На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Моменты на всю жизнь

Быть скучной нельзя, да и некогда

Ольга Тутукова не могла не стать учителем. У нее просто не было выбора. С самого раннего детства школа стала ее вторым домом, и она сроднилась с ней крепко, как оказалось, на всю жизнь. Мама моей героини работала учителем химии и биологии в поселке Серп и Молот Волгоградской области. Она была и первым другом, и первым учителем, и примером во всем. К сожалению, Юлия Федоровна Старикова всего год не дожила до профессионального триумфа своей дочери, до ее победы на конкурсе. Жаль еще и потому, что в этой победе огромная доля ее участия.

Именно мама научила Олю с вниманием относиться к любому ребенку, в каждом из учеников видеть хорошее и для каждого находить доброе слово. Мама же в свое время подсказала дочери ее будущую специальность: «Как хорошо с маленькими детьми! Они такие отзывчивые, благодарные. Как с ними легко! В средних и старших классах они уже проявляют свой характер, а в начальной школе только впитывают. В них можно вложить много хорошего». Ольга Семеновна, послушавшая совет мамы, ни разу не пожалела об избранной специальности. Дети ее радуют уже почти тридцать лет и три года. Именно столько она работает в школе военного городка города Знаменска Астраханской области, куда приехала в свое время с мужем — военным офицером. Для тех, кто не знает, что такое Знаменск, скажу: в прошлом он назывался Москва 400. Городок вырос после войны возле знаменитого полигона Капустин Яр, где в свое время работал Сергей Королев и откуда в августе 1960 года стартовал легендарный космический аппарат с Белкой и Стрелкой на борту. Кстати, в Знаменске есть памятник Королеву и улица его имени — Королева очень почитают здесь, каждый школьник знает, какое значение имел его труд для славы страны.

Жизнь в военном городке специфична — это многие знают. Коллектив учащихся и учителей непостоянный. Служба есть служба: кто-то уезжает, кто-то, наоборот, приходит в середине года. Численность учащихся школ тоже зависит не от качества работы педагогов. Например, когда Ольга Семеновна в 1982 году после окончания Борисоглебского государственного педагогического института пришла в школу №234 Знаменска (нумерация в то время была, да так до сих пор и осталась московская), педколлектив насчитывал больше 80 человек, сегодня здесь всего 26 учителей вместе с администрацией. Тем не менее школа считается очень сильной, потому что в ней работают настоящие энтузиасты своего дела, не случайно именно 234-я первой в городке получила миллионный грант президента.

К многочисленным добрым традициям школы можно отнести традицию наставничества. Когда Ольга Семеновна пришла в школу, ей представили наставника — Таисию Сахнову. Она, по сути, стала для начинающего педагога второй мамой. В первый год Ольга Семеновна и Таисия Викторовна вместе писали планы-конспекты уроков, анализировали ошибки, работали над тем, что не очень получалось. Даже когда Ольга Семеновна приобрела опыт и авторитет, Таисия Викторовна осталась для нее самым близким человеком в коллективе, только теперь отношения перешли в другое качество — их можно назвать дружбой.

Конечно, и победу Тутуковой на региональном конкурсе можно считать результатом работы всего коллектива. Ольге Семеновне очень помогли ее коллеги Елена Фролова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания Светлана Нестерук и, конечно же, директор школы Татьяна Нечаева. Очень помогла семья — муж и сын, уже взрослый и самостоятельный, имеющий двух прекрасных дочек. Любимые внучки Ольгу Семеновну не только радуют, но и вдохновляют на новые профессиональные свершения.

Вообще-то, видя прекрасные результаты работы и творческий подход к делу, Ольге Семеновне уже давно предлагали участвовать в конкурсе «Учитель года». Коллеги видели ее потенциал и в хороших результатах не сомневались, но Ольга Семеновна отказывалась. Причины были объективные: тяжело болела мама, и уход за ней требовал много сил и времени, а все знают, что у конкурсантов их почти не остается. Для Ольги Семеновны было важно до конца быть рядом с мамой. И, конечно же, большой отдачи требовала работа. Несмотря на стаж и опыт, Тутукова до сих пор относится к своим урокам с трепетом. И волнуется не меньше, чем в первые годы.

— Конечно, природа этого волнения другая, — вздыхает учитель. — В первые годы я волновалась, получится ли у меня, справлюсь ли. Теперь совсем другое: с опытом требовательность к себе возрастает. Я не могу позволить себе повториться, быть скучной, неинтересной детям. Каждый урок для детей должен стать открытием. Они не должны быть заложниками нашего самочувствия, настроения, проблем в семье или коллективе. Когда-то меня поразила сказка Николая Лескова «Час воли Божьей». Главная героиня сказки, когда ее спрашивают о том, что нужно для всеобщего счастья, дает совет. Нужно ответить на три важных вопроса: какой час, какое дело и какой человек самые важные? Применительно к нашей профессии я бы так сформулировала рецепт «счастливого учительства»: самый главный — сегодняшний урок. Самый главный человек  — это ученик. Самое важное дело — найти для каждого ученика то слово, в котором он именно сейчас нуждается. В общем-то, все настоящие педагоги знают этот рецепт. Не вычитывают из книг, а интуитивно находят единственно верное решение главных вопросов. Этому же меня учила и мама. Не словами учила, собственным примером. И я всегда стараюсь помнить об этом.

В лексиконе Ольги Семеновны нет словосочетания «идти на работу». Когда ее спрашивают, отвечает: «Иду к детям». Маленькая деталь, но говорит о многом. Вся жизнь Ольги Семеновны, по сути, детям и посвящается. Она считает, что ученик, не увидевший красоту и доброту в учителе, не поймет его слов о красоте и доброте. По ее мнению, быть добрым не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце. Если сам учитель любит и уважает культуру, традиции и историю своего народа, он сможет передать это детям.

Прошу Ольгу Семеновну назвать основные качества, которые она старается развить в детях в первую очередь.

— Прежде всего, на мой взгляд, — отмечает педагог, — взрослым — и родителям, и педагогам — очень важно поощрять в детях любознательность. Любознательность, как писал Сэмюэл Джонсон, — «один из постоянных и верных признаков энергичного ума». Кстати, психологи заметили, что именно любознательность значительно повышает шансы человека прожить жизнь счастливо. Еще следует с детских лет развивать в детях ответственность. Я, например, позволяю своим ученикам принимать самостоятельные решения. Не лишаю их права ответить: «Нет!» Слушая их доводы, стараюсь понять, может быть, в них есть зерно истины? Стараюсь уважать своих учеников, следуя заповеди Януша Корчака: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными увлечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем...» Конечно же, мы, учителя начальной школы, должны создать условия для самореализации ребят, для свободы их творчества, для нестандартного решения проблем. Самый большой грех учителя — не увидеть ребенка с неординарным мышлением. Ведь понятно, что такого человека можно заметить уже в детстве. От учителя зависит: дать развиться его самобытности и оригинальности или подавить, подогнать под стандарт.

Затронув тему новых стандартов, я не могла не спросить мнения Тутуковой об имеющихся программах для начальной школы. Выяснилось, что в ее школе учителя начальных классов работают по программе «Начальная школа 21 века». По мнению Ольги Семеновны, она хороша тем, что открыта для внедрения положительных идей. Больше всего ей нравится методика формирования теоретического и образного мышления. Оно не менее важно, чем словесно-логическое.

— На своих уроках, — говорит Тутукова, — я формирую невербальный интеллект (это интеллект, который проявляется в выполнении задач, требующих минимального использования вербального материала), потому что он занимает важное место в жизни человека. До сих пор продолжаю искать ответ на вопрос, как лучше подавать науку чисел. Все время искала что-то новое: читала литературу, посещала уроки коллег. Поиски начались именно с этой неудовлетворенности. Мне нужен был стержень, на который можно нанизать содержание. Деление детей на разные группы по структурам мышления — эта идея показалась мне интересной.

— Раньше на математике, — вспоминает педагог, — когда мы сравнивали выражения в сантиметрах и дециметрах, нас учили: сначала перевести число в сантиметры, потом наверху поставить знак... И я, когда пришла к детям много лет назад, учила именно так. Сегодня они решают так, как удобно им, мне же только объясняют, почему нужно поставить этот знак. Ведь если кто-то решил не так, как в учебнике, это вовсе не значит, что он не прав.

— Это и есть гуманизация образования? — интересуюсь я у Ольги Семеновны.

— Знаете, все о ней говорят, но никто не знает, что такое гуманизация на практике. В начальной школе доминирует такое мнение: принимать каждого ребенка, гладить по голове и приговаривать: «Какой ты молодец!» Правильно, неправильно — молодец. А вот это как раз и негуманно — внушать ребенку, что он прав в любом случае. Нужно не просто похвалить, а дать каждому возможность мыслить как ему удобно.

Много внимания Тутукова уделяет развитию в своих воспитанниках доброты и сострадания. Для этого в ее педагогическом арсенале очень много средств. Главной целью этого аспекта своей работы педагог ставит для себя профилактику насилия и жестокости. Кстати, ее выступление на одном из этапов регионального конкурса «Учитель года», носящем название «Гражданская позиция», было посвящено именно проблеме детской жестокости. Жюри конкурса единогласно поставило ей тогда высшие баллы.

По мнению Тутуковой, остановить распространение детской жестокости смогут только отцы. Она и ее коллеги стараются поднимать авторитет отцовства. Уже с начальной школы в 234-й традиционно проводится многоуровневый конкурс «Мама, папа, я — дружная семья». Он включает в себя не только спортивные состязания, но и творческие, интеллектуальные конкурсы. Они очень сплачивают детей и родителей, да и вся школа проживает этот напряженный период подготовки совершенно в особом ритме. Папы приходят в свой обед, чтобы принять участие в репетиции, освободившись от службы, приходят в школу, чтобы помочь с оформлением зала. Все это очень трогательно наблюдать. А на детей участие отцов в их школьной жизни производит неизгладимое впечатление. Такие моменты запоминаются на всю жизнь.

Но этим воспитательная деятельность моей героини не ограничивается. На протяжении девяти лет ее ученики участвуют в «Ярмарке идей» со своими социальными проектами. Среди них такие, как «Я люблю свой город», «Кто такая Баба-яга», «Отверженные», «Что мы знаем о футболе?» Зимой они делают кормушки для птиц, подкармливают бездомных животных. Родители учеников сами организовали волонтерскую помощь детям, родители которых лишены родительских прав.

— Самое главное, что ни детям, ни взрослым, — объясняет Ольга Тутукова, — я ничего не навязываю, лишь подвожу к идее. Они сами ее формулируют и реализуют, разумеется, с моей помощью.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 34 от 26 августа 2014 года



Гущин Д. Д.