На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Доржу А. Ч.
финал конкурса 2014 года

Широкова Н. В.
финал конкурса 2007 года

Маловичко Д. А.
финал конкурса 2016 года

Гильфанова Ю. И.
финал конкурса 2021 года

Артыков Т. А.
финал конкурса 2022 года

 

Порядок проведения

 





Оглавление:
  1. Общие положения
  2. Представление документов и материалов для участия в конкурсе
  3. Структура конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки
 
Утвержден организационным комитетом
Всероссийского конкурса «Учитель года России»
(Протокол № НТ-31/08пр от 14 августа 2015 г.)
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ»
(с изменениями, внесёнными решением оргкомитета
Всероссийского конкурса «Учитель года России» от 18.04.2017 г. и от 23.08.2017 г.)

1.1. Настоящий Порядок проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» (далее соответственно – Порядок, конкурс), учредителями которого являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, закрытое акционерное общество «Издательский дом «Учительская газета» (далее – учредители конкурса), принят в соответствии с Положением о конкурсе.

1.2. Порядок устанавливает перечень документов и материалов, предъявляемых для участия в конкурсе, структуру конкурсных испытаний, формат их проведения и критерии их оценки.

2.1. Для участия в конкурсе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, официальным письмом направляют в Центральный оргкомитет конкурса (далее – оргкомитет) следующие документы и материалы:

  • представление по форме (приложение 1);
  • выписку из протокола заседания оргкомитета регионального этапа конкурса о выдвижении кандидатуры на участие в конкурсе (приложение 2);
  • заявление кандидата на участие в конкурсе по образцу (приложение 3);
  • информационную карту кандидата на участие в конкурсе (приложение 4);
  • справку об итогах регионального, зонального, муниципального и школьного этапов конкурса (приложение 5);
  • согласие кандидата на участие в конкурсе на обработку персональных данных (приложение 6);
  • копию паспорта кандидата на участие в конкурсе;
  • копию трудовой книжки кандидата на участие в конкурсе.

 

2.2. Кандидаты на участие в конкурсе должны пройти электронную регистрацию на официальном сайте конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт конкурса).

2.3. Приём материалов осуществляется до 10 июня текущего года оператором конкурса (при почтовом отправлении по штемпелю не позднее 10 июня). Информация об адресе направления материалов кандидатов на участие в конкурсе сообщается оператором конкурса.

2.4. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также от участников, не зарегистрировавшихся на сайте конкурса.

2.5. Материалы, представляемые в оргкомитет конкурса, не возвращаются.

2.6. Консультативный очный установочный семинар (далее – установочный семинар) для кандидатов на участие в конкурсе проводится в июне текущего года.

3.1. Конкурс проходит в 2 этапа: заочный тур и III очных тура. Конкурсные мероприятия транслируются на сайте конкурса.

3.2. Заочный тур «Методическое портфолио» включает 2 конкурсных испытания: «Интернет-ресурс» и «Я – учитель» (срок – до 1 сентября текущего года).

В заочном туре проводится экспертиза методического портфолио участников конкурса, размещённого на Интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте конкурса.

3.2.1 Конкурсное испытание «Интернет–ресурс»

Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.

Формат конкурсного испытания: представление Интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых оценивается в 7 баллов и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл – 35.

Критерии оценки конкурсного испытания: информационная насыщенность, безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды, эффективность обратной связи, актуальность информации, оригинальность и адекватность дизайна.


Критерии
Показатели
Информационная насыщенность Полнота информации. Методическая ценность материалов. Разнообразие форматов структурирования (текстовый, графический, звуковой и др.). Комплексность (для разных участников образовательного процесса). Тематическая организованность информации. Научная корректность. Методическая грамотность.
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды Понятное меню (рубрикация). Удобство навигации. Разумная скорость загрузки. Языковая культура. Наличие инструкций и пояснений для пользователей (карты сайта, навигатор, подсказки, помощь). Защищённость пользователей. Адекватность образовательным целям.
Эффективность обратной связи Разнообразие форм для обратной связи. Доступность обратной связи. Наличие контактных данных. Пространство для форумов и обсуждений. Удобство использования механизмов обратной связи. Систематичность и адресная помощь (ответы на вопросы, комментарии). Регулярность обратной связи и количество вовлечённых пользователей (наличие информации о посещении сайта).
Актуальность информации Регулярность обновления информации. Связь информации с текущими событиями. Наличие информации о нормативно-правовой базе образования. Нестандартность информации. Возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ. Наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
Оригинальность и адекватность дизайна Четкая информационная архитектура (логика расположения материалов). Грамотные цветовые решения (привлечение внимания, фон и анимация не мешают восприятию текстовых материалов). Оригинальность стиля (индивидуальность). Корректность обработки графики. Сбалансированность разных способов структурирования информации. Учёт требований здоровьесбережения в дизайне.


3.2.2 Конкурсное испытание «Я – учитель»

Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

Формат конкурсного испытания: текст эссе (до 6 страниц), тема которого определяется учредителями конкурса и объявляется на установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории – 5 часов. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых оценивается в 3 балла и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл – 21.

Критерии оценки конкурсного испытания: языковая грамотность текста, обоснование актуальности, ценностная направленность, аргументированность позиции, формулирование проблем и видение путей их решения, рефлексивность, оригинальность изложения.


Критерии
Показатели
Языковая грамотность текста Грамотность в области грамматики, орфографии и пунктуации. Культура письменной речи. Понимание лексического значения слов. Соблюдение логики изложения. Корректность использования терминологии.
Обоснование актуальности Профессиональный кругозор и широта взгляда. Понимание современных тенденций развития образования. Опора на вызовы времени и запросы социума. Использование примеров из собственной педагогической практики. Глубокое понимание рассматриваемых вопросов.
Ценностная направленность Понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие собственной мировоззренческой позиции. Внимание к вопросам воспитания. Обращение внимание на развитие гражданских качеств обучающихся. Отделение значимого от второстепенного.
Аргументированность позиции Чёткость аргументации, отделение фактов от мнений. Использование иллюстрирующих примеров. Обоснованность положений. Понимание причинно-следственных связей. Взаимосвязь элементов в общей композиции и структуре работы. Наличие выводов и обобщений.
Формулирование проблем и видение путей их решения Чёткость и обоснованность при определении существующих проблем. Способность выделять значимое и конструктивность. Собственные находки и оригинальные суждения (предложения). Нестандартность и реалистичность предлагаемых решений.
Рефлексивность Понимание смысла педагогической деятельности (способность к самоанализу). Анализ и оценка собственного видения роли образования. Опора на опыт. Способность находить проблемные зоны и точки роста в своем профессиональном и личностном развитии.
Оригинальность изложения Художественный стиль и нестандартность изложения. Эмоциональное воздействие текста. Яркость и образность изложения. Ясность и целостность изложения.

Очные туры (первый, второй и третий).


3.3 ПЕРВЫЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ — ПРОФИ».

Первый (очный) тур («Учитель-профи») включает 2 конкурсных испытания: «Методический семинар» и «Урок».

3.3.1 Конкурсное испытание «Методический семинар».

Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт «Педагог»).

Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент – 20 минут) проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант в тезисной форме в течение 5–10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Затем в течение 10–15 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный общий балл за выполнение задания – 50.

Критерии оценки конкурсного испытания: результативность и практическая применимость, коммуникативная культура, оригинальность и творческий подход, научная корректность и методическая грамотность, информационная и языковая грамотность.


Критерии
Показатели
Результативность и практическая применимость Применение методики на практике (связь с проведённым уроком). Наличие количественных и качественных показателей достижения результатов (предметных, метапредметных и личностных). Воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя. Технологичность и возможность транслирования педагогического опыта.
Коммуникативная культура Умение вести диалог. Точность и полнота ответов на вопросы экспертов. Широкий взгляд на методические проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам. Целеполагание и проведение рефлексии. Толерантное отношение к различным позициям и уважение других точек зрения.
Оригинальность и творческий подход Умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания. Творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач. Проявление индивидуальности и отход от шаблонов. Яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы. Разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал.
Научная корректность и методическая грамотность Убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности педагогического опыта. Точность и корректность использования педагогической терминологии. Логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов). Использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся. Адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания.
Информационная и языковая грамотность Удачная и разнообразная визуализация информации. Грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства. Разнообразие источников информации и образовательных ресурсов (в том числе и электронных). Структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.). Педагогический кругозор и общая эрудиция.

3.3.2 Конкурсное испытание «Урок».

Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.

Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент – 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, которые включают набор показателей. Каждый критерий является равнозначным и оценивается в 10 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение задания автоматически оценивается в 0 баллов. Максимальный общий балл за выполнение задания – 100.

Критерии оценки конкурсного испытания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексия и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, ценностные ориентиры, метапредметность и межпредметная интеграция, самостоятельность и творчество.


Критерии
Показатели
Информационная и языковая грамотность Корректность содержания и использования научного языка. Глубина знаний. Доступность и адекватность информации по объёму и сложности. Владение ИКТ и визуализация информации. Языковая культура учителя и направленность на развитие культуры речи обучающихся. Использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.)
Результативность Эффективное достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации). Соотнесение действий с планируемыми результатами.
Методическое мастерство и творчество Разнообразие методов и приёмов. Новизна и оригинальность подходов, нестандартность и индивидуальность учителя. Использование сравнительных и дискуссионных подходов, развитие умений аргументировать свою позицию и проектной деятельности. Разнообразие способов работы с информацией и использование разных источников. Соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов).
Мотивирование к обучению Использование различных способов мотивации. Умение заинтересовать и удивить. Системность и последовательность мотивации на уроке. Доброжелательная атмосфера. Использование проблемных ситуаций с опорой на жизненный опыт и интересы обучающихся. Поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
Рефлексия и оценивание Объективность и открытость оценивания. Разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе. Обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения. Понятность процедуры и критериев оценивания. Адекватность оценки и рефлексии проведенного урока. Понимание вопросов при самоанализе и точность ответов. Убедительное обоснование собственной позиции.
Организационная культура Постановка и понимание целей, задач и планируемых результатов урока. Наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий. Установление правил и процедур совместной работы на уроке. Обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования. Рациональное использование образовательного пространства и средств обучения.
Эффективная коммуникация Взаимодействие учащихся с учителем и между собой. Поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания разных точек зрения. Способность учителя задавать модель коммуникации на уроке. Использование вопросов на понимание. Развитие умений учащихся формулировать вопросы. Развитие навыков конструктивного диалога в том числе и при самоанализе проведенного урока.
Ценностные ориентиры Воспитательный эффект деятельности учителя на уроке. Обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания. Поддержка толерантного отношения к культурным особенностям. Создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности. Уважение достоинства учащихся. Обращение внимание на культуру здорового образа жизни и безопасного поведения.
Метапредметность и межпредметная интеграция Использование потенциала различных дисциплин при корректности содержания. Поддержка универсальных учебных действий разных видов. Понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от междисциплинарных связей. Системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов. Умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока. Адекватность интеграции предметов.
Самостоятельность и творчество Использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.). Создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения. Поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий. Решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке.

3.4 ВТОРОЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ — МАСТЕР».

Второй (очный) тур («Учитель-мастер») включает три конкурсных испытания: «Мастер-класс», «Педагогический совет» и «Образовательный проект».

3.4.1 Конкурсное испытание «Мастер-класс».

Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.

Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). Регламент: выступление конкурсанта – до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника – до 5 мин.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 10 баллов, максимальный общий балл – 100.

Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные подходы.


Критерии
Показатели
Актуальность и методическое обоснование Доказательство значимости и актуальности рассматриваемых вопросов. Убедительность и аргументированность педагогической позиции. Оригинальность и новизна технологий, методов и приёмов. Технологичность и практическая применимость. Разнообразие подходов и их грамотное сочетание.
Творческий подход и импровизация Нестандартность решений в решении педагогических задач и способность удивить. Проявление педагогической индивидуальности. Композиционное построение выступления, личный имидж, выразительность и артистизм. Удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры). Интерес и создание профессионального пространство для обсуждения.
Исследовательская компетентность и культура Видение актуальных и нестандартных проблем в образовании. Способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы. Понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов. Выход за пределы одного учебного предмета – широта видения. Использование сравнительных подходов.
Коммуникативная культура Активное взаимодействие и контакт с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога. Способность задавать модель коммуникации. Толерантное отношение к различным позициям, уважение различных точек зрения. Владение культурными нормами и традициями (в том числе и своего региона). Эффективные механизмы обратной связи.
Рефлексивная культура Умение оценить выбор методов и достигнутые результаты. Осознание педагогической деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте. Осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования опыта преподавания. Адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы.
Информационная и языковая культура Корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, глубина знаний по теме. Разнообразие источников информации (в том числе использование электронных образовательных ресурсов). Структурирование информации в разных форматах. Удачная обработка и представление информации. Грамотность речи. Образность и ассоциативное мышление.
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность Понимание ценностных аспектов образования. Поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям. Поддержка безопасного поведения и культуры здорового образа жизни, ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
Метапредметность и межпредметная интеграция Разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал. Доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации). Системность и целесообразность использования метапредметных подходов и межпредметной интеграции.
Развивающий характер и результативность Опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию. Поддержка индивидуальных образовательных маршрутов. Учёт разнообразных образовательных потребностей. Использование инклюзивного подхода. Разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные).
Проектные подходы Четкое планирование работы. Выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и прогнозируемых результатов). Конструктивность и видение реалистичных путей решения проблем. Наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности. Моделирование ситуаций. Подведение итогов (анализ и осмысление).

3.4.2 Конкурсное испытание «Педагогический совет».

Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования.

Формат конкурсного испытания: дискуссия в группе из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) на заданную ведущим тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент – до 45 минут. Тема педагогического совета определяется учредителями конкурса и объявляется накануне его проведения, после завершения мастер-классов. Ведущими педагогического совета являются абсолютные победители и/или победители конкурса предыдущих лет.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 10 баллов, максимальный общий балл – 50.

Критерии оценки конкурсного испытания: понимание проблемы, убедительность и аргументация позиции, взаимодействие и коммуникационная культура, творческий подход и оригинальность суждений, информационная и языковая культура.


Критерии
Показатели
Понимание проблемы Умение чётко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме. Связь высказываний с обсуждаемыми вопросами. Конкретность, нестандартность и реалистичность предложений. Умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно. Понимание актуальности обсуждаемых вопросов.
Убедительность и аргументация позиции Понятность и конкретность занятой позиции. Чёткое и логичное выстраивание своего выступления. Аргументированность и доказательность. Признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам. Яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания.
Взаимодействие и коммуникационная культура Сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками обсуждения. Умение формулировать вопросы и делать точные комментарии. Активность и грамотное участие в дискуссии. Способность осмыслить и переработать имеющийся опыт. Корректность и доброжелательность по отношению к окружающим.
Творческий подход и оригинальность суждений Нестандартность предлагаемых решений. Новизна и умение видеть неожиданные стороны в обсуждаемых вопросах. Проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач. Яркий стиль и удачная манера общения.
Информационная и языковая культура Педагогический кругозор и общая эрудиция. Корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка. Грамотность речи. Знание нормативно-правовой базы современного образования. Понимание современных тенденций развития образования.

3.4.3 Конкурсное испытание «Образовательный проект».

Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.

Формат конкурсного испытания: группы из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают не менее 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, включающим набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 10 баллов, максимальный общий балл – 50. Последовательность критериев и показателей не имеет принципиального значения. Оценивается индивидуальное участие каждого конкурсанта в групповой разработке и представлении образовательного проекта.

Критерии оценки конкурсного испытания: исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность и продуктивность, творчество и оригинальность в представлении проекта.


Критерии
Показатели
Исследовательская деятельность Продуманный и разносторонний анализ ситуации. Видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы. Способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы. Продуманность и чёткая последовательность плана действий. Выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями).
Коммуникационная и языковая культура Выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе. Вовлечённость в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт. Культура речи и корректное использование понятийного аппарата. Умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы. Культура ведение дискуссии (уважение других точек зрения, понимание других точек зрения).
Актуальность и реалистичность решений Доказательство значимости и актуальности проблемы проекта для образования. Видение разных путей их решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения. Реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков. Возможность распространения проекта в образовании.
Результативность и продуктивность Объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта. Прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов. Конкретность и продуктивность деятельности. Использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта. Визуализация информации. Удачная демонстрация исследовательской работы и проектного продукта.
Творчество и оригинальность в представлении проекта Нестандартность и оригинальность идей и предложений. Умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме. Инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта. Адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению корректив. Проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта.

3.5 ТРЕТИЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ — ЛИДЕР».

Третий (очный) тур («Учитель-лидер») включает конкурсное испытание «Круглый стол образовательных политиков».

Конкурсное задание «Круглый стол образовательных политиков».

Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.

Формат конкурсного испытания: круглый стол образовательных политиков (регламент – 60 минут), который проводится с участием Министра образования и науки Российской Федерации. Тема «круглого стола» определяется оргкомитетом конкурса не позднее 15 сентября текущего года.

Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 5 баллов, максимальный общий балл – 25. Все критерии равнозначны, независимо от их последовательности и количества показателей в каждом.

Критерии оценки конкурсного испытания: понимание тенденций развития образования, масштабность и нестандартность суждений, обоснованность и конструктивность предложений, коммуникационная и языковая культура, Наличие ценностных ориентиров и личная позиция.


Критерии
Показатели
Понимание тенденций развития образования Понимание проблем развития образования, широта педагогического кругозора. Умение анализировать и осмысливать достижения науки и практики в образовании. Разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений. Видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования. Знание новостей и событий, происходящих в образовании.
Масштабность и нестандартность суждений Понимание вызовов времени и запросов социума. Нестандартность, оригинальность идей и предложений. Умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах. Творческий подход. Собственное видение конструктивных решений существующих проблем.
Обоснованность и конструктивность предложений Способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем. Реалистичность и последовательность предложений. Убедительность, последовательность и чёткость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность). Понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога
Коммуникация и языковая культура Умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам. Корректное использование понятийного аппарата. Уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям. Понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению. Убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция Понимание ценностных ориентиров современной системы образования. Понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности. Обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни. Раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности. Обращение внимание на формирование гражданской позиции в системе образования.

 


Гущин Д. Д.