На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Третий день

 

Глубокое погружение в конкурсные задания

Вот чем были заняты сегодня на консультативном очном установочном семинаре участники грядущего финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014». «Ныряли» с помощью опытных «инструкторов» и вооружившись самыми современными педагогическими «инструментами» и «оборудованием».

Конкурсное задание «Интернет-ресурс» поддалось исследованию с помощью лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2010», руководителя информационного центра издательства «Просвещение» Екатерины Латыповой. Она подробно разобрала, каким должно быть интернет-представительство учителей года, за что и сколько баллов могут получить конкурсанты, создав свою страничку или блог. Общее количество баллов за это задание — 35. Первая группа критериев оценки интернет-ресурса – насколько удобно работать с сайтом, не отталкивает ли цветовая гамма, можно ли быстро выйти на то, что ищет посетитель. Вторая группа критериев — интересен ли сайт посетителю? Придет ли он вновь? Появится ли постоянный читатель? За удобство навигации дается 17 баллов, за наличие контактной информации, возможность оставить комментарий или поучаствовать в опросе — 4 балла, за дизайн — 3. И так далее…

Екатерина Александровна посоветовала: «Мы любим блоги и сайты, которые заведены нами. Но надо, чтобы близкие люди, коллеги и ученики посмотрели и сказали, что не так. Иногда, например, посетителей вводят в заблуждение названия рубрик – непонятно, что там за материалы…».

Что касается дизайна, нужно выбирать шрифты без засечек, чтобы было удобно читать, контрастные, не бросающиеся в глаза. Кегль — 12-й. Избегать навязчивой анимации.

В общем, полезных советов было очень много… Довольными с занятия ушли даже поклонники социальных сетей — они узнали, что на сайте может быть переход на страничку ВКонтакте, например, где учителя часто предпочитают общаться с детьми.

Выступление первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой погрузило конкурсантов в историю конкурса, его философию, идеологию, открыло личностные смыслы этого самого необычного и популярного в педагогической среде состязания. Участники всероссийского финала 2014 года увидели перед собой лица абсолютных победителей разных лет, услышали о том, как складывается их карьера, судьбы лауреатов и просто участников, какое влияние оказывает конкурс на образовательные системы регионов. Ирина Георгиевна рассказала и о региональных клубах «Учитель года» в различных концах нашей огромной страны. Поделилась личными воспоминаниями о конкурсах разных лет. В общем, участники почувствовали себя звеньями в большой цепи, частью славной когорты педагогов, которых официально называют «учителя года», а неофициально — «пеликаны».

Следующее испытание заочного тура — «Методический семинар», конкурсанты до 15 августа должны подготовить и выложить на официальном сайте конкурса «Учитель года России — 2014» презентацию с описанием своего опыта — 20 слайдов и 5 страниц сопровождающего текста.

О том, как представить свой опыт, конкурсантам рассказала доцент кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, кандидат педагогических наук Елена Пахомова. Елена Михайловна в конкурсе с самого начала и знает о нем практически все!

Елена Пахомова объяснила: «В описании опыта важно показать свою «фишку». Если ваша «фишка» - проектная деятельность, то о ней и расскажите. Если у вас есть система – расскажите о системе. Например, о системе использования технологии развития критического мышления». Начинать описание опыта стоит с противоречий. Возникает противоречие — педагог ищет из него выход, находит его в применении той или иной технологии, положим… Надо раскрыть ведущую идею опыта. Описать то, что учитель делает. Не только то, что написано в учебниках по педагогике и умных книгах…

Можно ли использовать видеоролик в презентации? Можно, но он должен быть максимально коротким — около трех минут. Видеоролик поможет жюри составить первое представление об участнике конкурса.

Единственное и потому ответственное испытание первого очного тура — урок. Погрузиться в пучину этого конкурсного задания учителя смогли вместе со старшим преподавателем кафедры естественно-математического образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2011» Алексеем Дорониным. Он начал с того, что напомнил критерии оценки этого задания: компетентность, инновационность, креативность и рефлексивность. Затем рекомендовал литературу и источники, в том числе материалы «Методической кухни» на сайте «Учительской газеты». Отделил понятия «конкурсный урок», «открытый урок» и просто УРОК, рассказал о требованиях именно к конкурсному уроку. «Надо помнить, что на уроке, - сказал Алексей Владимирович, - необходимо показать способы достижения образовательных результатов. Урок должен быть зрелищным - в методическом плане».

А затем Алексей Доронин подробно разобрал особенности работы с различными возрастными группами школьников — 5-6-х классов, 7-9-х классов и 10-11-х классов.

Урок для участников всероссийского финала – во многом импровизация, ведь конкретная тема берется из календарно-тематического планирования данного класса. Но это не страшно, доказал Алексей Владимирович. Ведь учитель строит урок, исходя из того, чем должен овладеть ученик, а уже эту структуру можно подстроить под любую тему.

Целостный алгоритм подготовки к конкурсу представила заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина, тоже человек, знающий о конкурсе очень многое и любящий его.

Конкурс начинается с веры в себя. Затем следуют три этапа: вход в конкурс, участие в нем и выход из конкурса. Цель, которую ставит перед собой участник во время конкурса, - соответствовать условиям состязания. Технологии: конкурсное поведение, освоение «сцены», ораторское мастерство, dress-code, тайм-менеджмент. Очень помогают во время состязания опыт, общая культура, педагогический кругозор, мобильность.

Вторая часть выступления Елены Станиславовны была посвящена технологии публичного выступления. Для оратора очень важно — поймать тонус зала, почувствовать аудиторию. В хорошей речи, уверена Елена Елшина, должны быть 10 элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловая насыщенность, лаконизм, юмор.

В конце дня конкурсанты разошлись по кафедрам Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, чтобы на примере своего родного предмета преподавания понять, чему и как мы учим сегодня.



Гущин Д. Д.