На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Умнова А. В.
финал конкурса 2014 года

Соломин В. Н.
финал конкурса 2012 года

Бабкина Л. Г.
финал конкурса 2015 года

Дорджиева  К. У.
финал конкурса 2005 года

Сидоров Ю. В.
финал конкурса 2007 года

Филиппова В. Н.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Письма в завтра

Музыка учит слышать голос совести

Андрей Пархоменко, учитель года Ямало-Ненецкого округа, как говорит сам, пришел в педагогику окольным путем. Вернее, шел в одну сторону, а пришел туда, куда надо.



Как по нотам


В детстве Андрей мечтал стать лесником. Параллельно с жаждой приключений в душе горела страсть к актерству. Повезло даже взять автограф у блистательного Андрея Миронова во время его гастролей в Чернигове. Отец работал актером и режиссером в областном музыкально-драматическом театре и хотя через некоторое время перебрался в другой город, Андрея помнили как «сына того самого Пархоменко». До сих пор у Пархоменко, ставшего теперь старше своего кумира, хранится виниловая пластинка, на конверте которой размашистым почерком написано: «Андрею от Андрея Миронова».

Несмотря на семейную традицию, в музыкальную школу Андрей не прошел по конкурсу. Мама с бабушкой купили гитару и даже договорились о нескольких уроках с преподавателем. Освоив струны, юноша ринулся во двор, где покорял сверстников подобранной по слуху песней Аграновича «Я в весеннем лесу пил березовый сок...». Страсть к искусству вполне уживалась с секцией вольной борьбы. Из типичного интеллигентного мальчика формировался уличный хулиган с гитарой. Решил даже поступать после восьмого класса в ПТУ, чем поверг в шок маму с бабушкой.

Помог один из соседей, которых давно раздражали «арии из подворотни». Преподаватель музыкального училища, разгоняя очередное сборище, крикнул вслед подростку: «Тебе учиться надо!» Готовила его к поступлению в Черниговское музыкальное училище имени Л.Ревуцкого дочь возмущенного соседа. Отсидев соответствующие места у семейного фортепиано фабрики «Красный Октябрь», новоиспеченный студент окончил родное «музылище» с красным дипломом. И подал документы во... Львовское военно-политическое училище, которое готовило армейских журналистов и культпросветработников. Смеется:

— Наверное, тогда я был больше гусаром, чем жаждущим славы музыкантом.

Правда, «гусарить» ему пришлось в армии, когда после первого курса бросил военное училище, освоил профессии наводчика пулемета, плотника и штукатура. «На гражданке» немного растерялся. В дипломе было три записи: «руководитель самодеятельного хора, учитель музыки в общеобразовательной школе, преподаватель сольфеджио в детской музыкальной школе». Самодеятельного хора для него не нашлось, средней школы бравый солдат побаивался и устроился на работу в детскую музыкальную школу в поселке Любеч, а через год, в 1985-м, поступил в Одесскую государственную консерваторию. Правда, на заочное отделение — не хотелось бросать работу. А потом в жизнь вмешались события, изменившие всю страну. В апреле 86-го рванул чернобыльский реактор, находившийся в 40 километрах от Любеча. Андрей, тогда уже директор ДМШ, вместе с женой, музыковедом той же школы, уехал в края, где мирный атом еще не грозил всему живому. В Якутии чуть ли не между уроками родился первенец Алеша, там же были заложены первые семейные традиции — например, чтение вслух по вечерам. Но в 1990-м, окончив консерваторию, сознательно принявший крещение учитель захотел окунуться в мир богослужебного пения. Действующих церквей на Севере тогда не было, и семья, легко собравшись, вернулась в Чернигов.



Музыкант, диктор и шоумен


Все складывалось удачно — Андрей работал в музыкальном училище и пел в архиерейском хоре, Ирина преподавала сольфеджио в студии при общеобразовательной школе. В храме Андрею очень нравилось, и на основной работе дело шло. Уже через два года его выпускники стали поступать в вузы. Но пришел август 1991-го, пропала зарплата, а главное — началась тотальная украинизация: власти потребовали перейти на українську мову, переписывали историю, обливая грязью «старшего брата»...

В России тоже все было уже по-другому, но это оказалось лучше украинской действительности. В 1997 году семья, где уже появилась младшая дочь Настя, перебралась на Ямал — сначала в Ноябрьск, затем в Муравленко...

Вокруг преподавателя ДШИ быстро собрался церковный хор, что не помешало Андрею Владимировичу стать постоянным ведущим многих городских мероприятий. В шутку его назвали Левитовичем — симбиозом диктора Левитана и шоумена Якубовича... В 2004 году Пархоменко стал человеком года среди работников культуры, а в 2006-м — лауреатом премии областного Фонда имени В.Муравленко.

— Я всегда считал урок музыки в школе этаким приемышем. Научить музыкальной премудрости в школе нельзя. А вот научить понимать музыку можно! Выдающийся музыкант и педагог Дмитрий Кабалевский создал универсальную систему вхождения любого ребенка в мир музыки и вообще искусства. У него есть тысячи последователей. Одна из них — Людмила Маслова, профессор Новосибирского государственного педагогического университета. Встреча с ней буквально перевернула мое представление о музыкальной педагогике настолько, что я ушел из ДШИ в общеобразовательную среднюю школу №5. С тех пор работа учителем музыки стала главной в моей жизни.



Технология вторичного проживания


Особое место в педагогической технологии, основанной на тезисах Кабалевского и Масловой, отводится риторизации учебной деятельности детей на уроках музыки. В первую очередь это связано с ясным и доступным описанием своих чувств и впечатлений от восприятия произведения искусства. Часто ребята должны создавать текст, а значит, им необходимо владеть основными риторическими приемами, уметь работать в различных жанрах, используя законы композиционного построения текста и речи. Урок музыки интегрирует в себе практически весь гуманитарный цикл — литературу, историю, изо, МХК, что позволяет ребенку на уроке оперировать понятиями, знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках других предметов. Я называю эту методику «педагогическая технология вторичного проживания». Мы, игнорируя специфические знания и умения, пытаемся осознать смысл и идею музыкальной пьесы, картины или скульптуры. Ведь любое произведение искусства — это «письмо в будущее», и очень важно научиться его читать. К сожалению, в последние годы настоящее искусство становится достоянием узкого круга профессионалов. Для широких масс остается лишь «массовое искусство» — суррогат, призванный не просвещать, а развлекать. В итоге дети воспринимают искусство фоном. Но математикой ведь душу не воспитаешь. Музыка может рассказать о нас и быстрее, и доступнее, чем многие исторические тома. Правда, для этого педагог должен быть широко образованным.

Результаты восприятия музыки, воплощенной в рисунках, коллажах или эссе, бывают совершенно неожиданными. Маленький таджикский мальчик Азим Хакназаров, приехавший в Муравленко из горячей точки, после прослушивания фрагмента «Вечерней музыки» из хоровой композиции Валерия Гаврилина написал: «Мелодия, как колыбельная песня. Песня, которой аккомпанируют колокола всех храмов мира. В этой песне есть и любовь, и слезы. Любовь к людям и слезы о погибших в войнах. Но это не только плач. В этой мелодии есть надежда на то, что придет время, и дружба победит, а в мире никогда не будет войны...» А недавно одна пятиклассница после прослушивания музыки вдруг выдала на уровне высокой поэзии: «Как будто бы душа целует дождь...»

— Я учу детей развивать воображение. На уроках они становятся журналистами, писателями, художниками, высказывают мнения устно, в эссе, с помощью рисунков, в коллажах. Мы говорим не только о музыке, но и об истории страны, живописи, литературе, о культуре языка. Это позволяет сделать урок тесно связанным с жизнью. И доказывает, что музыка в школе не приемный ребенок. Жизнь в эпоху перемен всегда была нелегка, но залог побед во все времена — духовное, нравственное начало человека. Для меня ребенок — сотворец, он познает законы искусства изнутри, совершенствуясь прежде всего как личность.

Впрочем, петь ребята из 5-й школы тоже учатся — на занятиях кружка «Кантилена». Сюда приходят дети, оставшиеся «за бортом» вокального отделения ДШИ. Слух и голос, как считает Пархоменко, есть у всех, надо только предоставить шанс ребенку, тянущемуся к искусству. С помощью разных упражнений он развивает их способности к вокалу. И пусть ребята из «Кантилены» не хватают звезд с небес, но каждый из них одерживает победу над собой...



Учись и будь интересен


Школа — учреждение, где не только обучаются наши дети, но и постоянно совершенствуются учителя. Хочешь, чтобы твой предмет был интересен твоим ученикам, будь интересен сам. Хочешь быть интересным человеком, не теряй интереса к окружающему тебя миру — узнавай, анализируй, учись. Уйдя из уютного мира детской школы искусств в бушующее образовательное море средней школы, понял, что мое место у классной доски, рядом с детьми, которых еще надо убедить, что без искусства жизнь превращается в цепочку биологических процессов, а личность постепенно нивелируется. Не скажу, что учителю музыки легко в школе. Но за эту возможность развиваться, слыша души своих учеников, чувствуя, как меняются дети, встречаясь с искусством, я бесконечно благодарен своей профессии.

Процесс самоидентификации личности учеников в рамках традиционных для культуры России ценностей происходит на уроках музыки и искусства не в лоб, а исподволь, через самостоятельное творчество и постижение интонаций произведений искусства разных авторов и исторических эпох. Острыми, дискуссионными становятся темы, связанные с историей Отечества, современными музыкальными стилями, отражением подвига советского народа в Великой Отечественной войне средствами рок-музыки.

Дети становятся способны не просто общаться с искусством, но и сами создавать произведения, отражающие музыку в литературном тексте, рисунке, коллаже или стихотворении. Происходит процесс самообразования, развивается творческий потенциал, формируется своеобразный комплекс духовных приоритетов, происходит действительное воспитание личности, патриота, носителя ценностей своего народа. Главное, чему учит искусство, — слышать голос совести...

В 2015 году уже наполовину седой учитель музыки во второй раз принял участие в окружном этапе конкурса «Учитель года». Цель — поделиться с коллегами своими педагогическими наработками и продемонстрировать перевернувшую жизнь технологию Людмилы Масловой. Андрей Владимирович одновременно доволен и не доволен результатом:

— Да, лауреат, но мог бы выступить лучше. Да что там после драки кулаками махать! Главное, что смог многому научиться, начиная с установочного семинара конкурса, который проходил летом. В экстремальных условиях всегда профессиональный и личностный рост проходит быстрее. Спасибо «Учителю года» за науку, за бесценный опыт и потрясающее общение с коллегами и мастерами из предметного и Большого жюри...

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 06 от 9 февраля 2016 года



Гущин Д. Д.