На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Музыка формул

Звучит в душе и в кабинете Натальи Елескиной

Наталья Николаевна ЕЛЕСКИНА собиралась стать преподавателем музыки. Вместо этого учит ребят алгебре и геометрии в школе, которую когда-то окончила сама, — в лицее №1 родного города Киселевска. «Виновата» в этом учительница математики Нина Николаевна Молоковская, которая когда-то преподавала юной Наталье. — Глядя на нее, я все больше и больше хотела быть педагогом, — рассказывает Наталья Николаевна. — Ее уроки были захватывающими! И сейчас, когда Нины Николаевны нет, я их помню. Мне кажется, подсознательно пытаюсь сделать свои уроки такими же — энергичными, интересными, с жизненными примерами. Формулы должны звучать, как музыка!

Наталья Николаевна ничуть не жалеет, что не пошла по музыкальной стезе. Математику она любит искренне, хотя не удивляется, когда я называю ее скучным предметом.

— Все зависит от педагога, — считает Елескина. — Как-то читала, что существуют три категории учителей. У одних можно чему-нибудь научиться. У других научиться нельзя ничему. А у третьих не научиться просто невозможно. Они не столько знакомят детей со своим предметом, сколько постоянно подталкивают их к самостоятельным открытиям. Именно эти учителя вырабатывают у своих воспитанников умение рассуждать, решать задачи и творчески мыслить. Как хочется верить, что мои ребята смогут принять верное решение не только в рамках учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, ведь от выпускника школы требуются мобильность, креативность, самореализация. Всегда быть вместе с детьми, вместе творить и обретать — моя философия сотрудничества, основанная на неравнодушии и любви, любви к детям, к профессии.

Наталья Елескина убеждена, что овладение практически любой профессией требует математических знаний. И преподает, помня, что, выйдя из школы, дети столкнутся с гораздо более сложными задачами, чем «из пункта А в пункт Б...». Как-то в восьмом классе ребята решали сложную задачу. Нужно было поддержать их, научить не сдаваться перед препятствиями. И она рассказала о леммингах. Есть такие мелкие грызуны, которые живут на севере, где есть-то нечего, а они находят и грызут себе помаленьку. Но однажды срываются с насиженных мест и устремляются в одном направлении — срабатывает какой-то рефлекс. Бегут стаей — одни впереди, остальные за ними. И нельзя изменить направление. Если вдруг кто-то свернет или замешкается, его просто растопчет толпа. Потому лемминги никогда не бегут против течения. Это привилегия человека. И помнит человечество именно тех, кто двигался против течения, увлекая за собой других. «Решение задачи, — объясняла Наталья Николаевна своим ученикам, — это особый дар, которым наделен человек. Способность к преодолению препятствий, к нахождению обходного маневра там, где не видно прямого пути, возвышает талантливых людей над другими». И ее восьмиклассники, захотевшие стать талантливыми, справились с трудной задачей.

Не случайно Наталья Николаевна рассказала про бег. Она и сама не может стоять на месте: живет в удивительно стремительном ритме. Свой первый урок 13 лет назад чуть было не сорвала из-за темпа, который оказался непосильным неподготовленным детям. Рассказывала, показывала, решала, спрашивала и вдруг в секундной паузе услышала робкий голос девочки с первой парты: «А можно помедленнее?» Поняла, что забыла главное — слышать и слушать детей. У нее и сейчас на уроках ребята делают столько, сколько другие не успевают и за три. Но... не сразу, постепенно втягиваются в процесс, догоняя мысль учительницы. Особенно она радуется, когда опережают:

— Я никогда не навязываю ученикам никакого мнения, даже если это мнение авторитетного математика. Нужно дать детям право на собственное мнение, даже если оно неверное. Обычно ребенок сам понимает, что он не прав, и отказывается от определенной точки зрения. К тому же я только приветствую тот факт, когда дети находят альтернативные решения некоторых задач или доказательства каких-то теорем.

За последние три года на курсах повышения квалификации Наталья Николаевна изучила педагогику профильного обучения, узнала, как формировать информационное пространство образовательного учреждения, сейчас получает второе высшее образование «менеджер» в социальной сфере. Не то чтобы собирается в ближайшее время стать директором, но ей интересно и хочется объять необъятное. По ее убеждению, это вполне возможно!

— А как быть учителем и не учиться? — удивляется Наталья Елескина.

Технологии математического моделирования и проблемно-задачную, которые использует на уроках, освоила сама. Начиная работать в лицее четыре года назад, озаботилась результатами ЕГЭ. К сожалению, они демонстрировали, что 23-27 процентов выпускников имеют только фрагментарные знания математики, а 40-45 — большие пробелы в усвоении курса. Причем, как ни странно, самые низкие результаты школьники показывают при решении практических задач, приближенных к реальной жизни. А ведь это, по мнению Натальи Николаевны, самое нужное умение. Сейчас происходит интенсивная «математизация» практически всех областей науки и техники, и даже если длинные формулы не пригодятся детям на профессиональном пути, они непременно научат их думать, искать и находить решение. ФГОС, кстати, тоже требуют, чтобы ученик мог использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения прикладных задач... При этом содержание школьного курса математики требованиям сегодняшнего дня не отвечает. Елескина собрала собственный банк прикладных задач, которых просто нет в учебниках. Они разные по уровням сложности и профилям: химические, физические, географические и даже филологические... Учителю математики, как считает Наталья Николаевна, просто необходимо быть «немного химиком и немного физиком, немного географом и немного биологом...», иначе не научишь детей решать прикладные задачи. Значит, нужно уметь понимать суть построения математических моделей процессов реальной действительности, а для этого необходимо знать содержание и методику преподавания всех предметов в школьном курсе!

— На уроках математики ребята настолько привыкают к решению абстрактных математических заданий, что появление прикладных задач по физике, химии и экономике ставит их в сложное положение. Увидев в тренировочных тестах ЕГЭ задачу «про операционную прибыль предприятия», они спешат отодвинуть ее подальше, убеждая себя, что никогда не решат, нечего и браться. Как же они бывают удивлены, когда понимают, что успех решения экономической задачи полностью зависит от глубины математических знаний! Стараюсь убедить учеников в том, что математические объекты не столь абстрактны, как они привыкли считать. Ведь за точкой, прямой, уравнением или функцией может скрываться конкретный объект или процесс, а свойства тех и других тесно связаны между собой. В школе обучение в значительной степени строится по формуле: усвоение = понимание + запоминание. Но если мы хотим действительно развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой: овладение = усвоение + применение знаний на практике. Прикладные задачи превращают обучение в творческий процесс, а моделирование позволяет организовать учебную деятельность на более сознательном и продуктивном уровне.

Сама все время в поиске, Наталья Николаевна учит искать детей. Уроки ее не похожи друг на друга: это и защита идей, и круглые столы, и семинары, и дискуссии, и тренинги, и вычислительные практикумы. Научно-исследовательские работы ребят посвящены темам, действительно их волнующим: они находят золотые пропорции в своих мобильных телефонах, измеряют расстояние между городами Кемеровской области. Причем исследованиями у Натальи Николаевны занимаются все! Лучшие результаты получаются в старших классах, но подготовка начинается уже в 5-6-х. Свои проекты ребята творят в виде сказок, игр, кроссвордов, журналов. Неудивительно, что ученики Елескиной успешно участвуют в лицейских, городских, региональных и всероссийских конференциях «Национальное достояние России», «Первые шаги в науке», хотя планка, которую она ставит перед ребятами, все же ниже той, что она ставит перед собой. Большая нагрузка в школе — три параллели, классное руководство, дача, аэробика три раза в неделю... А главное — трое детей. И в этом, по ее мнению, секрет ее легкости в отношениях с детьми. Даже открытый урок в московской школе, который входил в конкурсную программу, считает легким испытание, потому что к каждому ребенку относится, как к собственному:

— Воспитывая своих детей, лучше понимаешь и учеников в классе, их характер, привычки, особенности поведения. Моя старшая дочь окончила восьмой класс, я ее классный руководитель, и мне легко удается наладить контакт с подростками, ведь я знаю, чем они живут, чем они дышат. Ульяна губернаторская стипендиатка, занимается в театре моды «Трафальгар», победительница конкурса чтецов. Младшим, двойняшкам, сейчас по 8. Дочка делает успехи в музыкальной школе, сын увлекается плаванием и тайским боксом. По-моему, вряд ли можно достичь успеха в воспитании целого класса, пока не достигнут успех в воспитании собственных детей.

На конкурс «Учитель года» Наталья Николаевна пошла не ради того, чтобы доказать что-то себе — это она делает ежечасно, ежеминутно. Главное признание, по ее мнению, — это когда выпускники говорят учителю спасибо. А они говорят: из всех ее трех выпусков большинство ребят выбрали в вузах специальности, где необходим любимый предмет — математика. На областном этапе конкурсе Елескина защищала честь лицея — моральную и... материальную: в Кемеровской области образовательное учреждение, где трудится победитель, получает сертификат на сумму 1 миллион рублей. Елескина получила от губернатора Кузбасса Амана Тулеева памятный золотой знак с бриллиантовой вставкой, кубок победителя и ключи от автомобиля «Chevrolet Lacetti». И что не менее важно — вошла в областной клуб «Учитель года», созданный при Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Клуб в Кузбассе не просто общение, а реальная сила, работающая на повышение статуса педагога, добивающаяся социальных гарантий, привлекающая в отрасль молодежь. На российском конкурсе Наталья Елескина, правда, не победила. Но не расстроилась:

— Самое важное — я ощутила мощную поддержку коллег, родителей, моих учеников, трех самых любимых мною детишек. Да что там — всего Кузбасса!

А музыка, которой она хотела служить в детстве, все-таки звучит — и в душе Натальи Николаевны, и в ее кабинете: по вечерам старшеклассники разучивают движения вальса, готовясь к выпускному. Она смотрит на своих повзрослевших учеников и думает:

— Не всем дается математика. Начитанный Антон любит историю, красавица Настя увлечена современной поэзией. Добросовестная Лиза мечтает поступить в университет культуры, а балагур Никита — стать дизайнером. Наверное, они правы — на свете столько интересного! Но я все равно пытаюсь следовать совету, который дал выдающийся математик и педагог Джон Пойя: «Учитель обязан хорошо знать то, чему он собирается учить. Он должен стараться, чтобы они лучше овладели предметом, лучше научились рассуждать, его задача — стимулировать и поощрять творческое мышление...»

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 24 от 11 июня 2013 года



Гущин Д. Д.