На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Синицкий Е. М.
финал конкурса 2013 года

Рубин А. Я.
финал конкурса 2015 года

Лизунова Ю. В.
финал конкурса 2006 года

Манджиева  Б. В.
финал конкурса 2007 года

Лебедев С. В.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Золотые правила

И море, и Гомер — все движется любовью...

Анатолий Юрьевич КУЗНЕЦОВ, учитель русского языка и литературы из Комсомольска-на-Амуре, хотел вообще-то стать историком. Решение поступать на филологический факультет Педагогического института Комсомольска-на-Амуре пришло спонтанно — разговорился с председателем приемной комиссии — обаятельной дамой, признался, что пишет стихи, а она ему сразу же посоветовала поступать на филологический факультет. Надо сказать, что Анатолий ни разу не пожалел о своем выборе, учиться было интересно, особенно завораживала античная литература — Гомер, Еврипид и, конечно же, поэзия. Правда, изучение теории педагогики было не таким увлекательным.



В поисках истины


 — Читать учебник по педагогике было не то чтобы скучно, но воспринимать его тогда было зачастую просто невозможно, таким сухим, вялым и сложным языком он был написан,  — признается Анатолий Юрьевич. — Нам, красивым, двадцатидвухлетним, темперамент тогда мешал все это даже читать, не то что воспринимать. Я уже тогда задался вопросами, а можно ли при помощи определенного набора приемов сделать человека добрым, отзывчивым, честным, отважным, принципиальным, работящим? Пробудить интерес к чему-то? Заставить заниматься чем-то полезным? Такие вопросы я часто себе задаю, но ответы на них нахожу, как ни странно, не в учебниках, а чаще всего в художественных книгах, передачах, беседах с людьми, в собственном опыте. Истина эта открывается мне по капельке. Впрочем, до конца она, наверное, никогда и не раскроется, истину нужно искать всю жизнь.

Для себя Кузнецов нашел истину. Это любовь. Анатолий Юрьевич признался — он человек влюбчивый, романтичный. На конкурсе он был одним из самых галантных мужчин.

— И море, и Гомер  — все движется любовью, — цитирует Кузнецов Осипа Мандельштама. — И педагогика тоже движется любовью. Я понял: любить детей — это и есть педагогика, и это скорее искусство, чем наука. А главное, любовь — это титаническая духовная работа, в которой есть все — и радость, и боль, и горечь, и разочарования, взлеты и падения... Я просто люблю свою профессию. Люблю детей. У Иосифа Бродского есть замечательные строки: «Ни самый умный педагог, ни группа ангелов, ни Бог нас не научат жить...» Я, наверное, не учу детей, а скорее предлагаю им чему-то у меня поучиться, и иногда получается!..

Именно тогда, в студенческие годы, Анатолий Юрьевич увлекся театром. Кстати, опыт игры в народном театре помог Кузнецову найти подход к детям.

— Я видел и чувствовал, как создаются спектакли, — говорит Анатолий Юрьевич.  — Когда впервые входишь в класс, главное  — это поймать волну. Не нужно повышать голос на ребят, унижать их, если они чего-то не понимают. Лучше попробовать объяснить свою мысль еще раз, но уже с другой стороны. Дети — очень неглупый народ, надо всегда об этом помнить, и мало-помалу придет взаимопонимание. Иногда мы проводим с учениками в конце дня «разборы полетов», на которых обсуждаем все произошедшие в классе события, ищем виноватых в каких-либо проступках, и не только.

...Педагогическая судьба Анатолия Кузнецова складывалась непросто. После окончания института он работал учителем русского языка и литературы в нескольких школах города. На каком-то этапе возникло чувство разочарования, желание что-то изменить. Кузнецов решил попробовать себя на новом поприще, устроился в воспитательный отдел Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю. Эта работа помогла ему встретить свою вторую половинку — там он познакомился со своей женой, она была там медсестрой. Вскоре Анатолий Юрьевич понял, что страшно скучает по школе. Сегодня Кузнецов работает в старшей школе Комсомольска-на-Амуре — гимназии № 1.

— Наконец-то судьба преподнесла мне подарок, — улыбается Анатолий Юрьевич. — Я получаю огромное удовлетворение от общения с детьми, с коллегами, а главное — я чувствую, что, обучая, я учусь сам...



Мы вас любим


В своей работе Анатолий Кузнецов руководствуется золотым правилом нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

— Помню, как в бытность школьником нас «строили» учителя. Обиды, конечно, на них не осталось, но в те времена приходилось выслушивать много нелицеприятных вещей в свой адрес. Я уже тогда решил, что буду другим учителем. В детстве школа меня обожгла... Этот ожог, наверное, и сегодня не до конца зажил. Но как пригодился мне в жизни опыт звеньевого, барабанщика, горниста, комсорга! Воистину, в жизни все полезно в меру!  — вспоминает Анатолий Кузнецов. — Класс шумит, после перемены дети никак не могут успокоиться, и у меня не выходит докричаться до этих сорванцов. Достаю из шкафа трубу и, как в пионерском детстве, играю сигнал «Слушайте все!». И сразу тишина, и удивленные глаза ребят, и определенный психологический настрой, и душевный контакт!.. В каком учебнике это можно описать? Рано утром вхожу в пустой класс, раскладываю книги, тетради... На столе записки: «Мы вас любим...», «Вы самый добрый учитель...», и на доске примерно то же самое, только мелом... По Интернету все чаще и чаще от бывших учеников приходят сообщения: «Спасибо за ваши уроки...», «Мы вас помним и любим...», «Я стала филологом, как вы, преподаю в школе; спасибо, что помогли найти себя...»



Человек — это звучит гордо!


Излюбленная педагогическая технология Кузнецова — технология мастерских. Именно ее решил применить Анатолий Юрьевич на конкурсном уроке «Проблематика и особенности композиции рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

— К сожалению, все пошло совсем не по плану. Я проводил занятие по литературе в математическом классе у детей со слабой теоретической подготовкой, — говорит учитель. — На первых же минутах стало ясно, что добрая половина учеников не знакомы с рассказом Горького. Ребята молчат, на диалог не идут. Понимая, что провести урок по задуманной схеме уже не удастся, я отложил конспект и пошел другим путем. Первым делом необходимо было хоть как-то разрядить обстановку и подтолкнуть детей к разговору. Постепенно они расслабились, смогли проанализировать построение произведения, сориентироваться в его проблематике.

Примечательно, что Кузнецов был в своем самоанализе урока предельно самокритичен, при этом не оправдывался, а говорил по существу. Объяснил коллегам, какие цели перед собой ставил, честно сказал, что результата достиг лишь частично.

Как бы там ни было, Анатолию Юрьевичу удалось расшевелить класс. Ребята активно работали в группах, а в конце урока продемонстрировали свои проекты. Кузнецову удалось научить ребят определению композиционной структуры в связи с идейным содержанием произведения. Школьники не сразу, но почувствовали вкус к исследованию текста Горького. Примечательно, что Анатолий Юрьевич предложил на своем уроке установить связь между героями Горького и Солоухина. На уроке шла работа не только с текстом, но и с литературоведческими понятиями. В качестве домашнего задания Анатолий Юрьевич предложил ребятам написать небольшое сочинение на тему «Почему в финале рассказа «Старуха Изергиль» море шумело глухо и печально?».

— Конечно же, конкурс — это в первую очередь праздник общения, благодаря конкурсу у меня появились новые друзья, я побывал в Звездном городке и в монастыре Сергия Радонежского, мне даже удалось задать вопрос министру образования и науки Дмитрию Ливанову,  — улыбается Анатолий Юрьевич. — Конкурс — это и огромный шаг вперед в профессиональном смысле, я по-другому посмотрел на многие привычные вещи, многое узнал.



«Географ глобус пропил»


Анатолий Юрьевич — человек неравнодушный. Особенно его задевает то, что сегодня кинематограф изображает учителя в весьма неприглядном виде.

— Достаточно вспомнить сериалы «Физрук», «Школа», фильм «Географ глобус пропил». В современном кино учитель почему-то либо бандит, либо пьяница и дебошир. В то же время идет популяризация профессий, скажем, силовой сферы. Фильмы про полицию, армию подчеркивают доблесть, ум и мужество сотрудников этих структур. И это замечательно, но зачем же создавать такой негативный образ учительства? Я даже министра спросил, существует ли какая-то программа по поднятию престижа педагогов, а он весьма уклончиво ответил, что над разработкой таких мер обязательно подумают. Посмотрим, что из этого выйдет, — говорит учитель.

Обеспокоен Анатолий Юрьевич и тем, что современная школа не готовит детей к дальнейшей жизни:

— Ребята решают логарифмы, системы уравнений, но, приходя в ресторан, некоторые не знают, как правильно обращаться со столовыми приборами. Нормы этикета и культуры им ведь не преподают! Я также категорически убежден, что стране не нужно такое большое количество специалистов с высшим образованием. А потом каждый третий из них, получив корочку, не работает по специальности. Возьмем, к примеру, наш город. Его экономике требуются квалифицированные мастера, рабочие, которые умеют что-то делать собственными руками. А таких днем с огнем не сыщешь.

...Своим девизом Анатолий Кузнецов выбрал латинское изречение «Обучая, мы учимся сами». Он открыт новым знаниям, ребята могут с ним поговорить не только о новинках литературы, но, к примеру, о военной истории, которой он всерьез увлекается. Со студенческих лет осталась любовь к театру, авторской песне. И конечно, к стихам. Когда есть время и вдохновение, у Кузнецова рождаются все новые и новые строчки. Теперь он посвящает их своей новой любви — маленькой внучке...


Россия начинается с семьи


Россия начинается с семьи:

С родного дома — пристани

надежной,

Где от невзгод всегда укрыться

можно,

Где ждут тебя любимые твои.


Где окружен ты счастьем

и теплом,

И лаской, и заботой,

и вниманьем,

Прощеньем, откровеньем,

пониманьем

И пристальной сердечности

огнем!


Так крепкая невидимая связь

Соединяет время

и пространство -

В причудливом великом

постоянстве

Любовь людей в гармонии

слилась!


Заботы этажи соединяют

Людей Законом Веры и Любви!

В семье душа России пребывает!

Россия начинается с семьи!

Светлана Руденко, «Учительская газета», № 08 от 24 февраля 2015 года



Гущин Д. Д.