На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Определение счастья

Жить в родном краю, растить детей и цветы — что может быть лучше?

В этом саду много красивых цветов, есть и выше человеческого роста. Деревянная ажурная беседка приглашает к вечернему чаю. Есть альпийские горки, на которых рядом с камнями прорастают цветы. Фонтанчик со ступеньками льющейся воды — настоящий мини-водопад. А вот гномик, как живой, притаился среди разноцветных бархатцев, разглядывает божью коровку, севшую ему на ладошку... Всю красоту в своем саду семья Веры НИКИФОРОВОЙ творит сама. Это хобби Веры Владимировны — садоводство. Второе хобби — разведение пчел на собственном приусадебном участке.

Если и не знать, кем работает Вера Никифорова, можно догадаться, что она учительница. На мой взгляд, именно таким и должен быть педагог, пожалуй, и до наших дней самый уважаемый человек на селе. Она человек спокойный, выдержанный. Обладает очень интеллигентной речью. Прежде чем что-то сказать, взвешивает каждое слово. Безусловно, для многих односельчан Вера Никифорова является настоящим образцом для подражания.

— Никто в нашей семье не был педагогом, но стать учителем — это моя мечта с самого раннего детства, — говорит Вера Владимировна. — Я родилась и выросла здесь, в поселке Бежаницы Псковской области. Здесь же окончила Бежаницкую среднюю школу. У меня были замечательные учителя, благодаря первой учительнице Клавдии Александровне Ушановой и преподавателю русского языка и литературы Людмиле Георгиевне Ермолаевой я, наверное, и выбрала свою профессию. Поступила в Псковский педагогический институт. И вернулась в свою родную школу в качестве учителя. Здесь и работаю уже более 20 лет.

Семья Веры Никифоровой живет в собственном доме в поселке Бежаницы. Муж, двое сыновей. Старший оканчивает питерский политехнический университет, младший еще пока в седьмом классе. Учительская профессия не привлекала ни одного, ни другого. Вера Никифорова остается по-прежнему единственным педагогом в семье.

Не секрет, что семьи женщин-учителей часто страдают от недостатка внимания. И это относится не только к детям педагогов, но и к их мужьям... Вере Никифоровой в этом отношении повезло: муж у нее участковый полицейский. «У него все так же, как у меня, — и день ненормированный, и домой звонят, и проблемы круглосуточно решаются, так что мы друг друга понимаем и стараемся поддерживать», — говорит Вера Владимировна.

Что такое содержание приусадебного участка и домашнего хозяйства на селе, объяснять, наверное, не нужно никому. Хлопот у сельских жителей побольше, чем у городских. Есть у Никифоровых и кое-какая домашняя живность, которая тоже требует внимания... Как же быть успешной хозяйкой, отличной мамой и женой и при этом учителем-суперпрофессионалом? «Секретов особых нет. В сутках 24 часа, которые можно использовать и для работы, и для семьи, дома, — улыбается Вера Никифорова. — Но, конечно, это очень трудно, потому что у нас, педагогов, такая специфика работы, что я не могу поставить точку в школе и вернуться домой, не думая о том, что меня ждет завтра. Работа, образно говоря, приходит домой. Поскольку у нас поселок небольшой, то мы все друг друга знаем, и родители, и дети, и учителя как одна большая семья...»

— Бывает, что ученики домой приходят? — спрашиваю Веру Владимировну.

— Нет, но мы, учителя, конечно, семьи учеников посещаем. Родители звонят мне домой. Часто в поселке встречаемся с ними — и в будни, и в выходные дни общаемся, говорим о проблемах. Причем вопросы возникают не только по учебе. Я классный руководитель 10-го класса. Не так давно прошел у моих подопечных переходный возраст, и родители часто обращались ко мне с вопросами, например, как быть, если дети не слушаются их, не хотят с ними разговаривать. Приходится давать советы. Не знаю, помогает ли это, но по крайней мере нужно выслушать людей, это тоже порой очень важно... В школе есть штатный психолог. Но классный руководитель, наверное, ближе, потому что мы ведь все вместе семь лет начиная с пятого класса. Ну а если возникает более серьезная необходимость, классные руководители советуют обратиться к школьному психологу, и тот с детьми или родителями дальше работает.

И опять особых секретов классного руководства, по словам Веры Никифоровой, у нее нет. Вместе отмечают традиционные праздники — 8 Марта, 23 Февраля, 9 Мая, поздравляют с днем рождения именинников. «Но за довольно большой период своей работы я пришла к выводу, что самая главная задача классного руководителя — просто... разговаривать с детьми, — говорит Вера Владимировна. — Находить время, чтобы с ними общаться, пытаться вникнуть в суть их проблем. Родители часто бывают очень заняты. Кто-то на заработки уезжает из села в город. А детям не хватает того, чтобы их слушали и слышали».

Подопечных между тем у Веры Никифоровой довольно много. В главной школе райцентра, где она работает, около 600 учеников, из них порядка 200 ребят приезжают на учебу из соседних деревень. Есть в школе и интернат для учеников из отдаленных деревень. Всех детей она очень любит. Невольно сравнивает с городскими. Большой разницы в материальном оснащении сельских и городских школ, в частности на Псковщине, считает педагог, сейчас нет. И в тех и в других по 20 с лишним человек в каждом классе, во всех кабинетах компьютеры и проекторы, очень много интерактивных досок, везде Интернет. А вот дети... В родном селе ребята душевнее, мягче и добрее, чем, например, в столичных школах, которые она посещала во время различных конкурсов, размышляет Вера Никифорова. И тут же добавляет: «Может, я не права... Но мне так кажется...»

В ее лексиконе вообще нет резких слов и обидных фраз. Она тут же задумывается над собственным заключением: «Везде бывают разные характеры и ученики разные... У нас есть очень умные ребята, а есть и шалопаи. Но... нет, свои мне отчего-то действительно ближе».

Чтобы посредством учебы правильно воспитать ребенка, лучше урока литературы ничего не придумаешь! Вот, например, «Тихий Дон» Шолохова. Это произведение тесно связано с нынешней трагедией в Украине. Ученики Веры Никифоровой хорошо знают о событиях в современной Украине из разных источников. Но, сетует педагог, в учебном расписании часы литературы сокращены настолько, что подробно поговорить о «Тихом Доне» нет времени. Ребята усваивают вслед за Верой Владимировной ее литературные интересы, в частности, привязанность к Достоевскому и Булгакову. Оказывается, большинство учеников старших классов Бежаницкой школы поклонники «Преступления и наказания» и «Мастера и Маргариты». Над моим каверзным вопросом: «Что вам больше нравится преподавать — русский язык или литературу?» Вера Владимировна всерьез задумывается.

— Вы мне задали очень сложный вопрос. На уроках русского языка мне кажется, что больше люблю преподавать этот предмет, на уроках литературы мне ближе литература. Мне кажется, что эти предметы очень близки и в то же время различны. Но точно тесно взаимосвязаны. Одного без другого не существует. С точки зрения процесса обучения мне проще преподавать русский язык. Потому что там все понятно, четко регламентировано, и ты как учитель видишь итог, к которому нужно детей привести. В литературе такого нет. Есть, конечно, определенные взгляды и мнения, но, мне кажется, каждый ребенок имеет право на свою точку зрения по разным вопросам. И поэтому бывает непросто преподавать литературу — уметь выслушать другого и в то же время не уйти и от традиционной точки зрения.

Да, вопрос о точках зрения сейчас в эпицентре борьбы за содержание учебника литературы. Каких только критериев не предлагают ученые и практики, например, соответствие православным канонам. И главный предмет спора — должен ли быть учебник единым? Вера Никифорова считает так: «Я не сторонница того, чтобы был только один определенный учебник по литературе. Из разных точек зрения должна складываться, как мозаика, общая картина. Но в то же время детей надо привести к общечеловеческим моральным ценностям. И кроме нравственных иных критериев быть не должно: ни политических, ни религиозных».

Написать свой учебник по русскому языку или литературе? На это мое оптимистическое предложение Вера Никифорова отвечает отрицательно, ведь тогда из-за нехватки времени пришлось бы на долгое время расстаться с преподаванием. «Хотя, — и опять из уст Веры Владимировны звучит интеллигентное «мне кажется», — самый хороший учебник составили бы именно учителя, работающие в школе! В существующих учебниках бывают такие задания и темы, с которыми очень сложно работать. Я еще не встречала ни одного учебника, который бы помогал при подготовке к ЕГЭ! Приходится из одного учебника добывать одну информацию, из другого — другую, черпать знания из Интернета...»

На финале Всероссийского конкурса «Учитель года» Вера Никифорова давала урок о... счастье:

— Я рассматривала слово «счастье» как единицу языка. Мне хотелось показать ребятам, что наш язык — это очень стройная, целостная система, где все взаимосвязано. Если убрать из нее какое-то звено, то цепь разрушится. Мне кажется, у наших детей нет представления о языке именно как о системе. Это, может быть, даже наша беда. И я представила наш язык как систему через слово «счастье».

Ну вот я и задала Вере Никифоровой все вопросы, которые задумала. В конце интервью я всегда спрашиваю учителей, что бы они сами хотели добавить к сказанному, вдруг упущена какая-то важная тема? «Хочу сказать, что, мне кажется, наша профессия самая лучшая! — задумчиво сказала Вера Владимировна. — Сложность в ней такова, что мы не сразу получаем отдачу. Но когда наши дети приходят потом на вечера встречи уже взрослыми состоявшимися людьми, приходят с хорошим настроением, с благодарностью, в эти минуты понимаешь, что в этом-то и есть итог учительского труда. Мое фото для публикации? Да, я что-нибудь для вас подберу. А можно дать семейные фотографии?»

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 25 от 24 июня 2014 года



Гущин Д. Д.