На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Чернова Н. В.
финал конкурса 2009 года

Филимонова Е. В.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


Золотые правила

И море, и Гомер — все движется любовью...

Анатолий Юрьевич КУЗНЕЦОВ, учитель русского языка и литературы из Комсомольска-на-Амуре, хотел вообще-то стать историком. Решение поступать на филологический факультет Педагогического института Комсомольска-на-Амуре пришло спонтанно — разговорился с председателем приемной комиссии — обаятельной дамой, признался, что пишет стихи, а она ему сразу же посоветовала поступать на филологический факультет. Надо сказать, что Анатолий ни разу не пожалел о своем выборе, учиться было интересно, особенно завораживала античная литература — Гомер, Еврипид и, конечно же, поэзия. Правда, изучение теории педагогики было не таким увлекательным.



В поисках истины


 — Читать учебник по педагогике было не то чтобы скучно, но воспринимать его тогда было зачастую просто невозможно, таким сухим, вялым и сложным языком он был написан,  — признается Анатолий Юрьевич. — Нам, красивым, двадцатидвухлетним, темперамент тогда мешал все это даже читать, не то что воспринимать. Я уже тогда задался вопросами, а можно ли при помощи определенного набора приемов сделать человека добрым, отзывчивым, честным, отважным, принципиальным, работящим? Пробудить интерес к чему-то? Заставить заниматься чем-то полезным? Такие вопросы я часто себе задаю, но ответы на них нахожу, как ни странно, не в учебниках, а чаще всего в художественных книгах, передачах, беседах с людьми, в собственном опыте. Истина эта открывается мне по капельке. Впрочем, до конца она, наверное, никогда и не раскроется, истину нужно искать всю жизнь.

Для себя Кузнецов нашел истину. Это любовь. Анатолий Юрьевич признался — он человек влюбчивый, романтичный. На конкурсе он был одним из самых галантных мужчин.

— И море, и Гомер  — все движется любовью, — цитирует Кузнецов Осипа Мандельштама. — И педагогика тоже движется любовью. Я понял: любить детей — это и есть педагогика, и это скорее искусство, чем наука. А главное, любовь — это титаническая духовная работа, в которой есть все — и радость, и боль, и горечь, и разочарования, взлеты и падения... Я просто люблю свою профессию. Люблю детей. У Иосифа Бродского есть замечательные строки: «Ни самый умный педагог, ни группа ангелов, ни Бог нас не научат жить...» Я, наверное, не учу детей, а скорее предлагаю им чему-то у меня поучиться, и иногда получается!..

Именно тогда, в студенческие годы, Анатолий Юрьевич увлекся театром. Кстати, опыт игры в народном театре помог Кузнецову найти подход к детям.

— Я видел и чувствовал, как создаются спектакли, — говорит Анатолий Юрьевич.  — Когда впервые входишь в класс, главное  — это поймать волну. Не нужно повышать голос на ребят, унижать их, если они чего-то не понимают. Лучше попробовать объяснить свою мысль еще раз, но уже с другой стороны. Дети — очень неглупый народ, надо всегда об этом помнить, и мало-помалу придет взаимопонимание. Иногда мы проводим с учениками в конце дня «разборы полетов», на которых обсуждаем все произошедшие в классе события, ищем виноватых в каких-либо проступках, и не только.

...Педагогическая судьба Анатолия Кузнецова складывалась непросто. После окончания института он работал учителем русского языка и литературы в нескольких школах города. На каком-то этапе возникло чувство разочарования, желание что-то изменить. Кузнецов решил попробовать себя на новом поприще, устроился в воспитательный отдел Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю. Эта работа помогла ему встретить свою вторую половинку — там он познакомился со своей женой, она была там медсестрой. Вскоре Анатолий Юрьевич понял, что страшно скучает по школе. Сегодня Кузнецов работает в старшей школе Комсомольска-на-Амуре — гимназии № 1.

— Наконец-то судьба преподнесла мне подарок, — улыбается Анатолий Юрьевич. — Я получаю огромное удовлетворение от общения с детьми, с коллегами, а главное — я чувствую, что, обучая, я учусь сам...



Мы вас любим


В своей работе Анатолий Кузнецов руководствуется золотым правилом нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

— Помню, как в бытность школьником нас «строили» учителя. Обиды, конечно, на них не осталось, но в те времена приходилось выслушивать много нелицеприятных вещей в свой адрес. Я уже тогда решил, что буду другим учителем. В детстве школа меня обожгла... Этот ожог, наверное, и сегодня не до конца зажил. Но как пригодился мне в жизни опыт звеньевого, барабанщика, горниста, комсорга! Воистину, в жизни все полезно в меру!  — вспоминает Анатолий Кузнецов. — Класс шумит, после перемены дети никак не могут успокоиться, и у меня не выходит докричаться до этих сорванцов. Достаю из шкафа трубу и, как в пионерском детстве, играю сигнал «Слушайте все!». И сразу тишина, и удивленные глаза ребят, и определенный психологический настрой, и душевный контакт!.. В каком учебнике это можно описать? Рано утром вхожу в пустой класс, раскладываю книги, тетради... На столе записки: «Мы вас любим...», «Вы самый добрый учитель...», и на доске примерно то же самое, только мелом... По Интернету все чаще и чаще от бывших учеников приходят сообщения: «Спасибо за ваши уроки...», «Мы вас помним и любим...», «Я стала филологом, как вы, преподаю в школе; спасибо, что помогли найти себя...»



Человек — это звучит гордо!


Излюбленная педагогическая технология Кузнецова — технология мастерских. Именно ее решил применить Анатолий Юрьевич на конкурсном уроке «Проблематика и особенности композиции рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

— К сожалению, все пошло совсем не по плану. Я проводил занятие по литературе в математическом классе у детей со слабой теоретической подготовкой, — говорит учитель. — На первых же минутах стало ясно, что добрая половина учеников не знакомы с рассказом Горького. Ребята молчат, на диалог не идут. Понимая, что провести урок по задуманной схеме уже не удастся, я отложил конспект и пошел другим путем. Первым делом необходимо было хоть как-то разрядить обстановку и подтолкнуть детей к разговору. Постепенно они расслабились, смогли проанализировать построение произведения, сориентироваться в его проблематике.

Примечательно, что Кузнецов был в своем самоанализе урока предельно самокритичен, при этом не оправдывался, а говорил по существу. Объяснил коллегам, какие цели перед собой ставил, честно сказал, что результата достиг лишь частично.

Как бы там ни было, Анатолию Юрьевичу удалось расшевелить класс. Ребята активно работали в группах, а в конце урока продемонстрировали свои проекты. Кузнецову удалось научить ребят определению композиционной структуры в связи с идейным содержанием произведения. Школьники не сразу, но почувствовали вкус к исследованию текста Горького. Примечательно, что Анатолий Юрьевич предложил на своем уроке установить связь между героями Горького и Солоухина. На уроке шла работа не только с текстом, но и с литературоведческими понятиями. В качестве домашнего задания Анатолий Юрьевич предложил ребятам написать небольшое сочинение на тему «Почему в финале рассказа «Старуха Изергиль» море шумело глухо и печально?».

— Конечно же, конкурс — это в первую очередь праздник общения, благодаря конкурсу у меня появились новые друзья, я побывал в Звездном городке и в монастыре Сергия Радонежского, мне даже удалось задать вопрос министру образования и науки Дмитрию Ливанову,  — улыбается Анатолий Юрьевич. — Конкурс — это и огромный шаг вперед в профессиональном смысле, я по-другому посмотрел на многие привычные вещи, многое узнал.



«Географ глобус пропил»


Анатолий Юрьевич — человек неравнодушный. Особенно его задевает то, что сегодня кинематограф изображает учителя в весьма неприглядном виде.

— Достаточно вспомнить сериалы «Физрук», «Школа», фильм «Географ глобус пропил». В современном кино учитель почему-то либо бандит, либо пьяница и дебошир. В то же время идет популяризация профессий, скажем, силовой сферы. Фильмы про полицию, армию подчеркивают доблесть, ум и мужество сотрудников этих структур. И это замечательно, но зачем же создавать такой негативный образ учительства? Я даже министра спросил, существует ли какая-то программа по поднятию престижа педагогов, а он весьма уклончиво ответил, что над разработкой таких мер обязательно подумают. Посмотрим, что из этого выйдет, — говорит учитель.

Обеспокоен Анатолий Юрьевич и тем, что современная школа не готовит детей к дальнейшей жизни:

— Ребята решают логарифмы, системы уравнений, но, приходя в ресторан, некоторые не знают, как правильно обращаться со столовыми приборами. Нормы этикета и культуры им ведь не преподают! Я также категорически убежден, что стране не нужно такое большое количество специалистов с высшим образованием. А потом каждый третий из них, получив корочку, не работает по специальности. Возьмем, к примеру, наш город. Его экономике требуются квалифицированные мастера, рабочие, которые умеют что-то делать собственными руками. А таких днем с огнем не сыщешь.

...Своим девизом Анатолий Кузнецов выбрал латинское изречение «Обучая, мы учимся сами». Он открыт новым знаниям, ребята могут с ним поговорить не только о новинках литературы, но, к примеру, о военной истории, которой он всерьез увлекается. Со студенческих лет осталась любовь к театру, авторской песне. И конечно, к стихам. Когда есть время и вдохновение, у Кузнецова рождаются все новые и новые строчки. Теперь он посвящает их своей новой любви — маленькой внучке...


Россия начинается с семьи


Россия начинается с семьи:

С родного дома — пристани

надежной,

Где от невзгод всегда укрыться

можно,

Где ждут тебя любимые твои.


Где окружен ты счастьем

и теплом,

И лаской, и заботой,

и вниманьем,

Прощеньем, откровеньем,

пониманьем

И пристальной сердечности

огнем!


Так крепкая невидимая связь

Соединяет время

и пространство -

В причудливом великом

постоянстве

Любовь людей в гармонии

слилась!


Заботы этажи соединяют

Людей Законом Веры и Любви!

В семье душа России пребывает!

Россия начинается с семьи!

Светлана Руденко, «Учительская газета», № 08 от 24 февраля 2015 года



Гущин Д. Д.