На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


От деда до внука

«Учу и учусь» — так определяет дело своей жизни Андрей Рытченко, учитель года Астраханской области

— Я вырос в учительской семье, — рассказывает Андрей Юрьевич рыТченко. — Дед мой, Павел Иванович Бычков, молодым ушел на фронт, война стала его университетом. Ему повезло уцелеть, остаться в живых и стать учителем истории. Среди его учеников выросло много замечательных людей, имена некоторых известны не только в нашем регионе. Обе мои бабушки тоже учителя, по маме — русского языка и литературы, по отцу — математики и физики, родные дядя и тетя — учителя английского языка и истории соответственно. Жили мы в небольшом поселке, учитель в сельской местности человек уважаемый, он весь на виду, к его слову прислушиваются, к нему приходят за советом.

Увлекался Андрей многим, сочетая спорт с учебой в музыкальной школе. Но, обдумывая житье, юноша уже знал, делать жизнь с кого. Потому пришел в свою Краснобаррикадную среднюю школу уже через три года после ее окончания, еще будучи студентом истфака Астраханского педагогического института имени С.Кирова. Но сейчас понимает: сильно ошибался, думая, что главное — знать свой предмет. Любви к истории, которую Рытченко увлеченно изучал в школе, потом в институте, оказалось мало, чтобы называться педагогом.

— Первый год работы, как мне тогда казалось, прошел довольно успешно. На уроках я рассказывал своим ученикам все, что знал сам. Сейчас вспоминаю с улыбкой, через это проходят все молодые учителя: не доверяют ученикам, хотят все сделать за них. Помните известный мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве»? Были там двое из ларца, которые за Вовку все делали. Вот так приблизительно и у меня получалось, — вспоминает Андрей Юрьевич.

С годами его представление о миссии учителя менялось. Ведь, приходя в класс, он видел детей очень разных: далеко не всем нужно было знать то же, что и учитель. Один действительно ждал знаний, другой — возможности генерировать идеи, третий  — просто тепла, которого не хватало дома... Андрей Юрьевич быстро понял, что его задача не переделывать ребят, не подстраивать их под себя, а работать вместе с ними, находя то, что нужно каждому...

Однажды он побывал на семинаре о типах школьной культуры. На всех присутствующих огромное впечатление произвел фильм о школе самоопределения Александра Наумовича Тубельского, и на вопрос ведущего «В какую школу вы хотите отдать своего ребенка?» педагоги дружно ответили: «Конечно, в школу Тубельского». Но для того чтобы работать самим, так же дружно выбрали школу централизованную, бюрократическую.

— Почему? — удивился ведущий. — Разве вы не хотите работать в творческой школе?

— Не хотим, нам проще в традиционной, где все понятно, где у каждого свои функции, директор — главный, он за все отвечает, очень удобно.

— А детей почему не отдадите в школу, где сами хотите работать?

— Жалко их.

И Андрей Юрьевич пришел к выводу: современная школа должна учитывать интересы не среднестатистического ученика, а каждого отдельного ребенка, с его талантами или неспособностями, активностью или застенчивостью. А современный учитель должен понимать, что у каждого свой индивидуальный темп развития. То, что один усвоит за урок, другой одолеет за три-четыре, но успешными должны стать оба.

— Цель образования, на мой взгляд, воспитание Человека в человеке, — считает Рытченко.  — Немецкий социолог Георг Зиммель писал: «Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». В современной школе не должно быть успевающих и неуспевающих, только люди, идущие своим образовательным маршрутом. Создавая условия равного развития и индивидуальной успешности каждого ученика, мы растим человека, а не образовываем учащихся. Меня всегда волновала проблема физиков и лириков, которые попадают в хитроумные предметные ловушки: технические и гуманитарные. У них происходит перенасыщение информацией, для того чтобы сдать ЕГЭ и забыть «ненужные предметы» навсегда. Выход один — сделать так, чтобы образование развивало личность, а не насыщало ее информацией. Мне очень близка концепция «вселение человека в мир» на всех уровнях: эмоциональном, интеллектуальном, физическом. Принцип человекосообразности помогает выявить и реализовать возможности человека по отношению к себе и окружающему миру. Ведь каждый приходит в этот мир с определенной миссией. Понять, какая миссия и как ее реализовать, — вот основная задача учителя.

Воспитать личность можно только деятельностью, убедился Рытченко. Значит, необходимо создать такие условия, применять такие технологии, которые позволяют включить в работу всех без исключения. И пусть продуктивность этой работы будет разной, дети начнут действовать, а значит, формировать умения. Педагог остановился на модели системно-образовательного подхода к обучению доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского, когда ученик не только осваивает образовательный объект, но и создает свой личный образовательный продукт, переосмысливает его, рефлексирует, оценивая свои результаты.

— Приношу на урок настоящие солдатские кирзовые сапоги, — рассказывает Андрей Юрьевич. — Поразительный эффект: дети любого возраста — от малышей до выпускников — хотят обязательно примерить. И как только взяли в руки, сразу море эмоций — тяжелые! А если надеть? А еще добавить все военное обмундирование да оружие? Да вещмешок? Да пешком сотни километров! Одних сапог вполне достаточно, чтобы понять, что такое солдатский труд на войне. И когда начинаешь говорить о том, сколько эти сапоги прошагали пешком, как они выручали наших солдат, возникает интерес и к солдатскому быту на войне, и к самой войне. И уже нормой становится проведение простейшего исследования под руководством учителя химии об уникальных свойствах материала, из которого сделаны сапоги, или создание «Оды солдатским сапогам». И уже с огромным энтузиазмом дети собирают материал о своих дедушках и прадедушках, солдатах и офицерах Великой Отечественной войны, пишут сценарии исторического вечера «У войны не женское лицо», работают над проектом «Старость в радость».

Впрочем, Андрей Юрьевич уверен, что каким бы хорошим ни был отдельно взятый метод, вряд ли он способен решить главную задачу — воспитать Человека. Заинтересовать детей историей и обществознанием, на его взгляд, не проблема: сами по себе предметы интересны. Сложнее сделать так, чтобы им стало интересно работать: искать, читать, сравнивать, создавать что-то новое, спорить, наконец. Потому и необходима, по его мнению, система работы, включающая принципы, подходы, определенные условия, методы и методические приемы, устойчивые взаимосвязи.

Личность педагога тоже играет немалую роль. Рытченко — человек с активной гражданской позицией: руководитель ячейки партии «Единая Россия» в своей организации, председатель психолого-педагогической комиссии, член районного резерва присяжных заседателей, наблюдательного совета при администрации поселка, капитан сборной школы и поселка по игре «Что? Где? Когда?» и брейн-рингу. Двадцать лет работает в одном коллективе — сначала был учителем, а после победы на конкурсе 15 июля 2014 года назначен на должность директора Краснобаррикадной СОШ. При этом еще успевает преподавать общественные дисциплины и спецпредметы по управлению, праву и экономике в Астраханском государственном колледже профессиональных технологий, ради чего окончил Московский институт экономики и права. Причем преподает так, что студенты дружно отдали за него голоса при выборе кандидатуры на первом этапе конкурса «Учитель года». Участие в конкурсе стало для него еще одной покоренной вершиной: он состязался не с другими — с собой, впитывая опыт, которым делились коллеги.

— Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Думаю, что главное проявление гражданской позиции учителя заключается в содействии формированию активной гражданской позиции своих учеников. И в этой деятельности руководствуюсь фразой Джима Рона: «Если вы еще не составили свой жизненный план, то вы являетесь частью чужого плана. И как вы думаете, а много ли места оставили там для вас?» Развиваю активную гражданскую позицию моих учеников, в том числе и через проектную деятельность, независимо от того, какой это проект. Уже работая в школе, прочитал про Александра Петровича Куницына, выдающегося русского педагога, преподавателя Царскосельского лицея, профессора, преподававшего нравственные науки. Большинству современников он неизвестен, зато известны имена его учеников: Пушкина, Горчакова, Дельвига, Пущина, Кюхельбекера. Чем больше я узнавал об Александре Петровиче, тем чаще мне приходило в голову, что я, наверное, все свои педагогические технологии отдал бы за встречу с Куницыным, с человеком, которому удалось воспитать целую плеяду выдающихся учеников — граждан России с большой буквы. Конечно, мои успехи более скромные. Но есть у меня ученики, выбравшие педагогическое образование. А один из самых моих способных выпускников получил духовный сан, став священником в Волгоградской области. Это моя гордость, и не только потому, что он посвятил себя Церкви, а потому, что из маленького мальчика, который пришел ко мне в 5-й класс, он стал Человеком невероятной души и духовной силы. Очень надеюсь, что хотя бы чуть-чуть я к этому восхождению тоже был причастен.

Вместе с ребятами он сформулировал основные принципы гражданской позиции школьника и студента. Ученики Рытченко не боятся принимать решения, умеют отвечать за свои дела, помнят, что есть люди, которые нуждаются в их поддержке, и уже сейчас задумываются, что оставят после себя следующим поколениям.

— Я горжусь своими учениками, и не только потому, что они становятся учениками года и победителями олимпиад и турниров разного уровня, но и потому, что они, проходя нелегкие испытания и трудности, становятся целеустремленными, активными людьми и настоящими гражданами своего государства. Так хочется, чтобы все у них в жизни получилось, чтобы они были счастливы в семье и успешны в работе, чтобы стали настоящими патриотами своей Родины, да и просто добрыми, отзывчивыми, честными людьми! Очень надеюсь, что в нашем государстве будут успешными и счастливыми не только наши дети, но и внуки. Приятно, что в этом есть и моя лепта. Теперь я стал лучше понимать своего деда. После войны он мог стать военным или инженером. Но решил быть учителем истории. Мне кажется, что на фронте он понял самое главное — для чего человеку дана жизнь и как важно прожить ее достойно. Об этом он мог рассказать своим ученикам. Дело моего деда продолжается. И надеюсь, его продолжат и мои внуки. У меня три девочки, из которых одна дочь — учитель математики в моей школе.

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 29 от 21 июля 2015 года



Гущин Д. Д.