1.1. Настоящий порядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» (далее — Порядок, конкурс), учредителями которого являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников образования, «Учительская газета», устанавливает модель и структуру финала конкурса (далее – финал), определяет место, сроки, требования к составу участников финала и жюри конкурса, представлению материалов, конкурсные мероприятия, включая отбор лауреатов и победителей финала конкурса, а также финансирование финала конкурса.
1.2. Конкурс проводится с целью выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения; повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
1.3. Организационно-техническое сопровождение финала конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
1.4. Финал конкурса проводится ежегодно в сентябре-октябре в субъекте Российской Федерации, представителем которого является абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» предыдущего года.
1.5. Девиз финала конкурса «Учить и учиться» отражает одну из главных задач современного образования – непрерывный и профессиональный и личностный рост учителя, трансляции лучших образцов педагогической практики, пропаганда инновационных идей и достижений.
1.6. Участниками финала конкурса являются учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет. На заключительный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» делегируются один конкурсант – абсолютный победитель регионального конкурса «Учитель года». По объективным причинам участником на заключительный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» может быть направлен учитель, занявший второе место на региональном конкурсе.
3.1. Для участников финала конкурса в июне текущего года проводятся дистантные формы консультаций, в июле – консультативный установочный семинар.
3.2. Финал конкурса проходит в два этапа: заочный тур и три очных.
3.2.1. Заочный тур «Методическое портфолио» включает три конкурсных задания: «Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Я – учитель» (срок – до 15 августа текущего года).
На заочном туре финала конкурса проводится экспертиза методического портфолио участников финала, размещенного на интернет-ресурсе конкурсанта и на официальном сайте конкурса.
Конкурсное задание «Интернет–ресурс»
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога. Формат конкурсного задания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательного учреждения), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Критерии оценивания конкурсного задания: дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки), информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи), информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).
Конкурсное задание «Методический семинар».
Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с объяснительной запиской (до 5 страниц) педагогического опыта работы участника финала, описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС. Материал размещается на официальном сайте конкурса.
Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Критерии оценивания конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность.
Конкурсное задание «Я – учитель». Формат конкурсного задания: текст эссе «Я – учитель» (до 6 страниц). Размещается на официальном сайте конкурса.
Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.
Критерии оценивания конкурсного задания: глубина мировоззренческой, философской позиции, широта и масштабность взгляда на профессию, уровень изложения и художественный стиль, ясность и четкость аргументов выбора учительской профессии.
3.2.2. Очные туры (первый, второй и третий).
Первый тур «Учитель – Профи».
Конкурсное задание «Урок».
Формат конкурсного задания: урок по предмету (регламент – 45 минут), самоанализ урока и вопросы жюри (10 минут), который проводится в школе (школах), предложенных принимающим регионом в качестве площадки (площадок) конкурса и согласованных с Оргкомитетом конкурса не позднее 1 июня текущего года.
Конкурс оценивается жюри первого тура, сформированного по междисциплинарному принципу. Количество групп жюри первого тура соответствует количеству групп финалистов, который формируются в алфавитном порядке.
Критерии оценивания конкурсного задания: компетентность, инновационность, креативность, рефлексивность.
Определение участников второго тура финала конкурса осуществляется из числа участников первого тура.
На основе оценок конкурсных заданий в рамках заочного тура «Методическое портфолио»: «Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Я – учитель», конкурсного задания «Урок» в рамках первого тура «Учитель – Профи», определяются 15 лауреатов конкурса – участников второго тура.
Второй тур «Учитель – мастер».
Второй тур состоит из трех основных конкурсных заданий: «Мастер – класс», «Педагогический совет», «Образовательный проект».
Конкурсные задания оценивает Объединенное жюри, в состав которого входят: Большое жюри, жюри финалистов конкурса, не вошедших в число лауреатов, родительское жюри, ученическое жюри.
Конкурсное задание «Мастер – класс».
Формат конкурсного задания: публичная индивидуальная демонстрация способ трансляций на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др).
Цель: демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта, перспектива использования данного ресурса в системе повышения квалификации учителей (регламент – до 25 минут, включая вопросы жюри).
Критерии оцени конкурсного задания: ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения, профессиональная компетентность, способность к импровизации, коммуникативная культура.
Конкурсное задание «Педагогический совет».
Цель: демонстрация участниками конкурса авторской и гражданской позиции по наиболее актуальным образовательным проблемам.
Формат конкурсного задания: публичное индивидуальное выступление на заданную тему с участием лауреатов конкурса на сцене (регламент – до 15 минут, включая вопросы коллег).
Тема конкурсного задания объявляется накануне, после завершения мастер-классов.
Ведущие «Педагогического совета» - абсолютные победители конкурса предыдущих лет.
Критерии оценки конкурсного задания: глубина понимания обозначения проблемы, убедительность и доказательность предлагаемых способов ее решения, общая культура и эрудиция, собственная позиция, оригинальность суждения.
Конкурсное задание «Образовательный проект».
Цель: демонстрация инновационного потенциала и проектной культуры лауреатов конкурса.
Формат конкурсного задания: презентация пяти образовательных проектов на сцене. Три группы по 5 человек формулируют тему образовательного проекта после завершения второго конкурсного задания, в течение дня разрабатывают и публично представляют его Объединенному жюри второго тура.
Критерии оценки конкурсного задания: инновационность (новизна, оригинальность идей и содержания), реалистичность (прогнозируемость результатов, возможность распространения и внедрения проекта, реалистичность ресурсного обеспечения, тиражированность), презентационность (культура представления проекта, качество взаимодействия между собой и с аудиторией, вовлеченность участников группы в разработку и защиту проекта). Выбор пятерки победителей Конкурса определяется членами Объединенного жюри второго тура.
Пять лауреатов, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценивания выполнения конкурсных задания первого и второго туров финала конкурса, объявляются победителями.
Третий тур «Учитель – лидер».
Цель: демонстрация позиции лидера педагогической общественности.
Формат конкурсного задания: круглый стол образовательных политиков (регламент – 60 минут), который проводится с участием Министра образования и науки Российской Федерации. Тема «круглого стола» определяется Оргкомитетом конкурса не позднее 1 сентября текущего года.
Критерии оценивания конкурсного задания: знание и понимание современных тенденций развития образования и общества; масштабность, глубина и оригинальность суждений; аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений; умение предъявить свою позицию.
3.3. При определении абсолютного победителя учитывается сумма всех баллов, полученных по итогам первого, второго и третьего туров.
Жюри имеет право также использовать результаты интернет-голосования при вынесении окончательного решения.
3.4. Конкурсные мероприятия транслируются в Интернете.
4.1. Для оценивания конкурсных заданий первого тура создается жюри, которого формируется по предложению учредителей конкурса. Основными принципами формирования жюри являются: участие в предыдущие годы в финалах конкурса (финалисты, лауреаты, победители), практическая преподавательская и управленческая работа в системе образования в настоящее время, опыт организации и проведения муниципальных и региональных конкурсов. Приоритет при выдвижении кандидатур в состав жюри отдается наиболее успешным в конкурсном движении регионам, представители которых не менее трех раз становились лауреатами и победителями конкурса.
Состав жюри утверждается Оргкомитетом конкурса не позднее 15 августа текущего года.
По каждому конкурсному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости.
4.2. Для оценивания конкурсных заданий второго и третьего туров формируется Объединенное жюри, в состав которого входят: Большое жюри, жюри финалистов конкурса, не вошедших в число лауреатов конкурса, родительское жюри, ученическое жюри, с участием школьников – победителей всероссийских и международных олимпиад, успешных учеников региона, на территории которого проводится конкурс.
4.2.1. Большое жюри формируется по предложению учредителей конкурса и утверждается Оргкомитетом конкурса не позднее 15 августа текущего года.
Количество членов жюри – от 15 до 17 человек. Основным принципом формирования Большого жюри является включение в его состав известных и авторитетных в педагогическом сообществе экспертов в образовании. Среди них руководители образовательных учреждений, входящих в топ-500 лучших школ России, руководители (ректоры) региональных институтов развития образования и повышения квалификации работников образования, образовательных организаций, имеющих статус федеральных стажировочных площадок, народные учителя России, абсолютный победитель (победители) конкурса предыдущего года, деятели культуры, науки, искусства, спорта, бизнеса, руководители групп междисциплинарного жюри, представители учредителей.
4.2.2. Жюри финалистов конкурса формируется из учителей – конкурсантов, прошедших заочный и первый туры заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», но не вошедших во второй тур финала конкурса.
4.2.3. Родительское жюри формируется органом управления образованием субъекта РФ, на территории которого проходит заключительных этап Всероссийского конкурса «Учитель года России». В состав жюри входят представители родительской общественности данного субъекта РФ, наиболее активные члены родительских комитетов школы (школ), являющихся площадкой данного конкурса.
4.2.4. Ученическое жюри формируется органом управления образованием субъекта РФ, на территории которого проходит заключительных этап Всероссийского конкурса «Учитель года России». В состав ученического жюри входят школьники – лауреаты и победители областных, всероссийских и международных олимпиад, школьники, имеющие высокие учебные результаты, награды и достижения за участия в конкурсах.
4.3. Для проведения жеребьевки, организации подсчета баллов, набранных участниками финала конкурса в конкурсных мероприятиях, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения участниками финала конкурса конкурсных заданий, создается счетная комиссия. Состав комиссии утверждается Оргкомитетом конкурса не позднее 15 августа текущего года.