На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Точно в цель

Ирина Ульянова старается научить детей жить без промаха

Если бы кто-то лет 20 назад предсказал Ирине ее судьбу, она бы не поверила. Да и кто бы из знающих ее близко мог поверить?

Жила-была в городе Сыктывкаре обычная, в общем-то, девочка. Училась в школе, любила играть со сверстниками и детишками помладше, огорчалась, когда первая учительница (она была очень строгой) отчитывала на уроке за малейшую оплошность, и мечтала стать воспитателем. Добрым, заботливым, внимательным. Таким, которого не боятся, а, наоборот, считают самым справедливым и понимающим.

В начальной школе Ира такого не встретила, настоящие педагоги появились в ее жизни чуть позже. Но лучше поздно, чем никогда. В среднем звене все учителя были хорошими, но больше всего Ире нравились уроки биологии Антонины Александровны Турьевой. Удивляло ее умение сохранять спокойствие, интересно преподносить даже сложный материал. Самым же удивительным было то, что ко всем ученикам Антонина Александровна обращалась на «вы». Уважительное отношение впечатляло каждого и каждому запоминалось на всю жизнь.

Необычно в жизни Иры было, пожалуй, одно: она увлекалась пулевой стрельбой, ходила в секцию, где ребят и девочек учили стрелять из пистолета. У Иры получалось. Рука была твердой, поэтому промахи были редкостью. Тренер возлагал на девочку большие надежды.

Но большой спорт не привлекал Ирину. Она чувствовала свое призвание почти так же, как музыкант с детства чувствует неодолимое притяжение инструмента. Уже к седьмому классу Ирина твердо решила, что станет учителем начальных классов. Почему не воспитателем? Сыграло роль то, что, еще учась в школе, Ира стала подрабатывать в детском саду нянечкой. Даже практику проходила не один месяц, как все девочки, а три. В садике работать нравилось, нравилось общение с детьми, милыми и непосредственными, но... Добрых и внимательных воспитателей там хватало без Иры. А в начальных классах заботливых наставников был явный недобор...

Это далеко не первый случай в моей журналистской практике: человек выбирает специальность не благодаря, а вопреки примеру. И становится первоклассным специалистом в избранной сфере, учитывая не свои, а чужие ошибки. Старается их исправлять, хотя сам не совершал.

Точно так было в жизни Ирины. Начав самостоятельно работать (а ей в ту пору было всего 19 лет), она точно знала, чего ни в коем случае не должна делать. Со временем сложились ее собственные педагогические принципы. Первый и самый главный — необходимо искать в детях хорошее. Вроде бы ничего нового в этом нет, но далеко не все педагоги этому принципу следуют. Второй, не менее важный и напрямую связанный с первым, — никогда не следует сравнивать детей друг с другом. Как говорится, у каждой звезды своя слава. Учитель должен разглядеть ее, стать другом и помощником ученика в развитии и совершенствовании его способностей и талантов. И последняя заповедь Ирины Анатольевны звучит так: «Учитель учит других до тех пор, пока учится сам». Вроде бы все это не ново и всем известно. Да. Но как мало учителей следует простым профессиональным правилам!

Ирина Анатольевна — одна из тех, кто реализует педагогические заповеди в своей деятельности. Начну с последней — учить, будучи самой в непрерывном процессе обучения. После 9-го класса Ирина поступила в педагогический колледж №1 в родном городе Сыктывкаре. Ей повезло, как и остальным сокурсницам. В колледже работали (работают и сейчас) очень сильные, знающие, опытные и требовательные педагоги. Особенно Ирине запомнились лекции и уроки выразительного чтения и детской литературы, которые вела Зинаида Михайловна Слободянюк, русского языка, литературы и мировой художественной культуры Людмилы Александровны Корепиной. Даже методика русского языка и каллиграфия, которым студенток обучала Алина Геннадьевна Срогович, были интересными и увлекательными. Главное же, чему учились студентки на занятиях этих уважаемых преподавателей, была педагогическая культура. Для многих выпускников общение с такими наставниками явилось школой хорошего тона, умения достойно держать себя, не бояться сложностей. Благодаря этому Ирина Анатольевна не побоялась впервые войти в класс, где ее ждали 32 первоклассника. А ведь ей было всего 19, она сама по большому счету являлась еще ребенком.

Первые самостоятельные уроки студенты педколледжа начали проводить еще на практике. «Все было, как у всех, — вспоминает Ирина Анатольевна с улыбкой. — К урокам готовились за неделю, не спали ночами, репетировали перед зеркалом, волновались. Самый первый урок я почему-то не помню, помню русский язык. Мне поставили «4» за то, что писала на доске не каллиграфическим почерком. Сейчас такое невозможно представить, к студентам относятся очень лояльно. Да и в начальной школе нельзя снижать отметку за почерк».

По окончании колледжа учеба не закончилась. Ирина пришла на работу в одну из самых сильных школ Сыктывкара — №36 с углубленным изучением отдельных предметов. Для небольшого города школа численностью в 1200 учащихся вариант нестандартный, можно сказать, исключительный. Ее построили 40 лет назад в новом, быстро растущем микрорайоне. За это время сложились традиции: каждый год именно в школе готовят праздник Масленицы для всех жителей микрорайона, обязательно для всех школьников начальных классов проводится «Зарничка». Очень популярны здесь трудовые десанты. Ну и, разумеется, 36-я школа — победитель ПНП «Образование», пилотная площадка по введению ФГОС, республиканский ресурсный центр. По многим показателям она является передовой. Такой же была тогда, когда в нее пришла молодая учительница начальных классов. Разумеется, нужно было соответствовать высокому уровню. Поэтому учеба продолжилась. Теперь Ирине Анатольевне приходилось перенимать опыт старших коллег.

Ирина Анатольевна говорит о них с большой благодарностью:

— В школу я пришла совсем девочкой, поэтому коллеги для меня явились опорой. Они учили меня буквально всему: как поддержать дисциплину, как работать с родителями. Больше всего я благодарна нашему завучу Нине Зиновьевне Старцевой. Очень мудрый, добрый, отзывчивый человек, именно она поддерживала и направляла меня. Даже сегодня, когда я проработала 20 лет, мне важно, что скажет Нина Зиновьевна. Важны ее одобрение и совет. Много хорошего сделала для меня и Татьяна Валентиновна Мартынова. Всегда выдержанная, умная, элегантная, она готова выслушать, поддержать. Я благодарна и своему бывшему директору Алле Григорьевне Курило, которая помогла мне поверить в свои силы, и сегодняшнему директору Ларисе Борисовне Кореневой. Она несравненный профессионал теории и методики педагогики, ее помощь в подготовке к конкурсам неоценима. Благодаря моему коллективу я заняла 2-е место на республиканском конкурсе «Учитель года».

Задолго до победы на конкурсе были и другие победы Ульяновой: 2-е место в республиканском конкурсе «Инноватика в образовании», победы в ПНП «Образование» – 2006, «Золотая тысяча России» – 2010. А еще раньше без отрыва от работы она получила высшее образование, окончив филфак университета, а затем училась в аспирантуре на кафедре педагогики и методики начального обучения в Вятском государственном гуманитарном университете. В 2011 году состоялась защита ее кандидатской диссертации, которая полностью базировалась на материалах ее собственных исследований. Практическая ценность работы у теоретиков не вызвала сомнений. Таким образом, процесс учебы и самосовершенствования не прекращался у Ульяновой никогда. Она и сегодня учится. У коллег, с которыми встречается на семинарах и мастер-классах, у лучших учителей из других регионов.

Не могла не спросить у Ирины Анатольевны, что она считает педагогической удачей, а что — поражением?

— Педагогическая удача — это когда ребенок, испытывающий трудности в обучении, понял материал урока; когда урок прошел, а дети говорят: «Уже все?» Это значит, что было интересно, значит, захватил процесс познания; когда «особенный» ребенок, испытывающий трудности с адаптацией, поведением, чувствует себя комфортно в классе, при общении со мной, в коллективе не ощущает себя изгоем. Поражение — это если я не смогла найти ключик к ребенку, понять его, не смогла помочь найти свою нишу всем детям в классе.

Я попросила мою собеседницу описать свой самый памятный, чем-то особо запомнившийся урок и услышала в ответ: «Вы не поверите, но я все свои уроки помню, в каждом есть что-то, что делает его памятным. Даже один и тот же урок, но с разными детьми проходит не так, как предыдущий».

Ирина Анатольевна ощущает себя совершенно счастливой и потому, что у нее прекрасная семья — любящие муж и сын Данил. Мама еще работает, папа хотя и на пенсии, но тоже еще бодр. Главное же, что ей никогда не хотелось уйти из школы. «Наоборот, с каждым годом я все больше влюбляюсь в свою профессию. На работу иду как на праздник — это про меня. Обожаю своих детей — всех: и тех, кого учу сейчас, и тех, кто уже давно выпустился из начальной школы и из школы вообще».

«Что вдохновляет?» — спросила я Ирину Анатольевну в конце разговора.

«Больше всего радуют и вдохновляют успехи моих учеников: победы на олимпиадах, конкурсах как муниципального, так и всероссийского уровня у одних и освоение трудной темы у других, у каждого своя победа, и масштаб здесь не имеет значения, этими победами я горжусь больше всего».

Вера Кострова, «Учительская газета», № 30 от 29 июля 2014 года



Гущин Д. Д.