На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Мадаева М. А.
финал конкурса 2009 года

Ушканов Ф. Ф.
финал конкурса 2013 года

Мелентьева Н. Н.
финал конкурса 2011 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2015 года

Царегородцева Я. В.
финал конкурса 2015 года

Нигматуллина  В. З.
финал конкурса 2005 года

Саая Э. В.
финал конкурса 2020 года

Ильина А. Н.
финал конкурса 2021 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Прямо как диктор

Елена Чекмарева учит малышей говорить красиво

Почти не сомневаюсь, что красивое название Петушки у многих связано с поэмой Венедикта Ерофеева, прославившего небольшой и уютный городок Владимирской области. Кстати, в одном из залов местной картинной галереи в 2008 году создан музей Венички, из экспозиции которого почитатели его таланта могут узнать много интересного. И все же мемориал Ерофеева — далеко не единственная достопримечательность Петушков. Здесь есть школа №3, в которой учился самый первый победитель регионального конкурса «Учитель года» Вячеслав Синицын, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор известной в России и за рубежом методики развития детского речевого творчества, ведущий консультант по вопросам развития системы образования РФ. Связи со своей малой родиной Синицын не теряет. Будучи учителем московской школы №2017, он уже несколько лет возглавляет опытно-экспериментальную площадку Владимирской области по проблеме формирования инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности. Знакомство с Вячеславом Анатольевичем во многом определило педагогическую судьбу Елены Васильевны Чекмаревой, учителя начальных классов школы №3, победителя конкурса «Учитель года Владимирской области 2013 года».

По учебно-методическому комплексу Синицына «Мастерская выразительного чтения» она начала работать три года назад и сразу же поняла, как это интересно. Сотрудничество оказалось на редкость успешным и плодотворным — класс Елены Васильевны участвовал в экспериментальной программе и показал прекрасные результаты. Именно благодаря участию в эксперименте раскрылся еще один талант Чекмаревой — талант педагога-исследователя, не так часто встречающийся в учительской среде.

И на районном, и на областном конкурсе Елене Васильевне было чем удивить жюри и зрителей. На уроке «Из Повести временных лет», посвященном летописи и изобретению славянской азбуки, четвероклассники стали толкователями, почемучками и историками. Одни задавали вопросы, другие искали толкования незнакомых слов в словарях, третьи искали исторические сведения в учебниках и электронных ресурсах. Литературное чтение при этом тесно переплелось с историей. Исследуя текст летописи, рассуждая о Кирилле и Мефодии, ученики говорили о значении их подвига, о единстве славянских народов. Интересным было и методобъединение. На нем Елена Васильевна подробно и доходчиво представляла свой опыт. Оказалось, что за внешностью начинающего педагога (улыбчивая и жизнерадостная, Елена Васильевна выглядит очень молодо) скрывается очень серьезный соперник. Учительский стаж Чекмаревой — без малого 20 лет. И регалий множество.

«Откуда же такая легкость и лучезарность в облике?» — интересуюсь у Елены Васильевны, потому что обычно определяю учителей среди представителей других профессий по излишней серьезности и сосредоточенному выражению лица.

— Люблю свою профессию, и она отвечает мне взаимностью — в этом мое счастье, — говорит Елена Васильевна и добавляет: — Я вхожу в школу, как в родной дом. Надеюсь, так будет всегда. В общем-то, действительно, все просто и понятно. Когда любишь, да еще и взаимно, то, конечно, сияешь от счастья.

Но почему у многих учителей любовь не взаимная и счастливыми их назвать трудно?

— Знаете, мне кажется, быть педагогом — врожденная способность. Вот приходят два человека в школу. Оба горят, оба стараются, оба хорошо относятся к детям. Но у одного все получается легко, у другого все идет через трудности... Кто-то не может справиться, отчаивается и уходит, хотя искренне хотел работать в школе. Это какая-то загадка.

Сама Елена Васильевна о школе никогда всерьез не думала. Даже когда училась в педагогическом университете. С детства мечтала быть диктором. В старших классах узнала: чтобы стать диктором, нужно поступать на журфак МГУ. Побоялась. Семья жила в небольшом городке Костерево Владимирской области, мама и папа работали в сфере, далекой от образования, бабушка преподавала в Вязниковском профтехучилище. Остановились на Орехово-Зуевском областном педагогическом университете. Он раньше считался и сегодня считается уважаемым вузом с прекрасными традициями и сильным преподавательским составом. Сама Елена хотела поступать на филфак (книги она всегда любила), но мама посоветовала идти на факультет начальных классов: «Маленькие дети — как хорошо!» Послушалась маминого совета и ни разу потом не пожалела. Училась отлично, в ее группе все девушки были старательными и усидчивыми — 10 выпускниц, и она в том числе, получили красные дипломы. Дипломная работа была посвящена сказам Бажова. Почувствовать и полюбить красоту и выразительность русского слова Елене помогла Тамара Степановна Монина, преподаватель русского языка. Была и практика, и проходила ее Елена довольно успешно и в орехово-зуевской, и в петушинской школе №3, где работает сейчас, тем не менее Елена сомневалась, получится ли работать в школе...

Класса для выпускницы-краснодипломницы сразу не нашлось. Шел 1995 год, демографическая яма больше всего сказалась на учителях начальной школы. Зато ей сразу же поручили внеклассную работу (была такая должность — организатор), дали и часы — русский язык и литературу в 5-6-х классах, риторику, другие факультативы. К удивлению самой Елены Васильевны, у нее все получалось — дети ее слушались, и в школе она почувствовала себя комфортно.

— Большую роль в этом сыграли мои старшие коллеги и наставники, — рассказывает Елена Васильевна. — Вообще в школе особая атмосфера доброты, понимания и творчества. Ее чувствуют все: и ученики, и учителя.

Кстати, школа №3 одной из первых в районе удостоилась звания победителя Всероссийского конкурса лучших школ РФ. Среди ее педагогов 16 выпускников. Пять раз педагоги школы становились победителями конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 12 раз — лауреатами и победителями районного конкурса «Учитель года», два учителя удостоились звания лауреата и победителя регионального конкурса.

С победами понятно. Как правило, половина успеха лауреата принадлежит команде, его готовившей. Но вторая половина все же личная заслуга победителя, результат его опыта, личных качеств и обаяния.

Чтобы узнать Елену Васильевну с этой стороны, я поговорила с ее коллегами, учениками и их родителями. Основной разговор состоялся с выпускниками прошлого года — сегодняшними пятиклассниками. Приведу лишь некоторые из высказываний: «Елена Васильевна жизнерадостная. Очень красивая, умная. Ездила с нами в поездки. Организовывала театральные представления, нам это очень нравилось. Хотелось бы продолжить общаться с Еленой Васильевной и повыступать еще где-нибудь», — отметила Алина Людвикова. Дима Манин добавил: «Елена Васильевна очень добрая, отзывчивая. Когда на уроках было сложно, она помогала. Она очень чуткая. Когда мы хулиганили, она нас ругала. Но ругала с сердцем, лаской. А сейчас мы ходим к ее первоклассникам». А вот это уже признание первоклассника Андрея Чураева: «Елена Васильевна — она добрая, умная. На каждом уроке благодаря Елене Васильевне могут появиться чудеса».

Учитель реализуется в учениках. Своими главными достижениями Елена Васильевна считает победы учеников. И их много. Например, в международной эвристической олимпиаде младших школьников «Совенок» и международной интенсивной олимпиаде научного творчества «Прорыв», всероссийской дистанционной мультиолимпиаде-марафоне «Муравейник», общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика». Ежегодно ученики Чекмаревой побеждают на районных конкурсах чтецов.

Читаю сайт Чекмаревой, ее педагогическое кредо: «Способствовать интеллектуальному и нравственному развитию личности ребенка...». Легко сказать и написать, но как это осуществить на практике?

Елена Васильевна считает, что главный секрет ее успеха в уважении к ученику, в добром и внимательном к нему отношении. Даже гиперактивный, сложный и педагогически запущенный ребенок видит, как к нему относится учитель. Он не может не оценить доброго отношения к себе.

— Дети всегда отвечают педагогу взаимностью, — считает она. — Кто-то сразу, кто-то спустя время. Нужно научиться ждать, терпеть и не сдаваться. Доброта всегда побеждает. И еще очень важен личный пример. Всеми своими поступками и словами стараюсь сформировать у них твердое убеждение в том, что миром правят доброта, культура, общение, миролюбие, творчество, что человек должен уметь приносить миру пользу и не навредить себе.

Прошу Елену Васильевну дать советы начинающим педагогам.

— Я убедилась на своем опыте, что любое невзаимное воздействие неэффективно. Нельзя задавать слишком много и чересчур трудные задания, нужно стараться все сложное сделать на уроке. Еще посоветовала бы с интересом и уважением относиться к образу жизни современных детей. Он отличается от нашего, но не стоит с ходу его отвергать. Этим вы лишь оттолкнете детей от себя.

Еще, наверное, стоит сказать об участии в конкурсном движении. Для меня это лучшая форма повышения квалификации. Кстати, мой первый конкурс «Учитель года» был в 1997 году, всего на третий год моей работы в школе. И своего класса у меня еще не было. Первый класс у меня появился в 2001 году, с тех пор я сделала три выпуска. Но уже в 1997 году я овладела такими формами, как мастер-класс, методические разработки и презентация опыта. Участвуя в районном конкурсе в 2012 году, научилась создавать портфолио, через год создала личный сайт. Конечно, всему этому можно научиться и без конкурса, но конкурс стимулирует и мотивирует.

Безусловно, очень важна поддержка близких. Муж Елены Васильевны Алексей и ее дочь Марина — надежный тыл, который и позволяет ей развиваться и участвовать в различных конкурсах. Елена Васильевна всегда в прекрасной форме, что называется в тонусе. Ей помогают физкультура и спорт. Она всегда занималась лыжами, плаванием. И конечно же, увлекает этим детей и родителей своего класса.

Кстати, именно от них я узнала, что Елена Васильевна обладает еще одним талантом — она умеет находить в родителях единомышленников, увлекает их в общее дело так, что они помогают во всех классных мероприятиях самозабвенно и от души, а не по принуждению.

— В чем секрет? — снова интересуюсь я.

— Все очень просто, — отвечает моя собеседница. — Когда родители видят, что я стараюсь сделать для их детей все, что в моих силах, что я отношусь к ним с любовью, они сразу это ценят и готовы помогать.

— А как детская мечта стать диктором? Не жаль, что не осуществили ее?

— Почему не осуществила? Она реализуется в педагогической профессии, ведь речь педагога должна быть четкой и выразительной. Много раз я была ведущей различных районных праздников и конкурсов, в том числе и конкурсов «Учитель года». Недавно вела районный праздник «Вифлеемская звезда». Учу детей выразительно читать на уроках «Мастерской выразительного чтения», на уроках литературного чтения, когда ставим спектакли. Я довольна своим выбором.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 16 от 22 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.