На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


От сказки до науки — лишь один шаг

Ирина Буторина помогает своим ученикам сделать его

Я познакомилась с Ириной БУТОРИНОЙ на конкурсе в Мытищах. В собранной, сосредоточенной и достаточно закрытой молодой женщине трудно было разглядеть романтическую натуру. Да и сама себя Ирина считает скорее практиком, прагматиком. Так же воспринимают ее большинство коллег. Об Ирине говорят как о человеке твердого характера и несгибаемой воли, никогда не отступающем от поставленных задач. Еще одной сильной стороной моей героини называют уверенное владение методикой: она строит уроки по четкому плану и добивается того, чтобы ученики, все до единого, понимали даже самый сложный материал.

Нужно отметить, стереотип восприятия существует в отношении многих женщин — учителей физики. Что поделать, предмет накладывает на человека определенный отпечаток. И только самые близкие знают, что на самом деле в глубине души Ирина осталась девочкой, которая умеет мечтать и верит в чудеса. Наверное, именно это помогает ей находить контакт с учениками, пробуждать в них интерес к науке и увлекать их физическими экспериментами.

Ее увлечение физикой тесно связано с желанием проникнуть в тайны мироздания, с детской мечтой организовать жизнь в гармонии с природой. Оказалось, что интересу к физике способствовала повесть Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Вот как написала Ирина об этом в своем эссе: «Яркий сон после прочтения знаменитой книги долго будоражил меня, и я точно знала, что интерес к окружающему миру — от свойств элементарных частиц до эволюции Вселенной — навсегда останется со мной».

Вопросов у Ирины было множество, и она не знала, как на них ответить. Но вскоре судьба свела ее с удивительным человеком. В 9-м классе физику в ее школе стал вести Игорь Васильевич Медведев. Талантливый и опытный учитель перевелся из другого учебного заведения и стал классным руководителем Ирины. «Мне очень повезло, — вспоминает Ирина сегодня. — Именно от своего учителя я узнала, как абстрактные на первый взгляд физические явления рождали новые направления развития науки и техники, давали толчок промышленности, как страсть к наблюдениям и исследованиям привела к тому, что принято называть научно-технической революцией. С группой одноклассников мы углублялись в теорию твердого тела, размышляли над разделом «Электродинамика», удивлялись, что квантовая механика определила облик техники конца XX века. Мы были настоящими единомышленниками, и перед нами вопрос выбора профессии не стоял».

Надо отметить, что по тем временам это уже было редкостью. Интерес к науке, ярко вспыхнувший в шестидесятых годах, в разгар перестройки (а именно на этот период пришлось становление Ирины и ее одноклассников) сменился другими, более прозаическими интересами. Большинство выпускников уже тогда хотели стать коммерсантами, финансистами и юристами. А Ирина, отличница и медалистка, имевшая право быть зачисленной без экзаменов, только по результатам собеседования, поступила на физический факультет Кировского педагогического института (сейчас это Вятский государственный гуманитарный университет) и ни разу о своем выборе не пожалела. В вузе ей было очень интересно. «Атомная физика, космические лучи, теория металлов, квантовая теория поля, астрофизика — эти области науки завораживали меня, расширяли границы моих знаний, — рассказывает Ирина. — Именно здесь, в институте, я убедилась в правоте слов Максима Горького: «Всегда — учиться, все — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Среди преподавателей, которые оказали на нее наибольшее влияние, Ирина называет Владимира Николаевича Багулина — он читал у студентов курс общей физики и очень часто обращался к примерам из жизни. Этот прием Ирина запомнила и успешно применяет на своих уроках. Он хорошо работает, особенно в гуманитарных классах гимназии, где большинство детей не собираются связывать свою жизнь с физикой.

Выпускной курс в вузе совпал с самым тяжелым временем в стране — зарплату почти нигде не платили, все продукты выдавались по талонам, даже бюджетникам было непросто. Поэтому большинство выпускников, и Ирина тоже, решили распределяться поближе к родителям, имея огород и кое-какие запасы, прожить вполне можно было. Ирина на последнем курсе была на практике в своей же школе, туда же ее и пригласили после выпуска на освободившееся незадолго до этого место.

Ирина родом из Уржума, небольшого старинного городка. Название, не сомневаюсь, знакомо каждому, кто рос и взрослел в советское время. Как можно забыть малую родину Сергея Мироновича Кирова (Кострикова) — верного ленинца и члена политбюро?

Кстати, его музей в Уржуме до сих пор существует и даже посещается, хотя это далеко не единственная достопримечательность. Даже не так: по количеству охраняемых архитектурных и природных памятников Уржум занимает первое место в Кировской области. Взять хоть природный заказник «Бушковский лес» и магическое озеро Шайтан с плавающими островами, вокруг которого сложено множество легенд. До настоящего времени оно остается недостаточно изученным, поэтому в Уржумский район приезжают не только любители приключений, но и группы исследователей.

Гордостью Уржума считается и гимназия, в которой с 2005 года работает Буторина (до этого семь лет она проработала в своей школе). Здесь царит особая атмосфера, педагоги больше века поддерживают в гимназии особый дух просвещения. Не случайно в свое время здесь был создан музей педагогической мысли. В экспозиции есть очень интересные экспонаты, например дореволюционные альбомы для выполнения эстетических заданий. Посетители музея могут увидеть работы гимназистов начала ХХ века и поразиться их качеству. А еще удивительно, что многие приборы в музее до сих пор в рабочем состоянии. Гимназический спортзал располагается в отдельном историческом здании, которому более ста лет, — это бывшая конюшня директора гимназии.

Но свою учительскую карьеру Буторина начинала не в гимназии, а, как я уже говорила, в родной школе. В первые месяцы, как у всех молодых педагогов, у Ирины были трудности. Не всегда получалось находить общий язык со старшеклассниками, которые были ненамного ее младше, иногда хромала и дисциплина. Бывало, что и настроение портилось, и руки опускались. В этот период молодому педагогу очень помогла Нина Борисовна Градобоева, опытный учитель математики и удивительно отзывчивый человек. Ее советы Ирина до сих пор считает весьма ценными. Благодаря коллеге Ирина изменила свой взгляд на профессиональные трудности. Теперь она воспринимает их конструктивно и с юмором.

Спрашиваю Ирину, был ли в ее профессиональной карьере кризис, когда хотелось все бросить и уйти из школы. Оказалось, что такое было. Но не в начальный период, как я предполагала, а в год, когда она перешла на работу в гимназию. Пришла далеко не новичком в профессии, но оказалось, что нужно с нуля зарабатывать авторитет у учеников и коллег. К этому Ирина оказалась неготовой, поэтому снова ей очень помогли советы более опытных учителей. В гимназии ее наставником и помощником стала завуч Валентина Ивановна Суконщикова, ей Ирина очень благодарна за советы, доброту и участие. Во многом благодаря Валентине Ивановне Буторина не только пережила кризис, не только не ушла из профессии, но и смогла добиться больших профессиональных успехов.

Постепенно, вооружившись знаниями, моя героиня стремилась расширить представления детей об окружающем мире. Ей хотелось, чтобы сложный предмет стал для всех интересным. Конечно, ученики Буториной учат все важные физические константы. В этом ей помогают проблемная технология и принцип цикличности. Изучение явлений в физике она выстраивает исходя из логики «факт — модель — следствия — эксперимент». Она показывает фокусы и задает детям интересные вопросы. Например, с какой скоростью падают капли дождя? Каково расстояние до Луны? Какую максимальную скорость может приобрести парашютист в затяжном прыжке? Какая энергия падает на Землю в виде космических лучей? Отвечая на вопросы вместе с учителем, ученики пошагово формируют физическое понятие: уточняют и углубляют его, выстраивают предметные и метапредметные связи. Выдвигая идеи, наиболее сильные ученики, которых Буторина делает своими помощниками на уроке, стараются ее подтвердить, а порой и опровергнуть, тем самым совершая экспериментальные открытия.

— Мне кажется, только так молодые люди научатся добросовестно и объективно думать, — говорит Ирина. — Мои ученики знают, что от идеи до достоверной истины — тяжелый и трудный путь. Он пролегает через сомнения и догадки, через провалы и взлеты. Исследование подобно восхождению на непокоренную вершину, с нее открываются новые горизонты.

Мне очень понравилось, что Ирина учит детей тому, что человек, овладевший знаниями, сможет принести обществу гораздо большую пользу и вместе с этим испытать чувство внутреннего удовлетворения. Не о заработке мечтают ее ученики, а об интересной работе, настоящей жизни, насыщенной открытиями. Разве это не ценность?

Кстати, о мотивации мы тоже говорили с Ириной. В свое время, будучи школьницей, она росла активисткой, была председателем совета дружины, отзывалась на многие общественные инициативы, в которых тогда не было недостатка. Все это, безусловно, формировало ее характер и личностные устремления. По ее мнению, этого не хватает сегодняшней школе. У детей много энергии, которую можно и нужно было бы направить в созидательное русло, тогда и мотивации к учебе станет больше. А сегодня они нередко не знают, зачем нужно учиться. Материальные ценности — обещание благополучной и безбедной жизни в будущем — увлекает небольшую часть детей, остальным нужны моральные стимулы: интересное дело, удовлетворение от конкретного результата, радость открытия. Конечно, учитель на своем уроке может что-то сделать в этом отношении, но гораздо эффективнее могла бы работать школьная система стимулов и мотиваций. Не заорганизованная и бюрократизированная, конечно, а максимально приближенная к жизни и возрастной психологии.

В заключение, чтобы портрет моей героини был более полным, добавлю, что она состоялась не только как учитель, но как женщина, жена и мать. У нее прекрасная семья, любящий муж, 11-летняя дочка радует успехами. У Буториных свой дом, в котором все сделано с любовью и большим вкусом. Возле дома сад, в котором растут фрукты и цветы, есть даже грядки с овощами и зеленью. Скоро у Ирины начнется горячая пора. Не только в саду, но и в гимназии. ЕГЭ по физике ежегодно выбирают все больше гимназистов. Но весенние хлопоты деятельному и организованному человеку только в радость. Пожелаем же Ирине новых побед на всех ее фронтах.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 15 от 14 апреля 2015 года



Гущин Д. Д.