На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: [email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Ромадов Е. Н.
финал конкурса 2011 года

Лукьяненко А. С.
финал конкурса 2015 года

Жбанов С. А.
финал конкурса 2017 года

 

Информация о конкурсанте

 
к списку участников

Ямало-Ненецкий автономный округ

г. Муравленко

Пархоменко

Андрей

Владимирович

2015 год

Учитель музыки
Слышать, чувствовать, развиваться!
Дата рождения:13.03.1963
Место работы:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 5» г. Муравленко
Педагогический стаж: 29
Образование:Одесская Государственная консерватория им. А. В. Неждановой 1990 год
Почетные звания и награды:

Лауреат премии Тюменского областного общественного фонда им. В.И. Муравленко 2006 г. Постановление Правления Фонда от 17.08.06 № 16; № удостоверения 274. Благодарность Законодательного собрания ЯНАО. Решение от 03.09.2014г. № 748.

Хобби:литература, кино, театр.
Педагогическое кредо:

«Российская школа должна стать местом, где детям будет сделана прививка от Зла»

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Педагогика — не просто профессия, приносящая средства к существованию. Это, безусловно, и наука, и искусство, в котором каждый за время своей работы поднимается по ступеням мастерства.

Педагогика сродни религии. В этой сфере человеческой деятельности невозможно существовать без убеждений — неких постулатов — которые, не требуя доказательств, просто принимаются на веру. Не зря же мы говорим о педагогическом credo, то есть Символе веры.

Христианский Православный Символ веры состоит из двенадцати истин.

А если описать истины педагогические? Получится ли стройная система воззрений, определяющая профессиональный путь сегодняшнего российского учителя? Не знаю. Но, думается, попробовать стоит…

1. Верую во всеобщий просветительский характер отечественного образования, ибо ребёнок есть лишь проекция человека, требующая самостроительства по идеальному образцу.

2. Убеждён в том, что школа – это «матрица» духовного «собирания» народа, на основе традиционных ценностей страны и общества.

3. Не сомневаюсь в том, что получение знаний – это лишь часть школьного образования, тесно взаимосвязанная с воспитанием личности каждого ребёнка.

4. Знаю, что одной математикой души не воспитаешь, и потому неотъемлемой частью содержания обучения ребёнка вижу литературу и искусство, которые способны дать каждому проживание чужого духовного опыта, как своего собственного.

5. Понимаю, что идея «общества конкурентных потребителей» всегда отвергалась российской цивилизацией, и потому вижу школу как учреждение семейного, общинного типа жизнеустройства.

6. Чувствую, что в системе образования необходимо выстроить крепкую духовно-нравственную вертикаль, пронизывающую большинство программ школьного курса и особенно его гуманитарный цикл.

7. Вижу необходимость направления деятельности образовательных институтов не только в сторону «образования пользы», но и в направлении «образования достоинства» каждого человека.

8. Понимаю огромный духовный и воспитательный потенциал мировых религий, потому в условиях школы считаю необходимым изучать многонациональную культуру разных народов России.

9. Считаю необходимым учить детей при помощи общих законов определять закономерности частных явлений, что помогает воспитывать действительно свободную, независимо мыслящую личность.

10. Настаиваю на таком векторе развития российского образования, при котором вопрос: «Как?» не будет заслонять главного вопроса: «Зачем?».

11. Полагаю главной задачей любых преобразований сделать деятельность каждого учителя, направленной на обретение детьми подлинных духовно-нравственных ориентиров, универсальных критериев отличия Добра и Зла.

12. Надеюсь на понимание обществом и его элитой необходимости строить отечественную систему образования в соответствии с ценностями русской цивилизации, позволившими народам, объединённым в большую российскую семью, противостоять угрозам и вызовам на протяжении более чем тысячелетней истории.

Настаивать на абсолютной истинности своих воззрений не могу, так как истина рождается в столкновении разных мнений.

Верю, что эти истины могут стать основой для общественного диалога, ведь сегодня вопрос о путях развития российского образования является вопросом о существовании и развитии России, общества и, наконец, самого народа.

Почему нравится работать в школе:

Работа, приносящая положительные эмоции и дающая чувство уверенности в себе и завтрашнем дне, безусловно, окрыляет. Относится ли к таким, бесконечно положительным во всех отношениях, видам трудовой деятельности работа в школе?

Почему сотни российских учителей спешат каждый день в школы, входят в классы и стремятся вложить в души своих учеников не только знания, но и духовные и нравственные понятия, определяющие облик нашей цивилизации? За весь педагогический цех ответить на этот вопрос не берусь. Попробую дать ответ только от своего имени.

И так, школа — место моей работы вот уже на протяжении почти тридцати лет. Школы в моей жизни были разные.

Была та, куда я пришёл в новенькой школьной форме и впервые сел за парту (да, за настоящую парту с откидывающейся крышкой!). Видимо мне повезло, и большинство учителей, входивших в мой класс, вызывают, в основном, яркие, тёплые воспоминания. Школа №3 города Чернигова была одной из лучших, чего нельзя сказать обо мне, как об ученике. Уроки занимают большую часть времени, проводимого ребёнком в школе, но в школе моего детства были упоительные вечера подготовки к школьным праздникам, капустникам и тематическим мероприятиям. Мои учителя не торопились после уроков домой, проводя с нами львиную долю своего свободного времени. Уже тогда, в семидесятых, я понял, что педагог – человек, щедро отдающий себя своим подопечным. Думаю, что открыв двери школы в качестве учителя, я помнил счастливые лица тех, кто показал мне пример Служения в нашей профессии.

Так вот, в школе учитель служит - и это даёт совершенно непередаваемое ощущение чувства собственного достоинства – достоинства человека и гражданина. Может быть, именно в этом заключается «секрет» любви к профессии?

Ещё одна школа в моей жизни – музыкальное училище, где впервые пришлось определяться с профессией. В восьмидесятые годы ХХ века будущих профессиональных педагогов-музыкантов готовили основательно. До сих пор вспоминаю свою педагогическую практику. В школе, где я целый учебный год применял полученные в аудитории знания по методике, педагогике и психологии, не было класса с фортепиано, и я ездил на практику «с гитарой под полою». Помню, очень волновался, впервые проводя урок. Оказалось, что гитара помогает создавать очень доверительную атмосферу в классе. Практика, как говорится, заладилась. В тёплое время года ребята встречали меня, спешащего с троллейбусной остановки, в школьном дворе и провожали своего юного учителя до класса.

Такое не забывается, и, кто знает, может быть эти воспоминания студенческой поры оказались главным «за» во время принятия решения пойти работать в школу…

После службы в Советской Армии в моей жизни была детская музыкальная школа. Располагалась она в посёлке Любеч. ПГТ — не город, скорее большая и относительно благоустроенная деревня. А в деревне все на виду, в том числе и учителя. Халтурить не получается – стыдно! Нужно сказать, это особое чувство быть честным тружеником (иногда даже вопреки своим желаниям). И Любечская ДМШ подарила мне радость честного труда. Да, трудиться на совесть можно и нужно везде, но в моём случае «условный рефлекс» выработался именно в сельской школе.

Особое место в личной педагогической биографии занимают школы на Крайнем Севере. Мои «севера» начинались в Якутии и Магаданской области. Учитель в якутских сёлах и золотодобывающих посёлках на Колыме — носитель культуры и цивилизации. Вольно или невольно, но приходилось соответствовать. Ни в училище, ни в консерватории нам не говорили о «событийной педагогике», но когда удавалось увлечь детей какой-то идеей или занятием, многие школьные проблемы исчезали сами собой.

Быть «мотором заинтересованности» - вот ещё один «плюс» в оценке выбранной когда-то на всю жизнь профессии.

В начале девяностых местом работы стало Черниговское музыкальное училище — моя Alma Mater. Сколько же потов сошло с молодого преподавателя во время подготовки к занятиям! Работая с пятнадцатилетними студентами индивидуально и в группе, понял, как здорово ощущать непосредственную пользу от своей каждодневной деятельности. Профессиональный и личностный рост учеников проходит заметнее именно в средних профессиональных учебных заведениях. Это настоящее счастье следить за успехами тех, кого ты научил профессии. Среди моих выпускников - актёры и музыканты, педагоги и руководителя концертирующих коллективов. Особую гордость вызывает ученик, сменивший меня у дирижёрского пульта хора Свято-Воскресенского храма Чернигова.

В трудные минуты, которые бывают у каждого учителя, я вспоминаю именно о нём – своём полпреде в искусстве. Как же не любить такую работу...?

В «нулевых» годах, снова оказавшись на Севере, я пошёл в общеобразовательную школу, «заболев» педагогической технологией «вторичного проживания» профессора Новосибирского института повышения квалификации учителей и педагогических работников Л. П. Масловой. Уйдя из уютного мира детской школы искусств в бушующее образовательное море средней школы, окончательно понял, что моё место именно здесь – у классной доски, рядом с детьми, которых ещё надо убедить, что без искусства жизнь превращается в «цепочку биологических процессов», а личность постепенно нивелируется.

Легко ли сегодняшнему учителю музыки в общеобразовательной школе? Думаю и чувствую, что лёгким наш труд не назовёшь. Работа в современной школе требует от педагога постоянного самосовершенствования.

За эту возможность развиваться, слыша души своих учеников, чувствуя, как меняются дети, встречаясь с искусством, я бесконечно благодарен своей профессии.

Мне очень хочется, чтобы школа стала главным воспоминанием в жизни моих учеников. Воспоминанием радостным и счастливым. Воспоминанием, определяющим решения, поступки и даже жизненный путь. Самонадеянно? Возможно. Но с другими установками в школу и не стоит приходить. Я так думаю…

Почему мне нравится работать в школе? А почему нам нравится жить? Сегодня понятия «школа» и «жизнь» для меня стали равноценными – одно без другого невозможно…

Профессиональные и личностные ценности:

«Совесть, Благородство и Достоинство — вот оно святое наше воинство» (Булат Окуджава)

Жизненный путь человека определяют его нравственные и духовные ценности, которые, так или иначе, влияют на формирование системы ценностей профессиональных, в идеале составляя сообщающиеся сосуды.

Когда-то Министерство Образования называлось Министерством Просвещения. Действительно, образовательные учреждения призваны, в первую очередь, просвещать юных граждан, неся им не только свет знаний, но и свет духовно-нравственных истин. По сути, просвещение воспитывает действительно независимую Личность. Ребёнок, если разобраться, не может стать Человеком, находясь вне человеческого общества. Задача семьи и школы наполнить сосуд его души не только набором знаний и прописных истин, но и целительными ингредиентами, обеспечивающими процесс самосозидания личности.

И так, идеалы Просвещения я могу смело отнести к разряду моих личностных и профессиональных ценностей.

«Целительные ингредиенты», на мой взгляд, это, прежде всего, традиционные ценности нашего общества. Многие века в России живут народы разного вероисповедания и разной культуры. Что нас, таких непохожих, объединяет в Державу? Безусловно, единство базовых духовно-нравственных установок: идеи справедливости и соборности, верность убеждениям и народным обычаям и то, что политологи называют исторической памятью. Школа и есть институт, формирующий народ, прежде всего, на ментальном уровне.

Именно потому уважение к традициям и обычаям народов, столетиями живущих одной семьёй, считаю для себя одной из главных личностных и профессиональных ценностей.

Человек, как правило, учится всю жизнь. Правда, большую часть его времени на Земле учителя не направляют и не обеспечивают этот процесс. Поэтому в школе необходимо заложить не только фундамент знаний, но и выстроить вектор дальнейшего самоформирования личности. А это возможно только, если накоплению знаний сопутствует на равных и воспитание. В чём оно заключается? На мой взгляд, ребёнка необходимо научить прежде всего сопереживанию. Человек, почувствовавший чужую боль, как свою, не причинит боли. Разделивший радость, принесёт её многим. Защитивший обиженного, не позволит обижать никого. Как же воспитать такую личность? Думаю, что мощнейшим созидательным фактором должна стать гуманитарная составляющая образовательных программ. Литература, искусство, история – вот фундамент нравственного формирования наших учеников. И здесь очень важно понять, что не только успех создаёт человека, а его душа и дух. А для этого семье, школе и обществу необходимо дать ребёнку ясные критерии Добра и Зла.

Приоритет духовного над материальным – вот ещё одна ценность, без которой невозможна человеческая и, разумеется, профессиональная жизнь.

Мы формируем наших учеников в соответствии с неким идеалом. Но жизнь не идеальна. Даже внутри школы мы не застрахованы от конфликтов и сложных жизненных ситуаций. Если исходить в нашей деятельности исключительно из понятий «пользы приобретённых знаний», то самооборона и юриспруденция должны стать главными образовательными предметами. Думаю, что это был бы тупиковый путь. Мы должны прививать детям понятия человеческого достоинства. Совесть — лучший советник, чем гнев и ненависть. Ощущаемое собственное достоинство не позволит унизить оппонента. Только люди с чувством собственного достоинства способны на благородные и самоотверженные поступки.

Человеческое достоинство — неоспоримая ценность как в личном, так в профессиональном плане.

За одиннадцать лет мозг среднестатистического ученика впитывает огромный объём знаний. Многие из них даются в школе «впрок». И здесь важно сформировать у каждого чёткие представления о целесообразности получаемой «на вырост» информации. Другими словами, вопрос «Как?» не должен заслонять вопрос «Зачем?». Человек должен уметь останавливаться в ситуации, когда знание может обрести разрушительные свойства. В таких ситуациях верное решение помогает принять Совесть.

Научить слышать голос Совести, тоже одна из приоритетных задач школьного образования.

Думаю, что многие согласятся — Совесть есть неотъемлемая ценность, как личности, так и профессионала.

На протяжении последней четверти века наше общество переживало процесс атомизации. Но история России, как цивилизационного центра, говорит нам об обратном — наши победы и достижения обеспечивались, прежде всего, объединёнными усилиями всего общества. Сегодня нам необходимо вернуться к базовой ценности русского міра — товариществу, коллективному созидательному на сознательном уровне и к коллективному бессознательному, когда внутренний зов души можно определить, как «один для всех и ради всех».

Товарищество, чувство коллективизма, единство (не единообразие!) общества — вот ещё одна базовая ценность, без которой, по-моему, не обойтись ни в личной, ни в профессиональной деятельности.

К сожалению, а может быть, и к счастью, ещё не разработаны «методички» по воспитанию перечисленных мною духовно-нравственных ценностей. Каждый ищет свой путь к такому содержанию образования. Важно не останавливаться на этом пути…

Земная жизнь, безусловно, конечна. Но, я верю в бессмертие человеческой души. Душе же нужны не «победы и достижения» на политическом или карьерном поприще, а победы над собой и достижения духа. Мне кажется, что передав наши ценности своим ученикам, мы приготовим их и к достойному жизненному пути, и к его, что не маловажно, окончанию. Именно так – от начала и до конца достойно, по совести, падая (никто не застрахован) и обязательно поднимаясь — рer aspera ad astro!

Участник о себе:

Свою педагогическую деятельность учителя музыки в современной школе связываю с гуманистическими идеями педагогики искусства, опираясь на труды Л. С. Выготского, Д. Б. Кабалевского, А. В. Бахтина, Л. П. Масловой. Свой педагогический опыт транслирую, проводя семинары и мастер-классы различного уровня:

«Образовательный продукт на уроке музыки», международная педагогическая конференция УРФО (мастер-класс, г. Челябинск, 2013 г.);

«Дом, который построил МИНОБРАЗ», окружной педагогический марафон «Большая страна» (публичная лекция, г. Губкинский, 2013 г.);

«Критика программы «Основы религиозных культур и светской этики», Вторые Региональные Рождественские чтения (публичная лекция, г. Ноябрьск, 2013 г.);

«Преподобный Сергий. Русь: Наследие, современность, будущее», Третьи Региональные Рождественские чтения (лекция, г. Ноябрьск, 2014 г.);

«Преподавание предмета «Искусство «(музыка)» в условиях современной школы: мифы и реальность», дистанционный проект, ГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева» (лекция, телемост Муравленко-Карачаевск, 2015 г.);

«Педагогика искусства. Технология «вторичного проживания». Концепция преподавания Л.П.Масловой, профессора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки учителей», дистанционный проект, ГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева» (семинар, телемост Муравленко-Карачаевск, 2015 г.);

«Педагогические приемы использования технологии «вторичного проживания» на уроках предмета Искусство (музыка)», дистанционный проект, ГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева» (мастер-класс, телемост Муравленко-Карачаевск, 2015 г.);

«Россия: направление север-юг», дистанционный проект с педагогами и учащимися школы - лицея № 3 им. А.С.Макаренко (телемост Муравленко-Симферополь, 2015 г.)

С 1998 г. являюсь регентом правого хора Свято-Преображенского храма г. Муравленко. Созданы хоровые богослужебные произведения (Литургия, Всеношное бдение – более 20 композиций) с учетом состава хорового коллектива (не полный смешанный хор).

Творческую деятельность связываю с различными направлениями искусства:

Как сочинитель музыки к спектаклям, концертам и творческим вечерам:

автор романса «Кружатся листья» — Лауреат Всероссийского телевизионного конкурса «Романс – XXI век», Москва, 2011 г.;

автор песни «Георгиевская лента», которая вошла в программу Всероссийского фестиваля «Наши песни войны и Победы», Москва, 2010 г.

Как сценарист концертов, вечеров, митингов, публичных презентаций:

«Дни Украинской культуры в г. Муравленко» с участием консула Украины, 2013 г.;

юбилейный концерт православной общины г. Муравленко с участием почетного гостя — Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия».

Как конферансье:

ведущий торжественного концерта, посвященного добыче 10 триллиона кубометров Ямальского газа в Правительстве ЯНАО, г. Салехард, 2013 г.;

ведущий праздничного представления в Ледовом дворце, посвященного 75-ти летию ЯНАО, г. Салехард, 2014 г.;

ведущий презентации книги доктора экономических наук, профессора, члена Союза писателей России В. Быковского «Россия – Америка» в Российском фонде культуры, г.Москва, 2010 г.

Как начинающий литератор:

авторские стихи, повести, драмы.

Как организатор и участник разновозрастных школьных и муниципальных творческих проектов:

«Русь златоглавая», «Россия, вперед!», «Узоры России», «Еврейская свадьба», «Дети войны».

Материалы заочного тура:Ссылка на интернет-ресурс: http://parhomenko.pro/
Статья об участнике:прочитать
Видеозапись «Учебного занятия»:
     [Просмотреть на нашем канале]
Видеозапись «Методического семинара»:
     [Просмотреть на нашем канале]
Видеозапись «Педсовета»:
     [Просмотреть на нашем канале]
Видеозапись «Мастер-класса»:
     [Просмотреть на нашем канале]
к списку участников


Гущин Д. Д.