На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Наука для жизни

Истинные химики знают: дружба — это реакция, которая длится десятки лет

Внешне Жанна ТУБАЕВА — классический молодой педагог. Уверенная в себе, стильная, говорит спокойным, хорошо поставленным голосом. Такой педагог не может не понравиться современному ребенку. Но еще большей теплотой проникаются к ней дети, когда узнают, что внутренне это чуткий и понимающий, добрый учитель. Она прекрасно знает, что в последние годы к химии сложилось непростое отношение. Именно поэтому участница Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013» из Кабардино-Балкарской Республики старается учить их не сложной химии элементов и формул, а каждую минуту демонстрирует, какую большую роль этот предмет играет в повседневной жизни человека.

Самая сильная связь

Пожалуй, Жанна Тубаева из тех, у кого при выборе профессии сработал пример Учителя. Именно так, с большой буквы. Таким значимым педагогом для Жанны Хасановны в школьные годы стала преподавательница химии Таисия Николаевна Курманова, которая учила ее в старших классах и привила любовь к предмету. Впоследствии они подружились, и учительница стала для своей ученицы ориентиром во многих сферах жизни. Новоиспеченная студентка Северо-Кавказского государственного технологического университета с восторгом смотрела на Таисию Николаевну, видела ее громадный опыт, ее работу, ее добросовестное отношение ко всему, что требовало ее усилий, и не переставала учиться.

И именно Таисия Николаевна взялась помогать своей ученице в подготовке к конкурсу, когда узнала, какая честь выпала ей. Заветов не давала, а просто сказала, что верит в нее, и сомнения будущей конкурсантки во многом рассеялись — педагогу с таким громадным опытом виднее.

На состязании такого уровня Жанна Тубаева оказалась впервые. Участвовала у себя в республике в конкурсе ПНПО и победила. Но даже не ожидала, что придется демонстрировать свое педагогическое мастерство на всероссийском уровне. Сразу начала готовиться. Впрочем, нельзя сказать, что это пошло в ущерб уже отлаженному ходу жизни. Никто же не отменял ежедневные уроки. Кроме того, надо было помогать осваиваться в школе и сыну-первокласснику. Так что полностью отвлечься от всего и сесть за книги не получилось. Впрочем, разве на конкурсе главное количество прочитанных методичек и учебников?

Не секрет, что химия не самый популярный предмет. Но, оказывается, и не только у школьников. На конкурсе «Учитель года» тоже мало химиков. Наверное, потому между ними и устанавливается такая сильная связь, которую, кажется, не разорвать никакими окислителями — ни конкуренцией, ни разницей в баллах. Что бы там ни ставило высокое жюри, друг остается другом.

В том, что химики дружат не только школами, как это происходит, по словам Жанны Тубаевой, в Кабардино-Балкарии, ей удалось убедиться и на конкурсе. Несмотря на то что у всех были свои дела и заботы, коллеги отыскали ее кабинет и пришли поддержать Жанну Хасановну перед конкурсным уроком. Кто-то помог распечатать раздаточные материалы, скрепить, разложить. Все желали успеха. О каком соперничестве здесь можно говорить? Скорее о настоящей химии, которая образуется между небезразличными друг другу людьми.



Каждому об интересном


С зарплатами в школах пока еще не все так гладко, как хотелось бы. Но по крайней мере значительно лучше, чем было еще десять лет назад. Впрочем, даже тогда Жанну Тубаеву не пугало это весомое негативное обстоятельство. Ей просто казалось, что она не сможет работать кем-то еще, кроме учителя. Всегда популярные и прибыльные профессии вроде бухгалтера или экономиста не для нее. Точно так же, как и отчеты со скучными цифрами. Ей нравится, что теперь, когда она идет по городу, с ней то и дело здороваются ее ученики: бывшие, настоящие. Везде, куда бы ты ни шел, оказываются те, кого когда-то учил. А это значит, что ты на эмоциональном уровне связан с многими людьми. А это гораздо ценнее тихой кабинетной работы.

Конечно, учителя не всегда могут вспоминать добрым словом — низкие оценки порой все равно приходится ставить, — но Жанна Тубаева надеется, что у ее учеников гораздо меньше поводов для плохих школьных воспоминаний. Каждый урок она старается вести так, чтобы даже через много лет после окончания школы они с ребятами могли улыбнуться друг другу.

Обычно она говорит тихо, но в голосе чувствуется уверенность, которая передается и классу. Отсюда дисциплина и порядок, которые не приходится водворять принуждением, а, как и многое в жизни, показывать только на личном примере. Порой она волнуется на уроках, но знает, что нужно взять верх над этим трепетом и зарядить класс положительной энергией. А как иначе, ведь они должны вынести с урока уверенность в том, что химия — это просто и интересно. Многих школьников сегодня пришлось бы в этом убеждать. Но не тех, кого учит Жанна Тубаева. Они готовы стоять за это утверждение.

Знают они и то, что, например, химия и литература не так далеки друг от друга, как может показаться. По мнению Жанны Хасановны, все совсем наоборот. Поэтому и техника безопасности перед экспериментом звучит в стихотворной форме: «Вот послушайте друзья, что на химии нельзя...» Быстрый веселый размер стиха заставляет ребят тут же превратиться в слух.

Но нужно ведь, чтобы на уроке было не просто интересно, а интересно каждому. Пожалуйста, с мальчиками поговорим о работе химического производства, о выветривании горных пород. С девочками — о том, почему не окисляются золотые украшения, о том, как хранятся продукты в холодильнике. Тут и воспитательные цели налицо. Где еще будущая хозяйка дома может научиться тому, как быстрее сварить картофель к приходу гостей или хранить молоко, чтобы оно не прокисло, или тому, как без ущерба для ткани вывести пятно? Конечно, на уроке химии! Ведь химия не для того чтобы корпеть над длинными формулами н непонятными реакциями, она для того, чтобы лучше понимать саму жизнь.

О том, что химия, пожалуй, самый жизненный предмет, невольно приходится говорить каждый урок. Прежде чем что-то сделать, например, покрасить волосы, мы читаем инструкцию, видим состав краски; прежде чем что-то съесть, интересуемся составом продукта и нередко сетуем на консерванты и красители. А потом на досуге рассуждаем о влиянии химических элементов на организм человека и, сами того не замечая, все равно углубляемся в химию.



Жизнь будет другой


Конечно, интересное, занимательное представление, в которое сегодня так легко превратить урок, — это еще не все, что прививает любовь к предмету. Много зависит от склада ума, от отношения ученика к многим другим предметам. К сожалению, как признается Жанна Тубаева, если что-то не ладится с математикой, скорее всего, будут сложности и с химией. Многим трудно дается терминология дисциплины, да и объем большой. Однако она старается сделать уроки такими, чтобы, даже если не гнаться за пятерками, можно было вынести что-то полезное.

Учить с каждым годом становится и проще, и одновременно сложнее. Если говорить о технологиях, то с ними теперь доступно многое. Например, можно показать какие-то опыты, которые могут быть опасными в реальности, но важны для понимания темы. Да и простую нехватку реактивов видеоматериалы хорошо компенсируют.

Сегодня учить, может быть, проще еще и потому, что есть ЕГЭ. Учитель точно знает рамки, в которых надо подготовить школьника. Хотя, несмотря на все обилие возможностей, мотивация к учебе у детей, похоже, стала ниже.

В начале профессионального пути работать было сложнее, надо было привыкнуть к общению с классом, выработать манеру подачи материала, понять, как держать себя, как реагировать на действия или слова особенно неусидчивых и заводных. Когда выходишь из университета, нет еще того терпения, которое есть у мэтров. С опытом начинаешь понимать, почему дети решаются подзадорить учителя и как это можно сгладить. Так что молодой азарт и сходство мировоззрения — это лишь малая толика успешного урока.

Жанна Тубаева до сих пор сравнивает то, как педагоги учили ее, и то, как она сама дает уроки. Просматривая старые тетради, она размышляет над тем, почему формула или понятие были даны в этот момент урока, а не в какой-либо другой, почему это запомнилось, а другое без следа ушло из памяти... И понимает, что каждый удавшийся, не хуже, чем у ее учителей, урок — это победа. Если дети без труда вспоминают пройденный материал — тоже победа. Каждое выступление учеников на конференциях, олимпиадах, а особенно когда они достигают тех результатов, о которых даже не могли мечтать, — это все победы.

Для учителя, по мнению Жанны Хасановны, призовое место на конкурсе важно, но гораздо важнее то ощущение, с которым оттуда уезжаешь. В прошлом году с всероссийского этапа «Учителя года» она увозила в Кабардино-Балкарию самые приятные впечатления. Ведь участие в таком конкурсе — это мечта каждого учителя, и даже если не возьмешь первый приз, никогда не пожалеешь, что оказался рядом с коллегами со всей страны. В любом случае жизнь после конкурса уже не будет прежней. Она будет немного лучше.

Анна Данилина, «Учительская газета», № 12 от 25 марта 2014 года



Гущин Д. Д.