На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Теория счастья,

или Изобразительное искусство как связь поколений

Бывает так, что взрослые, страстно мечтая когда-то стать моряками, летчиками, писателями или модельерами, но так и не став ими, делают все, чтобы реализовать эти так и не исполненные желания в своих детях. Что нередко приводит к конфликтам, ибо у самих ребят могут быть свои собственные мечты. Однако порой дети выбирают «ту самую профессию» вполне самостоятельно просто потому, что любовь к ней им привили их родители. Так произошло и с учителем изобразительного искусства Мамонтовской школы Алтайского края Еленой АРТЕМИХИНОЙ.

— Мой папа не имеет художественного образования, но с детства очень любит рисовать, — рассказывает Елена Алтынбековна. — К сожалению, он был вынужден сделать иной выбор, стать шахтером, потому что надо было рано пойти работать и содержать семью. Но страстное увлечение художественным творчеством сохранилось в нем до сих пор. Сколько себя помню, он все свободное время проводит у мольберта. И делает это исключительно ради удовольствия. Пишет картины и дарит их друзьям. Они с мамой два года проработали в Норвегии, и теперь его произведения есть в собраниях некоторых зарубежных коллекционеров.

Именно папа и привел дочку в мир искусств, причем буквально за ручку: в небольшом городке Шахтинске, что в 30 километрах от Караганды, организовали конкурс рисунков, и Лена заняла в нем первое место. Успех и безусловная поддержка семьи оказали решающее влияние на выбор ее будущей профессии.

Правда, сначала она отнюдь не мечтала стать педагогом. Тем более что никто из ее родственников не был связан со школой. Желание научить других тому, что умеешь, родилось в ней как вполне закономерное стремление передать людям свои знания и умения, свою любовь к делу всей жизни. И это качество она также переняла от своего отца. Зато теперь Елена Алтынбековна с гордостью заявляет: «В первую очередь я учитель! И лишь потом художник. Мне нравится учить детей понимать искусство, нравится видеть, как ребята находят себя в нем. Кто-то становится дизайнером, кто-то — архитектором, скульптором, иконописцем. У каждого свой путь, но я рада, что помогла им определиться в выборе этого пути».

Еще во времена СССР Елена Артемихина окончила сначала педагогическое училище, затем художественно-графический факультет Карагандинского педагогического университета имени Е.А.Букетова. Так сложилась судьба, что из родного Казахстана она перебралась в Россию, ставшую ей второй родиной. Добротное советское образование помогло найти работу, интернациональное воспитание — гармонично влиться в новый коллектив. Традиционно теплые отношения между двумя самыми крупными республиками Советского Союза сохраняются и по сей день, это дает возможность соседям перенимать все самое лучшее, что у них есть в образовании.

Конечно, если сравнить те времена, когда Елена Алтынбековна только пришла в школу, с тем, что есть сегодня (учитывая, что теперь она работает в другой стране), подходы к преподаванию изо, содержание и само понимание этого предмета заметно изменились. Однако ее это не пугает. Ведь учитель по своей природе должен быть мобильным, готовым к изменениям, к совершенствованию и улучшению как процесса преподавания, так и самого себя. И тут все зависит в первую очередь от самого педагога, от его желаний, стремлений и готовности меняться. А процент творческих личностей, увы, остается относительно неизменным, несмотря на проводимые реформы в образовании. Многие продолжают из урока в урок «рисовать чайник», просто теперь они называют это модным словом «метапредметность». А те, кто пытается показать ребятам изобразительное искусство и художественный труд во всем их многообразии и красе, делают то, что делали и раньше, оставаясь Учителями с большой буквы. Артемихина из их числа.

Конечно, ей обидно, что изо в школе не только дети, но также коллеги — преподаватели других дисциплин — воспринимают как неосновной предмет в отличие от математики, физики, русского и даже английского языков. Да и часов на него выделено до неприличного мало. Но тут все зависит от позиции учителя, от его желания и умения зажечь детей, разбудить в них интерес к тому или другому виду искусства, поддержать стремление выразить себя в нем. За один час в неделю нереально научить рисовать, ваять, клеить или проектировать. Но можно попытаться сделать так, чтобы ученик и после занятий попытался что-то сделать руками, захотел придумать какую-нибудь композицию, создать инсталляцию, нарисовать картину, вылепить из пластилина фигурку и т. д. А тех, кто заинтересовался, можно пригласить посетить кружок, где тот же педагог гораздо более подробно и детально объяснит, как все это делается в идеале.

— Конечно, если ставить вопрос иначе — достаточно ли мне одного часа в неделю, я, безусловно, ответила бы отрицательно, — признается Елена Алтынбековна. — Но мы поставлены перед фактом, а потому должны работать в этих условиях. Да если бы в каждом классе с первого по одиннадцатый было хотя бы по часу изо, я бы только радовалась. Однако нужно максимально эффективно использовать то, что имеешь. Кроме того, у нас ведь есть и внеурочная деятельность, мы проводим исследовательские работы, у нас есть изостудия, куда приходят и маленькие, и взрослые. Все это компенсирует как-то недостаток часов, позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка. И потом, школьные предметы не существуют изолированно друг от друга, в каждом из них есть частица остальных, и нужно уметь это использовать. Разве рисовать можно только на уроках изо? Нет, конечно же! А если так, то, значит, можно реализовать свои идеи на занятиях по физике, географии, истории — везде, где требуется что-либо изобразить графически. Точно так же на моих уроках вполне можно давать основы самых разных наук, ведь восприятие цвета — это биология, состав красок — химия, «золотое сечение» — математика. Вот это и есть межпредметность и метапредметность в том виде, в котором их действительно могут понять учителя и ученики.

...Как-то так сложилось, что от участников конкурса «Учитель года» мы ждем чего-то необычного, «из ряда вон авторского», того, чего еще ни у кого не было. С одной стороны, такое желание со стороны жюри вполне оправданно, ведь лучшие из лучших по определению должны не только пользоваться чужими наработками, методиками и технологиями, но и уметь создавать свои собственные.

Елена Артемихина по этому поводу нисколько не комплексует. По ее мнению, главное в работе учителя — уметь эффективно передать ученикам определенный набор знаний, компетенций, пробудить познавательный интерес, создать условия, в которых у ребят появится устойчивый стимул к самообразованию, самосовершенствованию, росту. А для всего этого вовсе не обязательно каждый раз выдумывать что-то новое, изобретать велосипед, обычно вполне хватает того, что уже изобретено кем-то, главное — научиться все это грамотно использовать на своих уроках. Ей, например, очень нравится изотерапия Елены Макаровой, поскольку этот метод весьма наглядно демонстрирует, как можно «лечить искусством». Очень нравится интегрированная программа Любови Савенковой «Искусство и среда» и, конечно же, программа Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», которую Елена Алтынбековна взяла за основу. А то, что до сих пор она не создала ничего своего... Так ведь это дело наживное! И потом, стоит ли пытаться непременно сделать что-то свое, если все необходимое для работы и творчества уже создано другими?

— Я очень трепетно отношусь к тому, что мы делим детей на одаренных и бездарных, — говорит она. — Здесь, на конкурсе, я постаралась доказать, что все дети одаренные, что все они могут быть художниками. И вообще каждый человек — существо, одаренное многими дарами, задача учителя — помочь ребенку понять, что это за дары, как их можно развить и использовать. Может, он раскроется в рисунках, может — в спортивных достижениях, а может — в сочинениях. Ошибка взрослых в том, что все созданное детьми они оценивают со своих взрослых позиций, и оценивают, как правило, весьма критически, поскольку сами могут создать гораздо лучше. На самом деле в детских работах столько глубины, чистоты, искренности и непосредственности! Независимо от возраста детей их творчество всегда удивительно и замечательно, в нем каждый раскрывается по-своему.

Интересно, что при всей своей любви к традиционным видам искусства и способам его выражения Артемихина с большим энтузиазмом воспринимает технические новинки, которые появились в последние годы. Конечно, интерактивная доска не заменит мольберта, а маркер — кисти, однако с их помощью можно создать множество весьма оригинальных работ. После этого на компьютере их несложно отредактировать, «почистить», размножить и разослать друзьям, родителям и знакомым, на принтере распечатать изображение на бумаге, пленке или холсте, проектор позволяет сделать презентацию, показать фильм, продемонстрировать слайды. А если в школе есть 3D-принтер, появляется возможность разработать и «материализовать» трехмерные объекты — архитектурные сооружения, изваяния, барельефы и т. д. Кто осмелится заявить, что все это не имеет отношения к изобразительному искусству и художественному творчеству? И кто сказал, что конкурс рисунков, сделанных ребятами на планшетных компьютерах, не способен привить детям интерес к изо?

Из той же оперы сайт, на котором Елена Артемихина разместила разработки своих уроков, собственные рисунки, фотографии, работы детей. Правда, она признается, что если бы не конкурс, руки бы вряд ли дошли. Что греха таить, педагоги, загруженные рутиной, мало когда заботятся о собственном профессиональном будущем в плане классификации своих работ, а потому редко у кого «всё, что нажито непосильным трудом», хранится в полном порядке и доступно для использования. Но, как говорится, если нужно, надо делать. А для этого пришлось в авральном порядке приобретать новые навыки, провести «генеральную уборку» в архивах, приведя в порядок все созданное за последние 20 с лишним лет, систематизировать методику. В этом ей помогали не только коллеги, но и представители комитета образования, члены Алтайского клуба «Учитель года» и, конечно же, ее ученики. «Docendo discimus» — «уча учимся», как говорили древние римляне! А учиться Елена Алтынбековна никогда не переставала. Это ее призвание.

— Я учитель и хочу быть учителем. Хорошим учителем! — говорит она. — Мне не раз предлагали перейти на другое место работы, с повышением, в частности стать директором художественной школы, но я отказалась — это не мое. И конкурс для меня — возможность выйти на новый профессиональный уровень, оставаясь тем, кем я себя ощущаю, — педагогом.

Счастье — быть на своем месте, делать то, что ты любишь и умеешь, понимая, что это нужно и интересно другим.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 06 от 10 февраля 2015 года



Гущин Д. Д.