На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Ежедневный праздник

В классах Ирины Тарасовой не бывает двоечников

— Ирина Юрьевна, можно и мне остаться и еще позаниматься? — Конечно, можно. Но у тебя, кажется, все получилось? — Так я еще хочу. И это в середине мая, когда из открытых окон одуряющее пахнет сиренью, во все голоса поют птицы, а школьники считают дни до каникул! Чем смогла расположить к себе третьеклассников Ирина Тарасова, новичок в этой школе? Хотя многое объясняет звание участника всероссийского и победителя регионального конкурсов 2013 года. Не зря таких педагогов аттестуют как самых лучших из лучших.

Директор нижегородской школы №177 Елена Валерьевна Щепелева подтверждает мою догадку: «Я знаю Ирину Юрьевну давно, еще со времени работы в школе №54, где я преподавала химию, а она вела уроки в начальных классах. Она всегда была творческим и увлеченным педагогом. А теперь, когда Ирина Юрьевна прошла многочисленные конкурсы и стала настоящим мастером, любая школа была бы счастлива заполучить ее в свой коллектив. Такой учитель дает много не только детям, он мобилизует и подтягивает коллег, стимулирует их педагогический поиск».

От директора же я узнала, что к Тарасовой уже выстроилась очередь родителей шестилеток, которые пойдут в школу лишь через год. Могу себе представить, что будет в период формирования списков классов!

Ирине Тарасовой пришлось принять класс в начале последней учебной четверти в новой школе — так сложились обстоятельства.

До этого она почти полтора десятилетия работала в замечательном коллективе нижегородского лицея №165 Автозаводского района.

— Это была не работа, а ежедневный праздник! — с восторгом вспоминает Тарасова.

По ее признанию, весь двадцатисемилетний период педагогической деятельности был сплошным праздником. Так бывает у тех, кто сразу же, без поисков и метаний, попадает на свою стезю.

Ирина с детства знала, что будет педагогом. Соседки удивлялись, почему ребятишки постоянно вокруг Иринки вьются. Во дворе у них все стены были мелом исписаны — играли в школу. Маленькую учительницу слушались даже забияки-непоседы.

Родители Ирины не сомневались, что дочка станет педагогом, дома все разговоры только и были об этом. Иногда, приходя домой обиженной на учительницу, она слышала от строгой матери: «Вот вырастешь и станешь хорошей учительницей». А когда двоюродная сестра, старше по возрасту, пошла в педучилище, младшая одолела вопросами:

— Так разве необязательно десятый оканчивать? Можно после восьмого? Вот здорово!

И в нижегородской (тогда еще горьковской) школе №46 все знали, что Ирина в девятый класс не придет, едет в Лукоянов поступать в педучилище.

Любимая учительница математики Александра Викторовна Куликова поддержала стремление девочки стать учительницей, и другие учителя одобряли ее решение. Мама тоже была не против, но ее пугал отъезд из дома. Как одна справится? Ведь Лукоянов далеко, больше двухсот километров от Горького, туда не приедешь быстро, если потребуется помощь.

И не понадобилось ехать. Педучилище благополучно заменило ей на целых четыре года родительский дом. Там Ирина не чувствовала себя ни одинокой, ни беззащитной. С первого шага ее, как и других первокурсниц, подкупило непривычное обращение к ним учителей и директора. Их, пятнадцатилетних, называли уважительно на «вы» и считали будущими коллегами. Спрашивали строго, но и помогали во всем, как в организации занятий, подготовке к педпрактике, так и в любых бытовых вопросах. Но и не миндальничали.

Как расстраивалась Ирина, когда за первый урок на практике в базовой школе получила тройку! Это был урок труда, она увлеклась составлением чертежа изделия, затянула эту часть урока и в результате не уложилась во время.

Терзала себя, что никакая она не учительница, ничего не умеет и вообще зря вообразила, что в педагогике ее призвание. «А способностей-то и нет никаких» — такие мысли приходили в голову после первой неудачи. Но потом все было хорошо, настолько хорошо, что ей, четверокурснице, доверили работать в малокомплектной сельской школе, где не было учительницы во втором-третьем классах. Нелегко было организовать одновременно учеников двух разных классов, зато какая это практика была на будущее!

По распределению Ирина попала в родной Горький, а гороно направило ее в школу №54, куда она собиралась поступать после восьмого в педкласс, а учителя отсоветовали: мол, педучилище лучше. Зато с какой душевностью встретили здесь молодую коллегу, как тепло приняли в свой коллектив!

Сразу же после получения диплома педучилища Ирина поступила в пединститут на филфак, окончила его заочно, но так и не перешла на преподавание русского языка и литературы. Начальная школа, видно, навечно привязала ее.

Замужество (удачное, слава богу!), рождение первенца, переезд на новую квартиру заставили молодую учительницу перейти в другую школу. И опять повезло: этот лицей считается одним из лучших в городе. Но и работать там пришлось больше, чем в обычных школах, чтобы соответствовать уровню. Но Ирина Юрьевна уже чувствовала себя уверенно. За плечами был опыт, десятилетний педагогический стаж, три полных выпуска. Уверенности добавила и встреча с первыми своими выпускниками, собравшимися через десять лет после окончания школы.

— Очень удивилась я, как они разыскали меня, — вспоминает Ирина Юрьевна. — Сменила фамилию, адрес, работу, а нашли! Они очень старались. И тепло отзывались о годах учебы в начальных классах. Это ли не высокая оценка моих трудов?

За основу Тарасова взяла систему развивающего обучения. Когда впервые ознакомилась с системой Эльконина — Давыдова, сразу поняла ее ценность и серьезность.

«Школа — самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее, в ней не замечаешь времени, проживая несколько жизней вместо одной», — написала она в своем напутствии новым конкурсантам.

Вспоминая свои первые годы учебы, Ирина Юрьевна призналась, что вначале не любила школу, боялась учиться. Возможно, потому что первая учительница была не просто строгой, но даже суровой. Не потому ли сама Ирина Юрьевна — воплощенная доброта и справедливость?

— Но ведь доброта и попустительство рядом идут... Как не спутать одно с другим? — спрашиваю недоверчиво.

— Тут грань надо чувствовать. Но дети очень чуткий народ, сразу поймут, какой учитель перед ними на самом деле. С первого же знакомства я стараюсь их влюбить в себя, потом начинаю учить и требовать. Еще в 1994 году на курсах в Нижегородском институте развития образования, где нас знакомили с системой Эльконина — Давыдова, поняла, что можно и нужно работать иначе, чем мы работали до тех пор. Раньше учитель должен был дать знания, привить умения, навыки. Сейчас этого мало. Учу детей ставить перед собой цель, стараться самостоятельно добиваться результата и, главное, уметь самостоятельно оценить его.

После тех курсов было немало и других, в том числе в Москве, куда Тарасова ехала не просто подучиться — рассчитывала узнать о новых открытиях в педагогике.

Одно из таких открытий — не бывает неуспешных учеников. Бывают те, которые что-то недополучили в школе. Те, кого не приучили к поиску новых знаний, не привили вкус к познанию своих способностей.

Вспоминая свою учительницу математики, Тарасова приводит такое ее утверждение: «Двойка — это не оценка человека, это оценка данной работы. А ее можно всегда переделать». Теперь и Ирина Юрьевна предлагает ребятам в таких случаях подумать получше и переделать работу. В ее классах не бывает не только двоечников, но и тройки в журналах достаточно редки. И еще она приучает детей не идти за помощью сразу к учителю, а просить помочь соседа.

Во время моего визита в школу ученики Тарасовой выполняли министерскую контрольную работу. Задания разнообразные, их много, рассчитаны на четыре урока. Учитель разрешила выполнять их парами. Как старательно помогали ученики друг другу! Один мальчик оказался без пары, это так огорчило его! Пришлось подключить его к паре третьим. И эта тройка сделала три разные работы. Справились, потому что помогали друг другу.

— Помощь и соперничество — они мешают или органично дополняют друг друга? — я не могла не задать этого волнующего меня вопроса.

— В классе не должно быть соперничества. Только помощь, дружба и взаимовыручка. Детям жить и учиться в одном коллективе одиннадцать лет. В школе каждому ребенку должно быть комфортно и интересно. Герой всем известного сериала «Приключения Электроника» говорил: «Ведь учиться — это самое приятное!»

Сама Тарасова вначале с недоверием отнеслась к предложению участвовать в конкурсе:

— Когда мне предложили в 2013 году принять участие в районном конкурсе, первое, что почувствовала, — это сомнения. И даже не в том, что сумею справиться с четырьмя заданиями — это все было знакомо. Боялась не справиться с волнением. Ведь согласитесь, что сцена для учителя не совсем привычное место.

Но очень помогали методисты. Особенно я оценила их помощь, когда вышла на городской, а потом и на областной этапы. Поняла, что соревнования профессионалов высокого уровня — это стартовая площадка для новых достижений. Но должна сказать, что особенной конкуренции на конкурсе не чувствовалось. Каждый конкурсант болел за других участников, все старались помочь друг другу. С особым интересом я приглядывалась к коллегам, учителям начальных классов, старалась перенять от них лучшее, ведь в младших классах закладывается фундамент всех будущих знаний, без которых не обойтись в будущем.

Важно, конечно, общение с коллегами. И понимаешь, что в таких конкурсах нет проигравших, но есть много победителей. И кроме нас самих это дети, которых мы учим, их родители, а в конечном итоге — все наше общество. Для многих из нас, учителей, руководством в профессии стали слова Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, — он совершенный учитель».

— Хотела задать вопрос, который сейчас обсуждается на страницах «Учительской газеты»: нужны ли конкурсы «Учитель года», но вы уже почти ответили на него.

— И еще раз скажу, что очень нужны. Конкурс профессионального мастерства скоротечен, но учительская биография не измеряется временем. Она умножается на успешные судьбы учеников. Убеждена, что незабываемое общение с единомышленниками, возможность обрести новых друзей, увидеть профессию и себя в профессии по-новому — это лучшая награда за неизбежные сомнения и трудности, без которых не обходится ни одно жизненное испытание.

НВера Кострова, «Учительская газета», № 21 от 27 мая 2014 года



Гущин Д. Д.