На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Волшебная сила эксперимента

Уроки Натальи Трушиной никого не оставляют равнодушными

На занятиях Натальи Трушиной не увидишь равнодушных глаз. Поскольку сама Наталья Рахматуллаевна — человек удивительно жизнерадостный, светлый и легкий, допустить скуку на свой урок она просто не в состоянии. Не случайно же все ученики многопрофильного пермского лицея №8 уверены, что химия — это очень интересно.

А лицей огромный, как город. В нем более 1600 учащихся и около ста преподавателей. С 8-го класса дети учатся по трем разным программам в зависимости от выбранного профиля: инженерно-технического, естественно-научного и гуманитарного. За 11 лет работы в лицее у Натальи Рахматуллаевны были не только профильные классы, изучавшие химию по углубленной программе. Были и гуманитарии, буквально с порога объявлявшие, что им «химия будет в жизни не нужна». Наталья Рахматуллаевна не спорила, не переубеждала. Просто подбирала для таких ребят особенные задания, такие, которые заставляли их задуматься, самостоятельно искать пути решения и, главное, добиваться результата. Всем без исключения — и тем, кому нужна химия, и тем, кто считает, что не нужна, — она оставляет простор для творчества. Ученики на ее уроках проводят экспертизу «стопроцентного» сливочного масла и находят в нем примести растительных жиров, выделяют витамины в продуктах, принесенных из дома, пишут рекламные тексты для того или иного химического производства, получают грушевый эфир...

В арсенале опытного преподавателя масса увлекательных авантюр и интриг, способных оживить привычный сюжет любого урока. Ни одного механического бездумного действия, ни одной лабораторной работы по инструкции, данной в учебнике, ученики Трушиной не делают.

— На мой взгляд, действия по заранее написанному сценарию не принесут детям никакой пользы. Описанные в учебнике работы не предполагают умственной деятельности ребенка. Ученики могут все манипуляции производить бездумно, не включая голову. Вообще могут думать в это время о своем, далеком от предмета изучения. Я не понимаю, почему мы, взрослые, хотим загнать детей в определенный коридор — все решаем за них. Ведь они должны сами найти путь решения задачи, свой собственный алгоритм нащупать. Пусть не сразу. Пусть будет вначале ошибка. Но это будет их собственная ошибка.

По признанию Трушиной, все учителя, и она, конечно, не исключение, грешат одним «общепрофессиональным» недостатком — торопясь пройти программу (отпущенных на ту или иную тему часов всем не хватает), они норовят подсказывать: все выводы, все формулировки спешат делать за учеников. Предметникам некогда ждать — урок сейчас окончится, а нужно переходить к следующей теме... Понимая, насколько это неправильно, Наталья Рахматуллаевна постоянно следит за собой — не торопит детей, дает время прийти к собственным выводам, пусть и более извилистым и сложным путем. Она даже радуется, если урок развивается не по ею намеченному плану, если он разворачивается в направлении, предложенном учениками, разумеется, в рамках изучаемой темы. Она знает, что самое ценное на уроке — открытие, которое делают сами ученики.

Внутренняя свобода и независимость, в том числе от плана, программы и прочих школьных фетишей (по сути, второстепенных моментов, занявших сегодня главенствующее место в иерархии ценностей), конечно же, к учителю приходят лишь с годами. И, скажем прямо, далеко не ко всем. К Наталье Трушиной внутренняя свобода, мастерство и удовольствие от преподавания пришли почти одновременно.

— Я вдруг в один прекрасный день поняла, что мне открыты глубины и секреты профессии. Я даже не знаю, как это ощущение назвать, но его ни с чем не спутаешь. Оно особенное: яркое и волнующее — как озарение. Когда я его пережила, мне стало легко и комфортно в школе.

Глядя на горящие глаза моей собеседницы, усомниться в этом было невозможно. Однако в ходе разговора Трушина высказала и другую мысль:

— Школа не всем показана. Есть категория людей, которым школа не походит. Они могут быть замечательными по своим личностным качествам, интересными и даже хорошо относиться к детям, но... не для них преподавание.

Как заместитель директора лицея Наталья Рахматуллаевна курирует педагогов естественно-научного направления. Сейчас в школе довольно много начинающих. С ними приходится работать особенно внимательно и осторожно. Трушина справляется с этой задачей, как никто другой: мягко подсказывает, направляет, советует. Никакого давления, никаких невыполнимых задач, только помощь и участие, улыбка и доброе слово — это именно то, чем можно добиться большего.

Конечно, опыт общения с учениками и коллегами накапливался с годами. Не сразу Наталья Рахматуллаевна стала магом и волшебником в своей профессии. Не обходилось и без ошибок на первых порах. Кстати говоря, считать ошибками многие моменты своей преподавательской деятельности моя героиня стала позже, спустя годы. А вначале многое воспринималось как должное, как единственно возможное.

— Что вам помогло увидеть свои ошибки, критично отнестись к своему опыту? — интересуюсь у Трушиной.

— Это может показаться странным, но больше всего о своих слабых сторонах с точки зрения методики я узнала, побывав на уроках своих коллег. У нас вообще в лицее принято обмениваться опытом, а я еще по должности своей часто посещаю уроки. Многие наши учителя очень сильны в плане методики  — это настоящие мастера своего дела. Поэтому на базе нашего лицея регулярно проводятся семинары, мастер-классы. Вообще я очень многому научилась за время своей работы в лицее и испытываю самую искреннюю благодарность многим своим коллегам.

Сама Наталья Рахматуллаевна почувствовала призвание быть учителем очень рано — в детском саду. В 5 лет она хорошо читала, и воспитатели обращались к ней с просьбой почитать сказки ребятам в группе. Наташа с удовольствием делала это, правда, не все ребята верили, что она читает, думали, что сочиняет свои сказки. В шесть лет мама решила отдать способную дочку в школу, тем более что к этому возрасту та уже не только бегло читала, но и вполне сносно писала, умела считать и решать задачки за 1-й класс. Однако в то время брать в школу рано было не принято — Наташе велели подождать. Год в подготовительной группе не прошел даром. Обычно после тихого часа Наташа, к большой радости воспитателей и одногруппников, проводила занятия. Для этого расставляли столы, как в классе, и начинали играть в школу. В расписании были уроки письма, чтения и математики. Наташа всегда была в роли учителя, и, что удивительно, ребята ее слушали и выполняли все задания. Можно не сомневаться, что кому-то те уроки помогли в начальной школе.

Итак, выбор профессии моей героини состоялся рано, а вот предмет определился лишь в седьмом классе, когда начали изучать химию.

— Я сразу же влюбилась в эту науку, в ее невероятные эксперименты, ее строгую логику и непредсказуемость, влюбилась навсегда и твердо решила, что буду только учителем химии, — рассказывает Наталья Рахматуллаевна.

Но и до этого в ее жизни были встречи с талантливыми педагогами, укрепившими девочку в выборе пути. Повезло с первой учительницей — Анастасией Семеновной. Она учила Наталью с первого по третий класс в очерской средней школе №2. Тогда девочка была уверена, что станет учителем начальных классов. Учеба продолжилась в полазненской средней школе №1 Добрянского района, и там Наталья встретила много интересных, творческих, талантливых учителей. Особую благодарность Наталья Рахматуллаевна испытывает к своему классному руководителю Ольге Михайловне Брызгаловой: «Она была для нас не просто учителем, а надежным другом, наставником, самым любимым учителем».

И все-таки самым первым другом, самым главным учителем и самым дорогим человеком в жизни Натальи Трушиной была другая женщина. Она не работала в школе и не была учителем по профессии. Но именно она вложила в Наташу любознательность, уважение к науке, научила ее трудиться и добиваться цели, была примером доброты и отзывчивости, приветливости и дружелюбия. Бабушка Александра Ивановна растила Наташу с трехмесячного возраста. Родители работали на Севере, а малышку решили оставить в более подходящих условиях. Бабушка выполнила возложенные на нее обязанности блестяще: она не просто любила внучку и заботилась о ней, она сделала все для ее развития и образования. Есть прирожденные педагоги, кем бы они ни были, где бы ни трудились, их вклад в судьбы детей огромен и ни с каким другим несравним. Вот и Наталья Рахматуллаевна уверена, что все лучшее в ней от бабушки.

После окончания школы Наталья (между прочим, серебряная медалистка) поступила на химический факультет классического университета. Но в ее дипломе стоит специальность «химик, преподаватель». Не только производственная, но и педагогическая практика была предусмотрена учебным планом. Правда, совсем небольшая по сравнению с практикой будущих педагогов. Знаний методики и возрастной психологии было явно недостаточно, и Наталья Рахматуллаевна поняла это очень скоро. Школьники не были такими же послушными, как воспитанники детского сада. На первом же самостоятельном уроке ее спас счастливый случай... в образе самого сложного ученика. Дети шумели и не хотели утихомириваться до тех пор, пока с задней парты не раздался солидный голос грозы класса: «Перестаньте шуметь. Дайте послушать!» Видимо, неформальному лидеру стало жаль молодую и симпатичную учительницу, и он проявил поистине королевское великодушие. Наталья Рахматуллаевна, в душе поблагодарив своего спасителя, тут же взяла слово и больше ни разу не теряла внимание класса. Но все же решила, что знания будут не лишними — с 1996 по 1998 год прошла профессиональную подготовку по специальности «педагог-психолог» на психологическом факультете Пермского областного института повышения квалификации работников образования и до 2003 года совмещала работу школьного психолога и учителя химии. Все получалось, но Наталье Рахматуллаевне хотелось научиться еще чему-то новому, востребованному в школьной практике. В 2002-2003 учебном году она прошла профессиональную переподготовку по специальности «менеджер образования» в Пермском государственном педагогическом университете и стала заместителем директора по учебной работе. Любой бы на ее месте сказал, что добился всего, чего хотел. Но Наталья Рахматуллаевна считает иначе:

— Я и сейчас еще в поиске, но уже точно знаю — заинтересовать ученика можно, если ты сам интересный человек, а для этого важно постоянно находиться в процессе развития. Как сказал А.Линкольн: «Кем бы ты ни был, будь лучше». И я следую этому.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 32 от 12 августа 2014 года



Гущин Д. Д.