На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Правила игры

Прежде всего это любовь к детям

Евгений КЕЛИН мечтал стать спортсменом. Но в какой-то момент на него снизошло озарение: карьера футболиста или гимнаста подобна вспышке молнии, слишком яркой и слишком мимолетной, а вот воспитание олимпийского чемпиона — это задача совсем другого уровня, великая и весомая. Но для того чтобы ученик превзошел наставника, нужно сделать очень многое. И он начал учиться быть учителем.

Очарованный своей идеей, Евгений попытался поступить на факультет физического воспитания в Мордовский государственный пединститут имени М.Е.Евсеева. Но капризная фортуна знала предназначение юноши гораздо лучше его и гнула свою линию по определению его стези четко. И ее препоны на этом пути Келин преодолеть не смог. Наконец, не замечать знаки судьбы стало попросту неприлично, а они недвусмысленно говорили: «Тебя ждут на биолого-химическом факультете!»

Биологией Евгений Александрович увлекся в школе. Ему с самого раннего возраста нравилось наблюдать за тем, что происходит вокруг. Почему опадают листья, почему черви после дождя выползают наружу, что такое ДНК и зачем она нужна? У Евгения Келина вопросов было множество, но гораздо интереснее ему было самому находить ответы на них.

Он сам удивился, насколько гладко все пошло на этот раз. И хотя неприятный осадок в душе из-за провала на бюджетное место физкультурного какое-то время оставался, вскоре страсть к поиску взаимодействия всего живого с окружающей средой победила. Сегодня Евгений Келин вспоминает эти свои горькие мысли о, как ему казалось, неудаче с улыбкой. Говорит, вот не зря уверяют, все, что ни делается, к лучшему. В его случае это подтвердилось на все сто!

На пятом курсе Евгению Александровичу предложили попробовать поработать в сельской школе. Дебют Келина состоялся... в его родном Ельниковском районе, в селе Новоямская Слобода. Он подумал: «А почему бы нет?! Поработаю год, если не понравится, то после получения диплома послужу в армии, а о работе подумаю потом».

Студенту дали нагрузку 24 часа в неделю, а в вузе перевели на индивидуальный план обучения. Сначала было тяжело, он вел биологию, химию, экологию, занимался с учениками на пришкольном участке, организовывал работу в биологических кружках. Жил в родительском доме в Ельниках, и до школы приходилось добираться 18 км: зимой на попутках, весной и осенью на велосипеде.

Но год пролетел незаметно. Евгений Келин защитил диплом, ему предложили поступить в аспирантуру, согласился. Сельской школе тоже не смог отказать. Уже тогда почувствовал, что дети дают заряд энергии и сил, и ему пришлось по вкусу, что они учат его быть строгим и справедливым. С тех пор прошло восемь лет...

В своей педагогической деятельности основной уклон Евгений Келин, как и мечталось, делает на олимпиадное движение. Много читает об этом, в основном научную литературу, связанную с подготовкой олимпиадников по биологии и экологии. Сейчас переводит с английского на русский книгу по биологии под редакцией Кэмпбелла Campbell Biology (10 th Edition, Jane B. Reece, Lisa A. Urry, 2014). По ней в зарубежных странах готовят биологов к олимпиадам самого высокого уровня.

Но о спорте он не забыл. Просматривает все новости в Интернете. Особенно ему нравится следить за футбольными баталиями в мире. И он горд, что в 2018 году Саранск будет принимать чемпионат мира, а в футбольной премьер-лиге выступает команда «Мордовия». Радуется, что в республике живет немало любителей этой игры.

Келин и сам член сборной команды Ельниковского района. Футбол помогает ему привести мысли в порядок: заметил, «проветрив голову» в баталиях на поле, он способен сконцентрировать внимание на педагогических проблемах гораздо лучше. Но и другими видами спорта не пренебрегает, лыжи, плавание, легкая атлетика — все это его.

— У нас в республике, — восхищается молодой биолог, — лучший в мире Центр по спортивной ходьбе имени Виктора Михайловича Чегина. У всех на слуху имена олимпийских чемпионов по спортивной ходьбе из Мордовии: Ольга Каниськина, Валерий Борчин, Сергей Кирдяпкин, Елена Лашманова. Как говорят директор Республиканского лицея для одаренных детей, в котором я сегодня работаю, Евгений Александрович Вдовин и научный руководитель лицея Дмитрий Владимирович Подлесный, задача лицея — готовить олимпийских чемпионов по предметам. За пять лет существования лицея в нем уже есть победители и призеры мировых олимпиад по естественным наукам. Это то, к чему я всегда стремился.

Евгений Келин решил, что он готов попробовать заниматься подготовкой детей к олимпиадам, в 2009 году. Поначалу ему было непросто понять структуру и суть этого дела. Дети дополнительные занятия воспринимали с неохотой. Первый успех пришел к Евгению Александровичу в 2011-м. Его ученик Александр Тимошенко стал победителем олимпиады по биологии и экологии в республике, а на всероссийском финале завоевал 5-е место. Конечно, мальчик был горд собой, но не настолько, насколько был горд собой Келин, он был просто-таки счастлив. К тому времени он уже курировал направление «Экология» в открывшемся за год до этого при поддержке руководства республики Республиканском лицее для одаренных. За четыре года он лично подготовил множество победителей и призеров олимпиад по биологии и экологии на республиканском уровне, а также четырех победителей и девять призеров Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Евгений Келин старается работать на опережение.

— Под этим я подразумеваю, — отмечает Евгений Александрович, — участие детей в подготовке к олимпиаде более старшего возраста. Начинать нужно с 7-го класса. На следующий год можно сделать заявку на подготовку за 9-й (то есть школьник, учась в 8-м классе, выступает за 9-й!). Это может заинтересовать ученика («знать больше, имея меньше на это времени»). В дальнейшем, если это получится, ребенок может выступать несколько раз на одной и той же возрастной ступени. Это дает, несомненно, больше преимуществ и результативности.

— В этом году на Международную олимпиаду по физике в городе Мумбай в Индии, — рассказывает Келин, — из пяти кандидатов от сборной России трое представляют Мордовию! По биологии и экологии у нас пока таких успехов нет, все еще впереди!

Но сельскую школу Евгений Келин не бросил, с понедельника по пятницу работает в Саранске, а по субботам — в Новоямской Слободе.

В рамках повышения своей квалификации он смотрит онлайн-лекции центра обучения «Фоксфорд», где раз в неделю по любому предмету читают лекции преподаватели МГУ, МФТИ и других ведущих вузов.

— Все организовано очень мило, симпатично, — говорит мордовский учитель, — а главное — доступно, то есть бесплатно для всех желающих. Я вообще смотрю много научных фильмов.

А еще ему нравится жанр экшн, иногда может посмотреть мелодраматические мыльные сериалы (недавно всей семьей Келины посмотрели сериал по Первому каналу «Взрослые дочери»). И не обошел он, конечно же, вниманием «А зори здесь тихие...» в новой версии.

Определенных любимчиков в музыке у Келина нет. Он слушает рэп — группу «25/17», рок. Его могут увлечь и «АнимациЯ», и Виктор Цой, и Игорь Тальков, и Муслим Магомаев, и Александр Розенбаум. Но больше всего все-таки Келин любит слушать звуки природы, лесы, реки («Это лучший релакс, на мой взгляд. Вечером сядешь в деревне возле дома, рядом сад и целый «оркестр звуков»!).

И убежден, что самое главное — это семья.

— Семья — это моя жизнь, моя гордость! — улыбается Евгений Александрович.

Дочери почти два годика. Жена пока в декретном отпуске. У Евгения есть брат Михаил, они двойняшки. Михаил работает инженером в закрытом городе Сарове Нижегородской области. Родители пенсионеры. Каждую неделю Евгений и Михаил на выходные приезжают к ним в гости. И вот уже четвертый год строят они там дом на два этажа. Кстати, дерево Евгений Александрович уже посадил...

Келин любит слова Конфуция о том, что три пути ведут к знаниям: путь размышления — самый благородный, путь подражания — самый легкий и путь опыта — самый горький. Правда, убежден, что уберечься от горечи и разочарований можно, если знать как.

— Свою работу я воспринимаю как любимое хобби, — говорит педагог. — Работа с одаренными детьми, наличие побед твоих детей на всероссийских олимпиадах и конкурсах приносит истинное удовольствие от сознания силы такой великой и могучей профессии, как учитель! Пройдя столько конкурсных испытаний (стоит сказать, что на республиканском этапе я выступал два раза, три раза пытался покорить районный этап!), у меня появились собственные профессиональные правила.

Своим девизом на конкурсе «Учитель года России – 2014» Евгений Келин выбрал фразу: «От стандартов к нестандартной личности». Конкурс позволил ему увидеть лучшие уроки учителей Мордовии и России, дал возможность пообщаться.

— Каждый знает, — отмечает Евгений Александрович, — что в любом соревновании (будь это конкурс или олимпиада, например) существует свой путь к успеху. Мне повезло участвовать на республиканском этапе два раза (в 2011 и 2014 годах). И могу с уверенностью сказать, что второй раз я готовился и шел на конкурс с твердой позицией (показать максимум, на что способен, и, может быть, победить). И еще, в первый раз я как бы следовал девизу «Один в поле воин». В этом была моя ошибка, в этом была моя беда. И только пообщавшись с победителями конкурса прошлых лет, методистами и коллегами, понял, как важны люди, профессионалы, рядом. Я очень благодарен учителю года Республики Мордовия-2012 Сергею Побожьеву и учителю года Республики Мордовия-2013 Светлане Хансеверовой, коллективу Управления образования Ельниковского района, методисту Ельниковского лицея Елене Беляевой, зав. кафедрой ЕНО МРИО Ивану Маркинову за оказанную помощь при подготовке к конкурсу. И очень полезным для подготовки к конкурсу для меня был сайт «Учитель года России». Там множество уроков и мастер-классов, интервью участников и победителей. Это подсказало траекторию движения по конкурсу и вне его. В результате размышлений и работы над собой я вывел свою методику и назвал ее «Правила игры».

В его правила входят эрудиция, целеустремленность, результативность педагогической деятельности. Но прежде всего это любовь к детям и своей работе.

Сегодня он мечтает съездить на Байкал, увидеть всю удивительную красоту этого места, защитить написанную диссертацию и дать детям почувствовать, что они могут все. И как это сделать, теперь он знает. Ведь своим педагогическим кредо он считает слова Иммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Лора Зуева, «Учительская газета», № 28 от 14 июля 2015 года



Гущин Д. Д.