На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Четвёртый день

 


Осторожно, семинар закрывается! Следующая станция — Сочи!


Анна Данилина, Вадим Мелешко (фото)

Последний, четвертый день семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 пролетает слишком быстро. Они все пролетели стремительнее, чем думалось с самого начала. Мы только поприветствовали друг друга, а теперь приходится прощаться. Благо ненадолго…

О том, что уже не хочется расставаться, говорит многое. Москвич Иван Смирнов еще во второй день загорелся идеей пригласить в свою 171-ую школу всех своих новоприобретенных коллег. Всё будет на высшем уровне — обещание звучит именно так. И оно выполняется в день четвертый. Много людей, сумеем ли? Большие делегации принимали, знаем… Даже из-за рубежа приезжали. Почему? Наверное, потому что PISA — в декабре прошлого года московские школы получили такие результаты! Вот и едут смотреть, как обстоят дела…

Конкурсанты этого года тоже не сидят на месте — даже в рамках программы. И пусть погода не греет — зато общаемся тепло, невзирая на статусы и должности. Сначала в Министерстве образования и науки РФ, потом в гостях у коллеги. Уже налаживается какой-то свой ритм жизни в этой отдельно взятой… семье. Не оговорилась — метафора довольно-таки привычная, но про конкурс «Учитель года России» так говорят еще чаще. Отсюда, действительно, уезжают добрыми друзьями, иногда даже на всю жизнь. Вот и получается, проверено на собственном опыте: друзья — это семья, которую мы выбираем сами.

Наверное, всё потому, что здесь удается — сначала за время семинара, а потом и за конкурсные дни — пережить вместе такие перевороты в сознании, которые не пережить больше нигде. Меняется само мышление и восприятие — личностного, профессионального… и разделить это удается лучше всего с теми, с кем говоришь, что называется, на одном языке. Прав Витольд Ясвин! Тысячу раз прав!

Сколько всего уже прочувствовано: стихи Олега Парамонова, музыка Артура Зарубы, одухотворенность Александра Шагалова, основательность Алексея Доронина, проникновенность Игоря Карачевцева — в сознании у конкурсантов уже десятки объемных образов, или даже ориентиров, хоть сами абсолютные победители в своих лекциях и призывают не ориентироваться на чужой опыт до деталей, а изобретать свой, но хотя бы в малом следовать им хочется. С не до конца преодоленным восхищением трудно что-либо поделать!

Сколько за эти дни общались коллективно в формате «зал — лектор», сколько было индивидуальных консультаций, или уже на самом деле не получается назвать это таким сухим словом? Правда, просто общались, хотя понятно, что впереди испытания. Конкурсные, но испытания.

А еще писали эссе — даже тему выбрали сами. «Человек, благодаря которому я стал учителем». Стал. Или становлюсь? Каждый день? Если вспомнить девиз конкурса «Учить и учиться», который уже не приходится выуживать их памяти, потому что он органично встроился в сознание и протянул, как сказал бы Александр Шагалов, свои незримые нити между всеми событиями и эмоциями семинара, оказывается, что, действительно, еще учимся и будем учиться, потому что не хотим перестать быть учителями. Да, и Ушинский теперь тоже звучит по-новому.

Всё движется по кругу. Семинар открывался этой цитатой классика — с ней теперь прочно связан образ «Учительской газеты» 1924 года, которую демонстрировал конкурсантам главный редактор издания Петр Положевец. Ушинский приходит на память и теперь.

А Петр Григорьевич, подводя итоги, искренне делится: главное, что его сейчас занимает в эти финальные минуты семинара… учитель, его образ, его миссия. Как понять самого себя? Каждый из нас нечто вроде «черного ящика» — да-да, этот тот образ, или индуктор урока, который еще пару дней назад учили не использовать без надобности, но сейчас он как нельзя кстати! Каждый из нас, действительно, «черный ящик». Ключ к нему — в ответе на три вопроса. Каким ты кажешься другим людям? Каким бы ты хотел быть? И кто ты на самом деле? Чтобы ответить на эти вопросы, нужны мужество и смелость. Нужна смелость для того, чтобы каждый день, не задумываясь, делать то, что считаешь важным. Чтобы отстоять свою точку зрения, чтобы научить этому своего ученика… И защитить, и поддержать, если он осмелился быть смелым, видя перед собой пример учителя, благодаря которому становишься… человеком.

— «Я прикасаюсь к будущему. Я учу» — это высказывание Кристы МакОлифф, американского астронавта, первого учителя на орбите. И это, кстати, была одна из возможных тем эссе, но судьба в лице ваших коллег распорядилась иначе, — напоминает конкурсантам Петр Положевец. — Вы точно так же прикасаетесь к будущему, вы строите это самое будущее… Кто-то из выступавших говорил: «Не надо сомневаться!», а я призываю, прошу, желаю вам сомневаться, критически смотреть на мир… Вещи, которые кажутся нам привычными, могут повлечь за собой непоправимые последствия. Поэтому, если вы видите то, чему по-вашему не стоит быть, — в образовании или в жизни — говорите об этом. Учите сомневаться и своих детей, учите их высказывать свое критическое мнение. Ведь если, окончив школу, ребенок не умеет отстаивать свою точку зрения, значит, он ничему не научился. В этом и состоит миссия учителя — научить критически смотреть на мир и защищать свою позицию. А мы постараемся защитить вас, если вам это потребуется…»

Ставить точку на самом деле не хочется, потому что много проникновенных, добрых и теплых слов еще будут сказаны — в живом общении и социальных сетях, многое еще будет обдумываться и переживаться вновь. Окончание семинара — это не точка конкурса, а запятая — впереди Сочи. И пока история конкурса 2017 года получается очень школьной — между семинаром и началом испытаний целое лето и пара учебных недель. Конкурсанты словно уезжают на каникулы, чтобы уже совсем скоро дружным, хоть и слишком большим по российским меркам классом переступить порог сочинской школы №100. Первый звонок для 85 участников Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 прозвенит 24 сентября. До встречи в новом учебном году! Счастливого лета!


К предыдущему дню
К оглавлению



Гущин Д. Д.