На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Нескучная математика

Добрый ангел не умеет быть жестким

Мы никогда не знаем, где найдем и где потеряем — в мудрости этого изречения Ирина Гаврилова убедилась на собственном опыте. Сегодня она с улыбкой вспоминает день, когда ей предстояло ехать в Липецк на конкурс «Учитель года». Но тогда Ирине Николаевне было не до улыбок, она волновалась, чувствуя ответственность перед предстоящим конкурсом. Единственным ее желанием было остаться дома с маленьким сыном, а утром пойти, как всегда, в школу и вести уроки. Это — Ирина Николаевна давно заметила — было самым действенным способом отвлечься от грустных мыслей, восстановить душевное равновесие. Входишь в класс, видишь глаза учеников, и все, что накануне волновало и тревожило, тут же отходит на дальний план, а потом и вовсе меркнет и мельчает.

В тот незабываемый день Ирина Николаевна мечтала об уроках, как о недоступном счастье. Ей предстояло почти две недели пробыть одной (об этом тоже думалось с горечью) в чужом краю, среди незнакомых людей. Сопровождающего у нее не было. Весной, на региональном этапе «Учителя года», ее сопровождала дочка Настя. Это была самая лучшая поддержка, поэтому, наверное, Ирина Николаевна и победила. Дочь понимала маму с полуслова, и одно присутствие близкого человека на конкурсе вселяло оптимизм и уверенность. Но тогда Настя училась в выпускном классе, теперь же стала студенткой московского вуза. Конечно, Липецк от Москвы недалеко, но Ирина Николаевна не хотела, чтобы из-за нее дочь пропускала занятия. Пришлось Насте болеть за маму издалека.

Но переживания длились недолго. Уже в Липецке настроение стало меняться. Оказавшись среди коллег, она увидела много доброжелательных и интересных людей, с которыми хотелось познакомиться и пообщаться. Ирина Николаевна воспринимала их не как конкурентов, а как друзей, у которых можно многому научиться. К тому же организаторы постарались создать вокруг конкурсантов атмосферу праздника, окружили их заботой и любовью, так что все тревожные мысли улетучились сами собой. И хоть Ирина Николаевна не вошла в пятнашку, настроение от этого не ухудшилось. Назад она ехала с ощущением полного и безграничного счастья, огромной жизненной удачи, которую ей подарила судьба. Общение с единомышленниками, с неравнодушными творческими людьми — это праздник, который не забудется никогда, в этом Ирина Николаевна убеждена. Сейчас она всем своим коллегам советует не бояться участвовать в конкурсе. Потому что конкурс меняет диапазон общения, дарит незабываемые встречи и впечатления, расширяет кругозор и в конце концов наполняет жизнь педагога новым смыслом.

Ирина Николаевна вернулась из Москвы счастливой, той же самой, но немного другой — теперь у нее словно бы вторая жизнь началась — жизнь после конкурса. Ее ждали дети, коллеги из родной школы и других школ. Ее удаче искренне радовались земляки. Козьмодемьянск — город маленький, уютный и по-хорошему патриархальный, здесь многие друг друга знают в лицо. Среди туристов, чаще всего попадающих в Козьмодемьянск на теплоходах, плывущих вниз по Волге, он известен как Нью-Васюки. Своим посещением город осчастливили бессмертные персонажи Ильфа и Петрова Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Хотя в Козьмодемьянске и кроме музея Остапа Бендера есть на что посмотреть.

Когда-то, в ранней юности, Ирине Николаевне хотелось пожить в большом городе. И это желание вполне могло бы осуществиться: училась она на «отлично» и, наверное, без труда прошла бы конкурс в московский или питерский вуз. Но в 1991 году, когда Ирина оканчивала школу, жизнь в стране была трудная. Родители, как и большинство россиян в то время, не были в состоянии обеспечить проживание ребенка в столице — не секрет, что это всегда сопряжено с материальными издержками. Поэтому Ирина Николаевна, будучи медалисткой, без экзаменов поступила в Марийский государственный педагогический институт на физико-математический факультет и четыре года, до тех пор как вышла замуж и родила дочку, жила в Йошкар-Оле.

Учиться было очень интересно. Ирину захватила студенческая жизнь, она с удовольствием принимала участие во всех мероприятиях. При этом о школе всерьез не задумывалась. Не могла себя представить в роли учителя, хотя педагогическую деятельность всегда уважала. У нее были очень хорошие педагоги: математик Ирина Николаевна Коваленко, физик Маргарита Александровна Сорокина, классный руководитель Зоя Михайловна Осокина (в этом году ей исполнилось 70 лет, на юбилей приходил весь класс, хотя и без юбилея одноклассники Ирины Николаевны собираются у любимого педагога каждое лето). В том, что класс сформировался очень дружный, есть огромная заслуга Зои Михайловны, как и в том, что Ирина Николаевна стала прекрасным педагогом — в начале пути молодые учителя подсознательно копируют своих учителей, и в этом нет ничего плохого. Уже потом появляются собственный стиль, свои находки и решения...

Ирина Николаевна до многого дошла интуитивно. А основой для находок было обычное для каждого педагога желание заинтересовать детей. Математика не может, не должна быть сухой и скучной — в этом Ирина Николаевна убеждена. Поэтому она с самых первых дней старалась вести уроки в режиме диалога — это позволяло безо всякого напряжения удерживать внимание детей. Еще очень любила импровизировать, опять же не на пустом месте — готовила к каждому уроку что-нибудь необычное, увлекательное. Особое внимание уделяла интересным задачам, как из области чистой математики и геометрии (например, лист Мебиуса), так и напрямую связанным с жизнью, искала наиболее любопытные факты из истории науки, рассказывала ребятам о непростой жизни ученых. Дети так привыкли каждый урок узнавать о чем-то новом, захватывающем, что спрашивали ее перед уроком: «А что вы сегодня интересного нам расскажете?» Так учитель и ученики мотивировали друг друга — взаимный интерес и интерес к математике никогда не угасали.

Проблем с дисциплиной у Ирины Николаевны не было никогда. Она не считает это своей заслугой, такова, говорит, особенность предмета: он не располагает к разговорам и играм. А ученики и коллеги считают, что, напротив, интерес к предмету начинается с уважения к учителю, с доверия к нему. Ирина Николаевна заслужила его сразу. Внимательная, чуткая, доброжелательная, она всегда стремится помочь тому, кто в этом нуждается, конфликтов избегает, не поддерживает сплетен. Не случайно поэтому коллеги в один голос называют Ирину Николаевну добрым ангелом, человеком, без которого не представляют себе школьного пространства.

Ирина Николаевна, по-видимому, тоже не представляет своей жизни без школы. Ее отпуск по рождению сына был совсем небольшим. Бабушка, мама Ирины Николаевны, взяла на себя заботы о маленьком Коле, пока мама вела уроки. В школе №3 классов много, есть и профильные, физико-математические, где алгебры и геометрии по 8-9 часов в неделю. Поэтому нагрузка большая у всех математиков. Кстати, коллеги, с которыми я беседовала об Ирине Николаевне, признают ее первенство, поэтому выбрали ее председателем школьного методобъединения: «Она всегда в курсе всего нового и передового, — говорят они. — И сама освоит, и нас научит».

Не только математики, но и все учителя 3-й школы говорят об Ирине Николаевне с большой теплотой, и это самая лучшая характеристика. Галина Николаевна Авдеева отмечает умение Ирины Николаевны ладить и с коллегами, и с учениками, и с родителями, а Нина Константиновна Васильева, старейший учитель школы №3, сказавшая много хороших слов о своей младшей коллеге, наряду с доброжелательностью и человеческим тактом выделяет способность правильно реагировать на критику, прислушиваться к советам. Да, это действительно редкость.

Победе Ирины Николаевны в республиканском конкурсе радовались не только всей школой, но и, пожалуй, всем городом — в истории Козьмодемьянска это первый случай. И будем надеяться, не последний. Многие ученики Ирины Николаевны считают математику любимым предметом, а это значит, что кто-нибудь наверняка пойдет по ее стопам, в будущем станет учителем. Пока же ее ученики поступают в самые разные вузы Йошкар-Олы, Казани, Нижнего Новгорода. Есть и те, кто поступает в Москву и Питер. Например, один из ее любимых учеников Алеша Курдюмов оканчивает МФТИ.

Недавно с ним произошла неожиданная встреча. Нынешние старшеклассники, ученики Ирины Николаевны, учатся в заочной математической школе, созданной при МФТИ, посылают по электронной почте решения задач. Проверяют работы школьников студенты выпускных курсов. Каково же было удивление козьмодемьянских ребят, когда они получили свои работы с «разбором полетов» и прочли о том, что «такие задачи вас научит решать Ирина Николаевна Гаврилова, учитель математики школы №3». Пораженные таким советом, ребята принесли работу Ирине Николаевне, и она узнала в московском авторитетном проверяющем своего ученика. Это была очень приятная встреча — один из счастливейших дней в жизни учителя, когда убеждаешься, что усилия потрачены не зря.

Интересуюсь у Ирины Николаевны, были ли в ее педагогической деятельности поражения, моменты, о которых тяжело вспоминать. Не может же быть, чтобы все и всегда в жизни складывалось благостно. Ирина Николаевна вспоминает не сразу, приходится порыться в памяти. Признается: «Все плохое стараюсь выбросить из головы, чтобы это не цепляло, не мучило долго. Иначе трудно настроиться на хорошее. Хотя был у меня случай, заставивший переживать и даже плакать. Это было давно. Один мальчик, умный, способный, но неорганизованный, отнимал у меня много сил, потому что я хотела добиться от него максимума, а он выдавал минимум. Он считал, что я к нему придираюсь, на самом деле я относилась к нему с большой симпатией и пыталась помочь. И вот однажды после уроков, когда уже никого из ребят не было в классе, я увидела на его парте надпись, которая показалась мне обидной и несправедливой. Из-за нее я по-настоящему расстроилась и долго переживала. Конечно, я понимала, что этот поступок не отражает сущности его отношения ко мне, он вызван желанием привлечь к себе внимание. Большинство детей стремится к этому, причем способы бывают самые разные, порой неожиданные. Все это я понимала, но тем не менее мне было неприятно. Вскоре все прошло, и мальчик тот тоже осознал свою ошибку и по-своему принес мне извинения. Сейчас он учится в Казанском университете и даже как-то сказал мне при встрече, что я с них еще мягко спрашивала, надо было требовать больше».

Ирина Николаевна не умеет быть жесткой, хотя в меру строгой быть получается. И все-таки это не ее метод. Она берет другим: улыбкой, шуткой, добротой. Дети чувствуют понимание учителя и тут же откликаются, видя искреннюю заинтересованность в их судьбе, настоящей и будущей. «Каждый урок — это воспитательный процесс, — говорит Ирина Николаевна. — Нельзя разделить воспитание и образование. И если мы отдаем себе в этом отчет и стараемся дать детям только самые лучшие примеры отношения к человеку, к делу, к себе самому, то все получается, не может не получиться».

Вера Кострова, «Учительская газета», № 07 от 12 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.