Важно понять и показать, где ваш личный опыт пересекается с тем, что актуально для системы образования».

Лекции-консультации по самым разным аспектам грядущих конкурсных испытаний продолжились и во второй день семинара. Рассказать о конкурсном «Уроке» — это будет первым испытание уже в Сочи — на семинар пришел Алексей Доронин, учитель математики московской гимназии №1520 имени Капцовых, лауреат конкурса «Учитель года России» — 2011. «Не спешите повторять какие-либо успешные ходы, которые вы заметили у конкурсантов предыдущих лет, — подчеркнул Алексей Владимирович. — Жюри всегда может их вспомнить и узнать в вашем уроке, особенно, если они будут воспроизведены «слово в слово». И тогда вы много потеряете при оценке по критерию «Новизна». Вообще не стоит слишком увлекаться просмотром уроков прошлых лет и тем более их копированием и воспроизведением. Лучше создавать свое. У нас конкурс учителей-практиков».

Тему выстраивания настоящего конкурсного урока продолжил Игорь Карачевцев, директор Санкт-Петербургской гимназии №166, абсолютный победитель конкурса 2003 года. «Начните диалог с учениками чуть раньше, не со звонка, а с какого-то вопроса, который прозвучит до него, — посоветовал Игорь Альбертович. — Вам тогда будет легче сделать свой первый шаг после звонка. Конечно же, каждый учитель на конкурсе волнуется. Это нормально. Скажите ученикам об этом волнении. Тогда ученики сами не будут волноваться, а будут сопереживать».

Об особенностях подготовки к выполнению конкурсного задания «Интернет-ресурс» рассказали Андрей Сиденко, учитель информатики школы №29 из подмосковных Мытищ, абсолютный победитель 2013 года, и Алла Волкова, учитель физики и информатики гимназии №12 города Липецка, победитель конкурса 2015 года. Андрей Григорьевич также подробно рассказал о социальных сетях и игровых сообществах, на которые сегодня, по оценкам многих экспертов, и взрослые, и дети тратят огромное количество времени. «К сожалению, сейчас всё обстоит именно так: мы упустили момент, когда это еще можно было исправить», — констатировал Андрей Сиденко.

Алла Александровна в деталях рассмотрела вместе с конкурсантами критерии оценки персонального сайта, затронув попутно самые разные вопросы — от возможных дизайнерских решений ресурса до согласия на размещение персональных данных.

Тем же вечером, активно обсуждая услышанное на лекциях-консультациях, конкурсанты отправились в Министерство образования и науки РФ на встречу с министром Ольгой Васильевой. Попутно обдумывали вопросы и оттачивали формулировки — возможность говорить с федеральным министром напрямую подкупала и обязывала. Вопреки всем волнениям, разговор получился очень живым и насыщенным. Спрашивали обо всем.

Учитель истории и обществознания из Хабаровского края Сергей Ляшко решил уточнить у Ольги Юрьевны, увеличится ли количество часов на историю в школе в связи с тем, что с 2020 года планируется ввести обязательный ЕГЭ по этому предмету.

— У нас странным образом история Отечества заканчивается десятым классом... Одни считают, что нужно продолжить до 11 класса, а другие — что историю XX и XXI века надо включить в блок «Россия в мире». Я все-таки за продолжение курса отечественной истории», — ответила Ольга Васильева.

Историк из Нижнего Новгорода Иван Горячков тему поддержал: а будет ли этот экзамен разделен на базовый и профильный уровни? Министр заявила: деления быть не должно, но требуется взвешенный подход, и сама заговорила об учебниках истории: «Мы не были первыми, кто разработал единые учебники. Нидерланды семь лет ломали копья — в итоге они выбрали более 300 фактов, которые назвали неоспоримыми, — отметила глава ведомства, добавив, что в истории любой страны «есть факты, которые должен знать каждый».

Елена Скитихина, учитель информатики и математики из Калужской области, спросила о том, каким образом можно сегодня привлечь в школы больше педагогов-мужчин.

— Мы очень надеемся на целевое обучение, — заявила Ольга Васильева. — В этом процессе должны участвовать регион, студент и работодатель. Тогда будет эффект. Обязательства обычные — работа на определенном месте, срок — не менее 3 лет. Еще, если помните, раньше сельские молодые учителя получали освобождение от армии. Это была хорошая практика.

При этом министр добавила, что исключительно материальные меры здесь не помогут: «Количество денег не определяет количество счастья. Некоторые страны, например Великобритания, присвоили своим учителям статус госслужащих. В итоге у них большая пенсия. Во Франции не все учителя госслужащие, только французского языка. Это, конечно, дает отдаленные, но перспективы, это причины, по которым люди будут стремиться идти в профессию».

— Можно ли сделать так, чтобы темы итогового сочинения не опережали программу? — попросила Людмила Наарбер, учитель русского языка и литературы из Тульской области. — Сейчас в темы, по сути, заложены произведения, которые мы будем изучать только в апреле.

— Не можно, а нужно. Сделаем, — пообещала глава Минобрнауки России.

Постепенно осваиваясь, конкурсанты стали задавать и вопросы, уже опосредованно относящиеся к профессии. Так, учитель истории из Чувашской Республики Лариса Семенова поинтересовалась у Ольги Васильевой, какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать министром, ведь как известно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, да и не так уж правы те учителя, что не мечтают о быстром вертикальном карьерном росте.

Ольга Васильева начала так: «Надо вам ответить честно, как на духу: я никогда не собиралась быть министром образования. Я очень хороший историк. Я более 25 лет этим занимаюсь. Я много писала. Может быть, это не совсем корректно, но я могу сказать, что горжусь тем, что сделала в этой области. Моя кандидатская диссертация «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны», которую я защитила в 1990 году, была первой в своем роде на тот момент... В силу разных причин я ушла из РАНХиГС, а после осознанно перешла в Администрацию президента на должность заместителя начальника Управления Президента РФ по общественным проектам. И затем так получилось, что я стала министром».

Говоря о качествах, необходимых для учителя — будущего министра, Ольга Юрьевна подчеркнула, что в ее семье всегда превыше всего ценилось образование: «Я вообще считаю, что счастлив тот, кто может учиться каждый день. Если бы меня сейчас спросили, пойду ли я учиться, я бы ответила «да». Даже знаю, куда.

Поразительно перекликается с этим высказыванием министра многолетний девиз Всероссийского конкурса «Учитель года России» — «Учить и учиться». Неудивительно, что в итоге беседа получилось такой обоюдочестной и обстоятельной: министр и конкурсанты были явно на одной волне.


К предыдущему дню
К оглавлению
К следующему дню



Гущин Д. Д.