На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дмитриева Н. А.
финал конкурса 2014 года

Гетманенко Е. Г.
финал конкурса 2014 года

Наумова Т. М.
финал конкурса 2011 года

Демахин А. А.
финал конкурса 2012 года

Самборская Л. В.
финал конкурса 2008 года

Романова В. О.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Все дело в дружбе

Победа для Натальи Дмитриевой — это момент, когда в детских глазах загорается свет доверия

«Пасмурную погоду может исправить только улыбка», — говорит перед уроком Наталья Дмитриева. И вправду, вот она улыбнулась, и весь класс как по команде вслед за любимой учительницей расцвел радостью, заискрился очаровательным лукавством, оживился. Сегодня третьеклашкам предстоит поговорить о доброте, любви и дружбе. Обо всем этом они прочли у Сергея Козлова в его книжках о ежике и медвежонке. Кстати, а вот и они сами — и ежик, и медвежонок. Оказывается, это Наталья Александровна принесла в школу свою коллекцию плюшевых мишек, а ее коллега, поддержав, поделилась ежами, которых — ух ты! — она собирает. Вот так все удачно и сложилось. Впрочем, у них в гимназии № 39 имени Фридриха Шиллера всегда все складывается удачно. Автор «Оды к радости» им явно благоволит.

А ведь родители Натальи Александровны хотели, чтобы она стала врачом. Та даже сходила после 9-го класса написала диктант в медицинском училище. Но на этом дело и закончилось. Девочка пошла в только что открывшиеся лицейские классы при интернате на Знаменке, там читали лекции преподаватели пединститута. Судьба была предрешена.

Нет, конечно, когда-то в Волховском педучилище училась и бабушка, но не проработала она в школе ни дня, а полученное образование в работе товароведом вполне пригодилось. Другое дело мамина сестра, вот это учитель! Она со своим классом и на экскурсии ездила, и праздники устраивала, и племянницу всегда звала в компанию. Возможно, тогда и проснулся в Наталье интерес, а что за профессия это такая, что всегда вокруг тебя горящие глаза, а как добиться этого?

Выпускные экзамены в лицее тогда приравняли к вступительным в вуз. Единственная загвоздка была в том, какой факультет в Орловском госуниверситете выбрать. Наталье хотелось выучиться и на историка, и на психолога, и на логопеда. Но ее спросили: «Может, попробуешь в музыкальную группу?» И она, выпускница музыкальной школы, решилась именно на начальную школу с возможностью преподавания музыки.

Работала воспитателем группы продленного дня, работала в комплексе начальная школа — детский сад № 48. Их дети уходили сразу в 5-й класс. Сейчас, когда по ФГОС вернули внеурочку, Наталья Дмитриева воскликнула: «Да это же практически то, что мы делали!» У них были танцы, изостудии, шахматы, ходили они с детьми и на станцию юннатов. После такой подготовки ребята приходили в школу, и все праздники и КВНы были на них. Они умели учиться, умели они и радовать выступлениями. Там ей повезло с мудрыми наставниками, такими как Тамара Васильевна Федько. Наверное, из-за таких людей в моменты упадка сил желания сказать «Хватит!» не возникало. Но перемен душа ждала.

Очередной ее класс выпускался, было грустно, и она решила сходить в школу к дочке, где требовался учитель начальных классов. Вот так уже пятый год Наталья Дмитриева зажигает по утрам улыбки на милых лицах своих малышей. И гордится их успехами: «Ой, какое же устроил представление Женя на конкурсе чтецов!», «Какая умница Алина!».

Наталья Дмитриева вообще не делит учеников на плохих и хороших. В каждом есть что-то уникальное. Есть невнимательные учителя, которые не пригляделись к ребенку, не увидели за ошибками в диктанте способности выразительно читать стихотворения, не расслышали чистый голос, не заметили быструю реакцию при решении математических задачек. Так что неуспеваемость школьника — беда не его, а учителя, убеждена Наталья Александровна. А еще она уверена, что профессионально непригоден тот педагог, который допустил превращение ребенка в хронического двоечника.

— Наблюдать за детьми огромное удовольствие. Они тебя просто-таки заражают непосредственностью, искренностью и открытостью. Именно у них я научилась радоваться любому положительному результату, даже малому, легкости в общении и умению разбираться в людях. Дети это умеют делать как никто другой, — улыбается Наталья Александровна.

Со своими учениками она тоже постоянно чему-нибудь учится. Образовательная система не стоит на месте, все время в ней что-то меняется, появляются другие программы и подходы к построению уроков, образовательные стандарты. Новизна не пугает педагога — наоборот, она ей интересна. Раньше Наталья Александровна работала по программе «Школа России», сейчас взяла перспективную начальную школу. Работать с незнакомым материалом ей нравится, потому что встречается нечто неожиданное, потому что программа углубленная, развивающая. Обложится Наталья Дмитриева вечером учебниками и сидит изучает, программа-то хоть и хорошая, но немножко сложноватая.

— Я люблю детей, я живу ими, — говорит Наталья Александровна. — Каждый день, переступая порог класса, я вглядываюсь в их глаза, заряжаюсь активностью, непосредственностью и понимаю, что я не ошиблась в выборе профессии.

Перед детьми она ставит проблему: как писать трудные слова, как решать незнакомые задачи. В течение урока они решают их сами: «Я в этом случае лишь направляющий. Получается, что не я, как учитель, проговариваю это правило, а ребята. Тем самым быстрее и надежнее его запоминают, потому что пришли к нему через поиск, через испытания в виде упражнений. На мой взгляд, это верный подход».

Они вместе читают и размышляют. Вызвал как-то на большой разговор ребят «Слон» Куприна. «А из-за чего она заболела? — заволновались школьники. — А может, она вовсе обманывала всех, прикидываясь больной, раз, увидев слона, выздоровела?» «Я знаю, как называется такая болезнь, — авторитетно заметил знаменитый чтец Женя, — это депресняк!» — «Жень, это как?» — «Я вот «Ворониных» смотрю, там так сказали». Вот такие они смешные и непосредственные. Они все слышат.

На кружке «Любители русской словесности» они часто вместе сочиняют сказки. На занятиях внеурочной деятельности «Мир глазами художника» ребята делают иллюстрации к сказкам, печатают их и создают свои книжки.

— Мы, взрослые, порой так загружены повседневностью, что не обращаем внимания на очевидные и важные вещи: с детьми нужно просто говорить. Не вполуха слышать их, как это часто бывает с родителями, а слышать и говорить обо всем на свете. В последние годы я убеждаюсь, что большинство наших ребятишек, даже если у них полноценная семья, достаток, обделены вниманием. Это печально! — вздыхает Наталья Александровна. — Понять ребенка несложно, нужно только попытаться.

Часто родители ей звонят и спрашивают: «Наталья Александровна, вы вот писали письма Деду Морозу, что там моему ребенку нужно?» «Сейчас посмотрю», — отвечает она. Да, нередко учитель становится поверенным детских тайн скорее, нежели родители...

Дмитрий Лихачев говорил: «Общаясь, люди создают друг друга!» А кто, как не учитель, вопрошает Наталья Дмитриева, создает в общении со своими учениками ту атмосферу любви, взаимодоверия, сотворчества, в которой даже самый заядлый лентяй чувствует себя успешной, одаренной и многогранной личностью.

— С моей точки зрения, — отмечает коллекционер плюшевых медвежат и детских улыбок, — учитель — это камертон. Как камертон — эталон тона постоянной и определенной чистоты, так и учитель — это эталон чистоты помыслов, незатуманенности взглядов, ясности ума. Успех обучения зависит от того, как находят общий язык дети, учителя и родители. Зачастую взрослые и дети не слышат друг друга. И здесь учитель становится проводником в мир детской и подростковой психологии, ведь все эти девчонки и мальчишки большую часть своего дня проводят именно в школе и со всеми своими проблемами и наболевшими вопросами зачастую идут не к маме и папе, а к учителю. А он помогает преодолевать эту пропасть, ведь он навсегда остался в стране невыученных уроков, но живет в ней, руководствуясь уже совершенно другими понятиями, с высоты жизненного опыта умея воспроизвести без фальши стук маленького беззащитного сердца ребенка так, чтобы его услышали его родители.

Дочка Вика и муж Сережа относятся к их неугомонному педагогу бережно. Стараются и поддержать, когда надо, и вытащить отдохнуть, когда видят: зашивается. Они любят путешествовать по орловскому краю — Спасское-Лутовиново, Орловское Полесье, Сабуровская крепость, любят и отдыхать у моря. За границу пока не выбирались, наслаждаются российскими просторами и бабушкиным садом-огородом, любят собирать грибы. Дома Наталья читает, вышивает, вяжет, ухаживает за белоснежным котом Семой, морской свинкой и попугаем Кешей. Слушает Листа, Шопена, хорошую эстраду. В их доме любят гостей, их потчуют всяческими кулинарными шедеврами, в этом Дмитриева тоже мастерица.

Познакомились они с Сергеем 19 лет назад на свадьбе у друзей. Она и он были там свидетелями. Через два года поженились. Через пять у них родилась Виктория. Их солнышко, их подружка.

«Дружба — это любовь без крыльев», — уверял Байрон. А вот Наталья Дмитриева убеждена, что дружба — это все, надежда и опора, настроение и защитная сфера, воодушевление и отдушина. На конкурсе «Учитель года России – 2014» орловчанка сдружилась с коллегами из Крыма и Севастополя, Новосибирска, Калужской области, ведь друзей не может быть слишком много. И поняла, что в критической ситуации она в состоянии не запаниковать, а даже добиться успехов. Конкурс подарил ей вдохновение. Множество впечатлений и идей.

С 2004 года в Орловской области действует региональное профессиональное объединение «Учительское единство», Наталья Дмитриева стала его членом в 2010 году. С тех пор она участвует и в обучающих семинарах, и в открытых уроках, и, конечно же, в подготовке к региональному этапу конкурса профессионального мастерства. В этом году она взвалила на свои плечи и работу методиста. «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед...» Этими словами Эмиля Золя орловский педагог и руководствуется по жизни.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 01 от 6 января 2015 года



Гущин Д. Д.