На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Требуются моцарты в педагогике!

 

К хронике конкурса

«Учительская газета»
23.09.2017

Требуются моцарты в педагогике!
В Сочи открылся семинар для экспертов федерального этапа конкурса


Светлана Руденко, Вадим Мелешко (фото)

Субботний день накануне открытия Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 выдался для экспертов жюри очного тура горячим во всех смыслах. 23 сентября столбики термометров приближались едва ли не к тридцати по Цельсию, а в актовом зале сочинской школы № 100, несмотря на работавшие в полную мощь кондиционеры, было жарко еще и от насыщенной программы семинара, который с перерывам на отдых, обед, чай и кофе шел здесь с одиннадцати утра и до шести вечера. Открыла семинар первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ Ирина Димова. Ирина Георгиевна привела официальную статистику: в этом году в жюри очного тура работают 64 человека. Всего же вместе с Большим жюри на разных этапах конкурса будет задействовано 110 экспертов.



Профи-мастер-лидер


— Семинар — это хороший пролог конкурса, — заявила Ирина Георгиевна и предложила собравшимся познакомиться поближе, представив руководителей четырех групп жюри и их заместителей. Примечательно что трое из руководителей: Екатерина Филиппова, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 1996, учитель французского языка средней школы № 34 из Рязани, Майя Пильдес, председатель Совета гимназии № 56 Санкт-Петербурга и Александр Лысиков, директор Губернского колледжа города Серпухова — Народные учителя России, а Петр Головин, учитель физики Ишеевского многопрофильного лицея имени Н. К. Джорджанидзе из Ульяновской области, — Народный учитель СССР. Все члены жюри хорошо знакомы с конкурсом, многие из них сами были его победителями или финалистами, — подчеркнула Ирина Димова.

За 27 лет конкурс стал особым явлением в жизни учительства, он выполняет свою главную миссию — выявление талантливых творческих учителей и их поддержку. Ирина Димова отметила, что конкурс «Учитель года России» органично вписался в историю важнейших состязаний мировой цивилизации — неслучайно в этом году он проходит в непосредственной близости от олимпийских спортивных объектов Сочи.

— Его можно поставить в один ряд и с рыцарским турнирами, и с Нобелевской премией, и с Международным конкурсом имени П. И. Чайковского, — считает Ирина Димова.

Ирина Георгиевна также рассказала экспертам об основных подходах и требованиях к отбору экспертов и об алгоритме работы жюри в очном туре. Среди основных профессиональных требований к экспертам — конструктивность, независимость, всесторонность, эвристичность, коммуникативные навыки, эмпатия, умение видеть и анализировать проблему с разных сторон.

— Важно соблюсти баланс между критическим мышлением и мышлением творческим, — подчеркнула Ирина Димова. Примечательно, что в свой доклад Ирина Георгиевна включила фрагмент выступления известного китайского пианиста Ланг Ланга, который сейчас много выступает по всему миру, при этом находит время для мастер-классов для талантливых студентов. Один из своих мастер-классов он дал в московской консерватории.

— Я хочу, чтобы мы назвали лучшим учителем России того, кто отдает свое мастерство детям. Мы ищем моцартов в педагогике. Почему именно моцартов? Во многом потому, что именно музыка Моцарта, как выяснилось в ходе исследований, наиболее гармонично влияет на развитие способностей детей, — подвела итог Ирина Димова.



Еще раз о нормах


О научно-методической основе формирования критериальной базы конкурсных испытаний, а также о системе оценивания «Методического семинара» рассказал доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования МГПУ Андрей Иоффе.

Андрей Наумович начал с развенчивания мифов, связанных с конкурсом.
— Очень популярный миф, что мы выбираем лучшего учителя России. На самом деле это не так. Лучший учитель для каждого школьника — его любимый педагог. Мы определяем человека, который сможет показать свою образовательную практику, которая стала востребованной. Хотел бы также сказать, что «Учитель года России» — это не конкурс регионов, это конкурс практик. В отношении мифа, что на конкурсе предвзятое отношение к женщинам могу сказать одно — мужчины просто психологически более устойчивы, а конкурс — это серьезный стресс.

Андрей Наумович также представил общие подходы к экспертизе. Так, независимо от предметной специализации каждый эксперт имеет равные права в оценивании. Экспертам рекомендуется делать короткие записи при выполнении участниками конкурсных заданий. Кроме того, стоит отказаться от использования гаджетов, в ходе выступления конкурсантов нужно свести к минимуму разговоры между собой и тем более воздержаться от оценочных реплик или восклицаний. Не стоит заполнять оценочные листы до полного выполнения конкурсантом своего задания.

Корпоративная культура экспертно-оценочной деятельности членов жюри включает также требование конфиденциальности в отношении высказанных оценок или замечаний при профессиональном обсуждении конкурсантов внутри жюри. Вопросы экспертов участникам конкурса должны быть направлены на уточнение или выяснение отдельных позиций, а не на комментирование, поддержку или критику. Стоит отказаться от терминов «профанация», «неграмотная формулировка», «совершенная ошибка».

— Доброжелательное отношение к каждому участнику конкурса — важнейшее требование для всех членов жюри, — подчеркнул Андрей Иоффе.

Кроме того, Андрей Наумович отметил, что четыре группы жюри должны договориться между собой о едином подходе к оцениванию в том, что касается «веса» баллов.

Об основных требованиях к оцениванию конкурсного урока рассказали учитель математики московской гимназии № 1520 имени Капцовых, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2011 Алексей Доронин и директор гимназии № 166 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2003 Игорь Карачевцев.

— Самое главное для урока — предметная составляющая. Если мы видим использование интеграции, важно, чтобы она была грамотной, — считает Алексей Владимирович.

— Самый частый вопрос: каким должен быть самоанализ, так вот, его не надо превращать в отчет об использовании той или иной технологии, — отметил Алексей Доронин.

Игорь Карачевцев назвал свое выступление лекцией-консультацией. По его мнению, сверхзадача учителя — разглядеть в детях их возможности. Кроме того, Игорь Альбертович рассказал об основных подходах к построению современного урока гуманитарной направленности. Среди них: антропологический подход — раскрытие человека как личности, интерактивный подход — выявление гармонии между различными сферами общественного сознания, их диалектическое единство, осознание процесса мышления, культуры умственного руда — гносеологический подход, и, наконец, метапредметный подход.

На уроке, по мнению Игоря Карачевцева, нужно видеть, прежде всего, самого ученика, а не отдельные технологии. Очень важно ставить вечные вопросы, разговаривать с детьми о смысле жизни.



Я за грамотную Россию!


Бурную дискуссию вызвал анализ конкурсного испытания — эссе «Я – учитель». Два года подряд конкурсанты пишут эссе во время установочного семинара, причем им не разрешается пользоваться никакими справочными материалами.

— В этом году конкурсанты писали эссе по теме «Человек, благодаря которому я стал учителем», — такими словами начал свой видеоотчет абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2012 Александр Демахин, который не смог сегодня присутствовать на семинаре. — К сожалению, из 85 человек только один написал текст, который соответствует заявленной теме, причем это был учитель математики, — отметил эксперт. — Удивительно, что яркие хорошие тексты были написаны в основном не гуманитариями, а географами, физиками, математиками. К сожалению, встречаются и орфографическими ошибки, а это очень и очень грустно.

Услышав про ошибки в эссе, Майя Пильдес заявила, что грамотность — одно из важнейших качеств образованного человека и поинтересовалась, может ли она быть уверена, что авторы безграмотных работ получили низкие оценки.

— Безграмотность учителей — это катастрофа, мы не можем допустить этого в учительском конкурсе. Я за грамотную Россию! — завершила свою речь Майя Борисовна.

О «домашних заготовках» и о тех, кто все-таки смог отказаться от их использования и воспринял тему конкурсного эссе как вызов своим способностям, говорила и заместитель главного редактора «Учительской газеты», еще один эксперт этого конкурсного испытания Анна Данилина. В то же время она отметила, что читать эссе — «это большое удовольствие, ведь, по сути, эссе дает возможность поближе узнать конкурсантов».

Анализ конкурсного испытания «Интернет-ресурс» в дистанционном режиме провел Андрей Сиденко, учитель информатики средней школы № 29 городского округа Мытищи Московской области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2013.

— Уровень интернет-ресурсов конкурсантов вырос, — отметил Андрей Григорьевич, правда, оказалось, что хорошие сайты сделаны, как ни странно, не учителями информатики, а биологами, историками, педагогами начальной школы. Ссылки на лучшие 20 сайтов уже представлены на портале «Учитель года России».

Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2015 Алла Волкова отметила среди положительных тенденций — уменьшение количества рекламы и увеличение скорости загрузки учительских сайтов, улучшение качества контента и навигации; среди отрицательных моментов эксперт выделила формальное отношение к рубрике «Подготовка в ЕГЭ», а также то, что некоторые сайты не открываются в общедоступных местах.

Секретарь — заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования, член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России» Елена Елшина рассказала о работе счетной комиссии, заверив присутствующих в ее объективности и непредвзятости.

Примечательно, что под занавес первого дня семинара прошли два великолепных мастер-класса. Один из них — «Я шагаю по Москве» — продемонстрировал Артур Заруба, учитель музыки «Ломоносовской школы», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 1992. Для начала он предложил всем собравшимся вспомнить оперные театры и концертные залы столицы... А Михаил Нянковский, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 1994 попросил членов жюри ответить на вопрос, чем стихи отличаются от прозы. А затем провел блестящий мастер-класс по поэзии XIX—XX веков.

Завершила семинар заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова, пожелав членам жюри терпения и успехов.






Вверх

К хронике конкурса

К следующей статье



Гущин Д. Д.