На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дачева М. И.
финал конкурса 2005 года

Граков А. С.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


Призвание — режиссер урока

Конкурс как пора открытий

Мы продолжаем представлять пятерку лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012» (см. начало в «УГ» №44, 46 за 2012 год). Я не видела открытых уроков Вадима Соломина, учителя математики санкт-петербургского физико-математического лицея №239, но не жалею об этом. Не жалею, поскольку те несколько минут, которые довелось провести сначала за дверью его кабинета, а потом и в самом кабинете, рассказали о многом. В частности, о том, что даже после прозвеневшего звонка дети не спешат покидать кабинет. О том, что, выходя с урока, смешно морщат и почесывают лбы в надежде решить только что обсуждавшиеся вопросы. О том, что, не смущаясь присутствия постороннего, то бишь моего присутствия, спрашивают, уточняют, предлагают варианты решения, толпясь у доски. Словом, те несколько минут дали мне понять, что ребята — честное слово! — просто не желают расставаться со своим учителем.

Я этим детям завидую. Не было в моей жизни математика, способного увлечь меня этой наукой. Причем наукой большой и творческой, полной фантазии. Во всяком случае так утверждает Вадим Николаевич. А он, не сомневаюсь, знает, что говорит, ведь за плечами два высших образования, да не каких-нибудь, а военмеховское (Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова) и большеуниверситетское (Санкт-Петербургский государственный университет).

Наверное, ему суждено было стать математиком, поскольку, еще будучи школьником, мечтал связать себя с профессиями, требующими математического склада ума. Например, собирался работать следователем прокуратуры. В старших классах даже изучал дактилоскопию и графологию.

Или хотел быть режиссером. При чем здесь математика, спросите вы. А при том! Например, как без нее выстроить в уме мизансцены, рассчитать время постановки, увидеть спектакль в перспективе и с высоты? В общем, и та и другая сферы деятельности только обогатились бы, поступи молодой человек в один из профильных вузов. Но для юриспруденции слабоват был его иностранный язык, а в режиссуру не пустили по причине юного возраста, и Вадим Соломин следом за друзьями стал студентом Военмеха. А окончил вуз, кстати сказать, по специальности «системы управления космическими аппаратами». Но жизнь такая штука, что сегодня ты инженер, а завтра — учитель. Так вышло и у Соломина. Поняв, что инженерная специальность хоть и творческая, но не его, молодой человек решил посвятить себя математике, но уже на математико-механическом факультете СПбГУ. И попутно начал работать в школе, даже не помышляя связывать себя надолго с педагогикой. К счастью, в этом случае он ошибся. Стал-таки педагогом. Да еще каким! Одним из пятерки конкурса «Учитель года России – 2012»!

Чем больше Соломин работал в школе, тем больше осознавал, что оказался на своем месте. Как признается Вадим Николаевич, педагогика показала, как можно сделать интересной математику, а математика дала возможность стать прекрасным предметником. К тому же учитель — очень творческая профессия, говорит Вадим Соломин, ведь необходимо так придумать, так провести урок, чтобы зажечь детей, добиться от них результатов. В свое время, когда он работал в обычной районной школе, задачку на творчество ему задали пятиклассники. Что делать с лесом их тянущихся рук, криками с места, хватанием за полы пиджака в надежде уговорить учителя спросить его сегодня, Соломин не знал. Пришлось на ходу придумывать игры, распределять по командам, раздавать жетончики за дисциплинированное поведение, за развернутый ответ и т. д.

— Это вам дети попались такие волшебные, но, согласитесь, не секрет, что математика — один из нелюбимых предметов у школьников...

— Безусловно, это наука, требующая определенного вложения сил, умственного напряжения. В любой науке важно уметь анализировать, но в математике эта способность является основополагающей. И конечно, многое зависит от учителя. Допускаю, что математика может казаться скучной, но если учитель человек творческий, то он может увлечь ею. И здесь, на мой взгляд, ценен труд человека, работающего в обычной школе с не мотивированными на математику детьми. Если ему удается заинтересовать ребят, выучить, скажем, десять двоечников на тройку, тогда это действительно настоящий мастер своего дела.

— Вы обучались техническим специальностям, а почему сделали свой выбор в пользу математики, а не физики?

— Физика мне всегда была симпатична, но я никогда не был с ней на «ты». Математика — наука договоренностей. Здесь и сейчас мы договариваемся, что это будет так и это будет всегда, а в физике все постигается опытным путем, там слишком много спорных моментов. И потом — то, что мы видим, в физике всегда хочется подчинить каким-то формулам, подогнать под какую-то гипотезу. А математика самодостаточна, она классифицирует и изучает всевозможные закономерности. Ее можно сравнить с каталогом, которым все пользуются.

Говорят, самые страстные поклонники поэзии и музыки — математики и физики. В случае с Вадимом Соломиным это истинное высказывание. Он стихи и мелодии не только любит, но и талантливо воспроизводит. Играет на гитаре и поет. На привалах, у костра, когда путешествует с ребятами. Путешествия — это, кстати сказать, особая тема для Вадима Николаевича. Еще с друзьями в студенчестве они так выбирали города, чтобы приехать утром, побыть весь день, а вечером уехать. Выбирали города и поезда, чтобы не ночевать в гостиницах, поскольку там для бедных студентов все равно не находилось места. Таким образом, объездили Украину и Центральную Россию. Сейчас с детьми такой номер, конечно, не пройдет, да и время другое. Сейчас Соломин ходит со своими ребятами в полноценные интересные походы. Почти всю Сибирь изучили, летом были в Бурятии, в долине вулканов. И главная мысль такого похода — открыть свою страну, увидеть ее не через жидкокристаллический прицел экрана телевизора, а воочию, познакомившись с ее жителями, получив от них приют, совет, помощь, рассказ, легенду.

— Думаю, узнавание Родины — это важный момент патриотического воспитания, — размышляет Вадим Николаевич. — Не полюбишь же ее с чьих-то слов и после чужих историй! И ценно то, что ребята видят: не вся Россия сосредоточена в больших городах. Есть у нас места, где живут прекрасные люди, где природа удивительна и неповторима.

К слову, в походах преодолеваются не только природные рубежи, но и психологические. Ребята, например, учатся строить отношения в команде. Походное братство — оно другое, не школьное. Здесь если заметил неладное, мимо пройти нельзя. Пройдешь сегодня — завтра некому будет тебя из беды выручать. Еще важно, что эта философия взаимовыручки распространяется потом на класс, учит ответственности за свои слова и поступки.

Вообще рубежами, что называется, жизнь полна. Вадим Николаевич, к примеру, считает, что каждые четыре года начинается новый жизненный виток. Потому что приходит новый класс, и для этого нового класса нужно всю предыдущую информацию пересмотреть и внести в нее существенные изменения и дополнения. Но эта корректировка Соломину в радость, потому что она не что иное, как стимул сделать что-то по-другому.

В этом смысле конкурс «Учитель года России» стал для него поводом посмотреть на себя со стороны, сделать важные открытия. Например, он понял, что благодаря учительской профессии смотришь на недостатки взрослых как... учитель. То есть видишь не измотанных и нервных сограждан, а детей. И сразу перестаешь раздражаться и не пытаешься исправить взрослого человека, а, наоборот, тебе понятна мотивация его действий и поступков, потому что в нем ты видишь ребенка. Поэтому стараешься помочь ему, создать такую обстановку, чтобы он не то чтобы исправился, но понял, что в чем-то не прав.

Еще одно открытие было на тему, что учитель должен все время в себе что-то открывать, иначе нет развития.

— А это получается?

— Открывая детей, открываешь и себя. Здесь мне удалось больше, а вот эта проблема еще не решена, но после обязательно решится. Ответить на вопросы не главное, главное — определить, куда ты пойдешь дальше. Если сделал правильный вывод, то соответственно идешь вверх, а если сомневаешься, то это необязательно путь вниз. Можно потом к этому вернуться. Главное — держать известную информацию в поле зрения.

Мне очень понравилось на конкурсе. На многие вещи открылись глаза. Понравились безукоризненная организация, атмосфера. Я увидел отличные уроки коллег. Другое дело, что не все я возьму и примерю, но сам факт, что можно и так, заставляет работать фантазию. Я понял, что уметь анализировать свой урок так же важно, как и его проводить. Почему сегодня получилось так, а не иначе, почему сегодня много говорил я, а не дети?

Большой плюс любого конкурса, на мой взгляд, в том, что он позволяет собрать все мысли в одно целое, дает возможность понять, что ядро, а что шелуха. Можно сказать, что конкурс — это хорошая диагностика: ты приезжаешь, думая, что важно то-то и то-то, но на самом деле оказывается, что это второстепенно.

Кроме того, ты едешь почерпнуть опыт, видишь мастер-класс, видишь, как народ творчески подходит к занятиям, и думаешь, как можно применить то, чтобы было, допустим, на мастер-классе у историка, на своем уроке математики. Также видишь ошибки, и это тоже положительный опыт, потому что ошибки эти и твои в том числе, хотя тебе кажется, что это чужие. В любом случае конкурс — это жизненная веха.

— Скучаете?

— Думаю, да. Конкурс роднит чрезвычайно. При расставании было ощущение потери, причем ты понимаешь, что не столько с человеком прощаешься, сколько с этим временем. Ведь с людьми все равно можно в будущем встретиться, можно переписываться всю жизнь, но вот этот красивый эпизод повторить вряд ли удастся. Хотя, конечно, приехал я с конкурса совершенно опустошенным физически.

Между прочим, можно считать, что одна мечта Вадима Соломина все-таки сбылась. Он все же стал режиссером. Урока. А ведь поставить урок — это задача зачастую потруднее, чем воплотить на реальной сцене чей-то литературный замысел. Потому что урок — это всегда импровизация, экспромт. Другим ему быть не дано, поскольку материал, из которого лепится урок, всегда подвижен и многообразен. Этот материал — дети. Только при условии, что учитель-режиссер правильно сформулирует сверхзадачу и нагрузит каждого соответствующей ролью, его спектакль-урок состоится, заблещет, заискрится, заиграет. Именно по спектаклю мы судим о профессионализме режиссера. А по уроку судим о таланте учителя. Если после урока детям не надоедает общаться с учителем, значит, его постановка нашла отклик в сердцах своего зрителя и ей обеспечена долгая и благодарная память.

Наверное, поэтому за те несколько минут после звонка на перемену у кабинета Вадима Соломина, о которых говорилось в начале очерка, мне были слышны отсроченные, но от этого не менее громкие и длительные, аплодисменты учеников — мастеру.

НаНаталья Алексютина, «Учительская газета», № 47 от 20 ноября 2012 года



Гущин Д. Д.