На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Носачева Н. В.
финал конкурса 2005 года

Бурцева  Е. Б.
финал конкурса 2007 года

Джукаева С. М.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


Вторая попытка

Делай что нравится и будь счастливой!

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - гласит народная мудрость. Но в отношении учителей года она справедлива лишь отчасти. Многие из тех, кто принял участие в конкурсе однажды, затем участвуют в нем дважды, а то и трижды. И тут нет абсолютно ничего предосудительного, наоборот, это как раз очень закономерно, считает учитель истории, обществознания и экономики кадетской школы №1 имени Ф.Ф.Ушакова Ирина ДЕРБИНА из Хабаровска.

Случайных людей на конкурсе нет. По мнению Ирины Сергеевны, те, кто решил выставить свою кандидатуру, обладают качествами, свойственными всем учителям года, - стремлением к росту, умением и желанием донести свои идеи до других людей, а также способностью привлекать к себе внимание (вовсе не обязательно внешностью, главное - делами и задатками). В противном случае ты просто сам не захочешь этого, а если и захочешь, то тут уж одно из двух: тебя непременно должны либо поддержать, либо осадить. В первом случае человеку помогают, и это вселяет в него уверенность, во втором - ставят палки в колеса, но это придает ему заряд здоровой злости и желание доказать (не только другим, но прежде всего самому себе), что он чего-либо стоит.

Но Ирине повезло. Директор школы Григорий Борщаговский сумел рассмотреть в ней перспективного педагога и уже на третьем году работы настойчиво предложил поучаствовать в краевом конкурсе «Учитель года». Наверное, в этом можно увидеть и его собственные интересы руководителя (кстати, отставного офицера Тихоокеанского флота), который обязан постоянно заставлять своих сотрудников шевелиться, «драить палубу», чтобы они были в тонусе. Однако даже если и рассматривать это как «волшебный пинок», то ведь, согласитесь, «пинают» далеко не каждого.

- Тогда я была, конечно, слишком молодой, неопытной и амбициозной, - вспоминает Ирина Дербина. - Здесь, в Хабаровске, умудрилась дойти до финала, но занятое 10-е место расценила как поражение. Жутко расстроилась, обиделась и зареклась когда-либо еще принимать участие в подобных мероприятиях.

Как она потом рассудила, на конкурс приходят люди трех возрастных групп, трех степеней мудрости. Одна - молодые-зеленые, бесстрашные, они не понимают, что многого не знают и не умеют, но рвутся в бой, и у них нередко все получается. Вторые - стреляные воробьи, у которых знания, умения и возможности совмещены в оптимальных пропорциях. Третьи же, как правило, уже многого достигли, но все равно участвуют по принципу «есть еще порох в пороховницах!».

С годами приходит не только опыт, но и уверенность в себе. В совокупности с глубоко запрятанным стремлением взять реванш все это помогло Ирине Сергеевне достичь успеха во многих начинаниях. Так, спустя 6 лет она стала победителем нацпроекта «Образование», благодаря сотрудничеству с программой Civitas она побывала во всех уголках Хабаровского края и на Камчатке. Под ее руководством команда школы заняла первое место во Всероссийской акции «Я - гражданин России». Возникло спокойное и трезвое осознание собственной силы, ведь теперь, когда она знала конкурс изнутри, когда побывала во многих школах и видела уроки своих коллег, она четко понимала, что и как нужно делать для достижения успеха. Ну и, разумеется, сработало то самое желание вновь ощутить себя в гуще событий, почувствовать энергию здорового соперничества, донести свои наработки до педагогического сообщества.

...Приобретенная за эти годы мудрость помогла спокойно принять тот факт, что она все-таки не первая. В тот год победила учитель русского языка и литературы гимназии №1 Ольга Рафальчук, которая и поехала представлять край на всероссийском финале. Однако особенность Хабаровска в том, что конкурс здесь проходит не так, как в других регионах, - раз в два года. Но поскольку «на Россию» делегатов все равно отправляют регулярно, Ольга поехала «в свой» год, а Ирина - на следующий. Награда все-таки нашла героя! Причем дважды, потому что в 2011 году Дербина во второй раз стала победителем ПНПО.

- Теперь я отношусь к этому философски, - говорит Ирина Сергеевна. - Ведь представлять такой огромный край - это большая честь для меня, а быть в числе таких же делегатов от других регионов само по себе награда. Не думаю, что там было бы разумно вести себя по отношению друг к другу как к соперникам и уж тем более смотреть на коллег сверху вниз или снизу вверх. Хотя, к сожалению, были и такие, которые ехали в Липецк только за победой и, получив минимум баллов на первом испытании, жестоко страдали, так и не найдя в себе силы с этим смириться. Наверное, на конкурс нельзя выходить с такими настроениями. И вообще, мне кажется, учителя не имеют права держать в себе обиду на кого-либо или что-либо, они не должны видеть мир в мрачном свете, это непрофессионально!

Действительно, именно позитивное восприятие мира и профессии Ирина Дербина впитала, как говорится, с молоком матери. Ведь родилась и росла она в педагогической династии: бабушка преподавала в техникуме, родители до сих пор работают в школе. Оттого в семье разговоры были в основном только о школе, предметах, детях. Но надо отдать должное, взрослые отнюдь не стремились приносить домой свои проблемы, наоборот, они делились друг с другом удачами, достижениями, спрашивали совета, подсказывали решения, все вместе участвовали в школьных праздниках. Ира вместе с другими детьми ездила на экскурсии, помогала готовить школьные мероприятия, читала стихи, водила хороводы. И игры у нее тоже были чисто педагогические - в школу. Неудивительно, что с выбором профессии у нее никогда вопрос не стоял. Единственный момент - мама отсоветовала быть филологом, уж больно много тетрадок проверять! Поэтому, как чистый гуманитарий, Ира выбрала историю.

- Конечно, папа и мама не всегда могли меня брать с собой, - говорит она. - А будучи хорошими педагогами, они очень много времени проводили в школе. И во мне, как и во многих учительских детях, присутствовала какое-то время обида на них. Но, став взрослее, я поняла, что это просто надо понять и принять. К тому же самоотверженный труд педагога приносит щедрые плоды: к моей маме, например, до сих пор заходят в гости ее бывшие ученики еще с самого первого выпуска. Они все уже такие почтенные и состоявшиеся граждане, а все равно спрашивают у мамы совета! Поэтому я и сыну своему, и ученикам всегда повторяю: чем бы вы ни занимались, что бы ни делали, главное, чтобы это приносило вам радость, чтобы вы любили свое дело искренне, а не по долгу службы! Тогда вас будут уважать, на вас станут равняться другие. А вот когда нет любви, ее стараются компенсировать деньгами...

Ирина Сергеевна убеждена: заработок - это, конечно, немаловажно, но для женщины он все-таки не должен стоять на первом месте (при условии, разумеется, что в семье есть мужчина). И если ей удастся правильно выстроить жизненные приоритеты, она будет довольна как своей профессиональной деятельностью, так и личной жизнью. И зарплатой, само собой. Тем более что утверждение, будто учитель изначально лишен возможности зарабатывать достойно, ошибочно. Не только в Москве, но и в других регионах человек всегда имеет то, что заслуживает, главное - делать свое дело на совесть, уметь ставить цели и достигать их.

Например, первая победа в ПНПО позволила Ирине Дербиной взять ипотеку и приобрести квартиру. Вторая победа помогла организовать полноценный отдых для всей семьи, а заодно и задуматься о расширении жилплощади. Да и любая полезная инициатива, будь то участие в конкурсе «Учитель года» или акции «Я - гражданин России», всегда будет положительно оценена начальством и вознаграждена, в том числе материально. Благо что конкурсов сейчас предостаточно самых разных, и проводят их не только госструктуры, но и очень солидные компании - Intel, Microsoft, Siemens, Polymedia и т. д. Надо просто не бояться и принимать в них участие!

- В то самое время, пока мы соревновались в Липецке, у нас в городе проходила международная конференция «Счастливый учитель: новая профессиональная компетенция», - вспоминает Ирина Сергеевна. - Я потом общалась с участниками и услышала много любопытных фактов. Например, там говорили о том, что профессию учителя считают неуспешной не столько окружающие, сколько сами же педагоги. Иными словами, мы сами создаем себе образ учителя-мученика, учителя-неудачника, человека, которого все унижают. Но если мы сами себя не любим, то кто и за что станет нас любить? В разговоре со старшеклассниками я как-то высказала сожаление, что мы для них не являемся авторитетом. На что они мне ответили: «А кто вам сказал, что мы так думаем? Мы берем пример с того, кто нам нравится, учимся у того, у кого можно чему-то научиться, и для нас очень важно иметь рядом человека, к которому всегда можно обратиться за помощью!» То есть дети все-таки оценивают нас трезво, а вот нам почему-то кажется, что мы никому не нужны, дети нас не любят и не ценят. А ведь общество относится к нам так, как мы того заслуживаем своим трудом и своим отношением к людям!

Заслужить уважение к себе можно лишь при условии, что мы перестанем обманывать и обманываться. Но вот с этим, считает Дербина, у нас в стране серьезные проблемы, причем на всех уровнях. Казалось бы, кто лучше всех остальных в системе образования знает, что на самом деле происходит в российской школе? Конечно же, учитель и директор. Но тогда на каком же этапе эта реальность искажается и почему в конечном счете у наших высоких руководителей складывается весьма странное представление о том, как живут наши учителя? Очень хочется во всем обвинить чиновников: мол, это они там, наверху, все выворачивают наизнанку. Но... разве нет здесь нашей вины? Разве не мы сами пишем липовые отчеты, планируем не то, что собираемся делать, ставим незаслуженные отметки, говорим не то, что думаем, а то, что надо? Да, с одной стороны, нас поставили в такие условия, вынуждая врать, ведь о том, насколько успешно работает учреждение, чиновники судят на основе показателей, отчетов, участия. И чем красивее все будет на бумаге, тем веселее будут наши руководители. Почему же никого не интересует, что происходит на самом деле? А главное - почему нас устраивает эта ложь?

- Государство ведь не может нормально существовать в условиях, когда все друг друга обманывают, - убеждена Ирина Сергеевна. - Поэтому нужно идти на откровенный диалог, искать пути решения проблем. Главное - понять мотивы и стремления других. Поэтому я уже несколько лет веду для старшеклассников элективный курс «Азбука власти», объясняю ребятам, как устроена власть, как она работает. Ведь многие претензии к нашим руководителям бывают необоснованными, поскольку определенные проблемы решаются на определенном уровне, нужно просто знать, кто и за что отвечает. В том числе понимать, за что отвечает каждый из нас - учитель, директор, ученик, родитель. Поэтому если меня ставят в ситуацию, когда я вынуждена либо качественно учить, либо составлять очень полные и красивые отчеты, я демонстративно выбираю что-то одно, предупреждая, что нельзя одновременно качественно делать оба дела. Но, как правило, всегда выбираю именно преподавание, потому что никакое бумаготворчество по важности не может сравниться с ним. Ведь если мы будем четко и скрупулезно выполнять все инструкции, некогда будет работать, все остановится.

...Как и всем победителям конкурса «Учитель года», ей не раз предлагали заняться управленческой деятельностью. Опытные и амбициозные, полные энергии и сил профессионалы - идеальные директора школ. Но это только с точки зрения чиновников. Потому что у самих педагогов на это своя точка зрения: кому дано руководить, пусть руководит, но у кого сердце не лежит к этому роду деятельности, пусть уж лучше остается на прежнем месте.

Ирина Сергеевна не собирается делать то, что ей не по душе, занимая место руководителя. И тут нет никакого лукавства, в этом она абсолютно последовательна. Благо что вокруг хватает примеров разочарованных коллег, которые были прекрасными учителями, но теперь, став директорами или заместителями директоров, зарылись в документации, вынуждены требовать с педагогов то, что требует с них начальство. Такие перспективы ее совершенно не радуют. Каждый должен быть на своем месте, считает Дербина.

А то, что она находится на своем месте, - это бесспорно.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 20 от 14 мая 2013 года



Гущин Д. Д.