На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


По рецепту царя Соломона

Счастье — в настоящем

Говоря о своих профессиональных и жизненных приоритетах, Ирина Гуреева ссылается на притчу царя Соломона. В ней дан простой рецепт личного счастья и общего благоденствия: каждый должен всего-навсего помнить о том, что самый главный час — настоящий, тот, который наступил, что самый главный человек — тот, который сейчас с тобой, и самое важное дело — которое делаешь в настоящую минуту.

Ценя справедливость этой мысли, я в то же время понимала, что осознавать важность каждого часа и каждого человека в твоей жизни — одно, а стараться жить по этому принципу — совсем другое. Я мало видела людей, которым это удавалось... И конечно же, не ожидала, что встречу такого человека в Ирине Гуреевой. Но ведь вот бывает так: не надеялась, а встретила.

Ирина Владимировна ждала меня в вестибюле своей гимназии №3 Владимира. В коридоре было шумно, людно — третьеклассники и четвероклассники собирались на занятия к началу второй смены. Разговаривать было невозможно, и мы старались скорее выбраться из школьного водоворота, но тут Гурееву кто-то окликнул. Оказалось, что ее дочь Варя и муж Олег вошли в школу почти следом за мной. Моя спутница остановилась, вернулась к дочери, обняла ее, что-то коротко сказала ей на ушко. С любопытством профессионального журналиста я наблюдала семейную сцену. Не скрою, меня поразили глаза Олега, с нежностью устремленные на жену, когда она поспешила ко мне.

Удивительно, но ученики и коллеги говорили об Ирине Владимировне одинаково тепло и проникновенно. И пятиклассники, и семиклассники, и старшеклассники отмечали прежде всего душевную чуткость Гуреевой, ее способность понять каждого и каждому помочь. «Когда что-то не ладится, когда беспокоит непонимание окружающих, мы идем к Ирине Владимировне, она обязательно выслушает, успокоит, подскажет наиболее правильный выход. Она никогда не говорит дежурных сочувственных фраз, не делает нарочито озабоченный вид. Но, беседуя с ней, не сомневаешься, что твоя проблема ее по-настоящему тревожит», — говорила Даша Смирнова. «Не было случая, чтобы Ирина Владимировна отмахнулась, сказала «мне некогда», она очень сердечный человек», — поспешила добавить Аня Кочмарева. Как выяснилось из дальнейшего разговора, обе девочки выбрали специальности, не связанные с русским языком и литературой, но тем не менее уроки Ирины Владимировны для них самые любимые.

«Знаете, наш класс такой шумный, неорганизованный, нас все ругают, — доверительно сообщил мне семиклассник Алеша Малинин, — но на уроках Ирины Владимировны мы сидим всегда тихо». «Почему?» — искренне удивилась я, не улавливая связи между мягкостью, добротой и дисциплиной. «Потому что нам очень интересно. Все, что рассказывает Ирина Владимировна, захватывает — это всегда что-то новое», — совершенно по-взрослому ответила одноклассница Алеши Юля Куликова. В их классе Ирина Владимировна ведет не только русский язык и литературу, но и МХК, поэтому семиклассники считают ее самым близким и родным педагогом. Их классный руководитель, учитель химии Лариса Львовна, в прошлом тоже лауреат городского конкурса «Учитель года», прекрасно понимает ребят и поэтому всегда обращается за помощью к Ирине Владимировне. «Я знаю, что Ирина Владимировна неравнодушный и чуткий человек, переживает за моих ребят не меньше меня. Я рада, что с самого начала мы работаем в паре, вместе обсуждаем ту или иную проблему, сообща находим решение».

Лариса Львовна, а с ней мы беседовали в отсутствие Ирины Владимировны, тронула меня своим искренним восхищением человеческими качествами молодой коллеги. «Понимаете, — сказала она, — у Ирины особый дар чуткости. В нашей гимназии все учителя очень хорошие, мы любим детей и относимся к ним по-матерински, но Ирина Владимировна — человек в этом отношении совершенно особенный. Я старше и, казалось бы, должна ее учить, а нередко сама советуюсь с ней, потому что Ирина интуитивно находит более верное решение. Она чувствует человека, его сокровенную боль и не остается равнодушной, всегда отзывается».

«Конечно, — думала я, — гимназии повезло с таким учителем». Но повезло и Ирине Владимировне, ведь она попала в коллектив, где гораздо выше внешних побед ценят человеческие качества, без которых воспитание в подлинном смысле невозможно, непредставимо. Это я поняла, беседуя с Надеждой Владимировной Зацепиной, словесником, заслуженным учителем, заместителем директора гимназии. Надежда Владимировна не только старшая коллега Ирины Владимировны, но и первый ее помощник и наставник (к слову, в 1991 году она была победителем городского и регионального этапов первого учительского конкурса). Человек творческий, знающий литературу, влюбленный в профессию, Надежда Владимировна раньше других заметила талант Ирины, когда та еще студенткой пришла на практику. Она же пригласила ее заменить ушедшую в декрет учительницу. Так что профессиональная карьера Ирины Владимировны началась уже на пятом курсе. Вместе с Ириной Константиновной Ереминой, тоже заслуженным учителем, словесником, Надежда Владимировна помогала Ирине с первых дней работы в гимназии овладевать методическими приемами, подсказывала, помогала. Увидев потенциал молодой коллеги, порекомендовали участвовать в конкурсе и во время всех этапов были главными помощниками и первыми консультантами. Ирина Владимировна признается, что если бы не помощь всего методобъединения, она бы не победила.

Хотелось бы отметить, что с наставниками Ирине всегда везло. Она училась у известного ахматоведа Валентины Васильевны Кудасовой, ныне покойной, Александра Борисовича Пеньковского, Ирины Степановны Приходько, авторитетного языковеда Владимира Ивановича Фурашова — каждый из этих ученых заслуживает отдельного разговора и отдельной статьи. Филфак Владимирского государственного педагогического университета имени Лебедева-Полянского Ирина выбрала в свое время потому, что любила литературу, да и Валентина Алексеевна Пилипенко, словесник муромской школы, где училась Ирина, разглядевшая дарование старательной и скромной девочки, советовала выбирать филологию. Мама, работающая экономистом на Муромском приборостроительном заводе, хоть и без особой радости, но согласилась с решением дочери. Искренне рад был только папа. Хоть и работал он трактористом, литературу всегда почитал и все свободное время проводил за чтением. Подруги только пожимали плечами. Удивляются и до сих пор: как это можно работать в школе да еще любить эту неблагодарную работу?

В общем-то, Ирина и сама, как многие ее однокашники, поступив в университет и учась с интересом, не задумывалась о работе в школе. Мало ли возможностей у филологов? Необязательно же всем идти в школу: есть масса других вариантов. Впервые Ирина почувствовала склонность к педагогике только во время активной практики. Это было на третьем курсе. Она получила направление в муромскую школу №18 и сразу же оказалась буквально в боевых условиях. Студентке, не имеющей ни малейшего опыта, пришлось заменять заболевшего учителя в 6-м классе. Дети считались трудными, практически неуправляемыми. Так как учились шестиклассники во вторую смену, рассчитывать на помощь администрации Ирине не приходилось. Она боялась ответственности и переживала... до тех пор, пока в один прекрасный день не поняла, что дети внимательно слушают ее и она может ими управлять. Это было неожиданным открытием, определившим дальнейшую судьбу. Надо сказать, что у талантливой студентки была возможность по окончании университета остаться в вузе, ее способности к научной и исследовательской работе отмечали многие преподаватели. По настоянию научного руководителя после успешной защиты диплома Ирина поступила в аспирантуру и начала работу над кандидатской диссертацией, посвященной творчеству Блока... Но победили призвание и школа, точнее, гимназия №3. В том числе и потому, наверное, что здесь Ирина встретила не только единомышленников, но и свою любовь.

С будущим мужем Ирина познакомилась еще в аспирантуре (Олег Гуреев поступил туда годом раньше на историческое отделение), но по-настоящему разглядела и полюбила, став его коллегой. Когда она пришла в гимназию, Олег уже работал историком. Дружеские отношения довольно быстро переросли в прочное чувство. Поскольку основывалось оно с самого начала на взаимном уважении, отношения с годами стали глубже и сердечнее. С рождением дочери забот друг о друге стало больше. В отличие от своих сверстников Ирина и Олег обходятся в семейной жизни без ссор и упреков. Не оттого ли, что Ирина родом из Мурома, города прославленных Петра и Февронии? Споры, конечно, случаются, но редко и исключительно на профессиональной почве, когда идет обсуждение воспитательной стратегии или поиск решения в сложной педагогической ситуации. Профессиональные споры не рушат семью, а напротив, способствуют большему взаимопониманию. Сейчас Олег работает в другом месте, но тоже по специальности.

Прошлым летом супруги Гуреевы отметили 10-летие со дня свадьбы. Первый юбилей отмечали в экспедиции: Ирина и Олег — члены поискового отряда «Земляк», занимающегося сохранением памяти о погибших фронтовиках, уроженцах владимирского края. Каждое лето поисковики отправляются в экспедиции по местам кровопролитных боев Великой Отечественной войны — в Брянскую, Смоленскую области и Белоруссию. Минувшим летом Ирина впервые отправилась с мужем. Пока Варя была маленькой, Ирина не решалась оставлять ее на бабушек и дедушек.

Старшеклассники рассказали мне, как провожали Гурееву на конкурс, как им хотелось поддержать ее, укрепить чувство уверенности в своих силах. «Мы вспомнили, как накануне экзамена в девятом классе Ирина Владимировна каждому из нас подарила ручку и сказала: «Эти ручки счастливые, я зарядила их своей энергией, они вам обязательно помогут написать работу хорошо». И мы ей поверили, и каждый старался изо всех сил, и экзамен прошел для всех удачно. И вот нам тоже хотелось подарить ей на счастье что-то такое же, столь же символичное, чтобы, глядя на наш сувенир, она чувствовала поддержку». Ирина Владимировна оценила сердечный порыв учеников, сувенир был с ней во время всех испытаний и помог выдержать их достойно. И это не случайно. Наверное, дети, как никто, чувствуют, кто перед ними: искусный имитатор или человек неравнодушный, заинтересованный в их судьбе. И только настоящим учителям они дарят свою любовь и уважение.

В конце нашей беседы я спросила Гурееву, что она считает самым большим достижением своей профессиональной жизни. Она ответила: «Больше всего меня радует, когда мои выпускники, выбравшие самые разные специальности, в том числе и очень далекие от литературы, рассказывают мне о прочитанных книгах, о музеях, которые они посетили, спешат поделиться со мной собственными открытиями. А еще... когда так называемые хулиганы — ребята, которые в свое время доставили мне много переживаний, из-за которых я не раз плакала, — приходят ко мне и спрашивают: «Ирина Владимировна, чем вам помочь?»

Вера Кострова, «Учительская газета», № 08 от 19 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.